БОГОМИЛЬСТВО

БОГОМИЛЬСТВО еретич. движение на
Балканах. Возникло в нач. 10 в., по-видимому, на терр. Македонии под влиянием
павликианства (см. Павликиане). Названо, по мнению большинства историков,
по имени попа Богомила - предполагаемого основателя Б. Социальная программа
Б.: осуждение богатства, отрицание феод, эксплуатации и гос. власти. Б.
отвергало господствующую вост.-христ. церковь, иерархию, храмы, таинства
и обряды, совершаемые священниками (заменив их более простыми молитвами,
совместными ритуальными трапезами). Б. не признавало Ветхий завет, поклонение
кресту, святым, мощам. В основе религ.-филос. учения Б. лежало представление
о двойственности мира, о постоянной борьбе в нём доброго и злого начал.
Земной мир и тело человека богомилы объявляли созданными дьяволом, небесный
мир и душу человека - проявлением доброго начала. В богомильских общинах
различались "совершенные", которые вели аскетич. образ жизни, отрицали
брак, и рядовые члены. Возглавляли богомильские общины "дедцы" - епископы.
Упрочившись в Болгарии в 10 в., Б. распространяется в 11-12 вв. в Византии,
в 12-13 вв. в Сербии и Боснии (в Боснии оно стало господств, формой идеологии,
превратившись в своеобразную церковь). Под влиянием Б. создались зап.-европ.
ереси (патарены, катары, альбигойцы). Церковь и феодальное государство
боролись против Б. Известна обширная лит-pa, критикующая Б. (пресвитера
Козьмы, Евфимия Зигавена). Визант. император Алексей I Комнин насильственно
обращал богомилов в "правую веру", их вождя Василия сжёг на костре. Его
политику продолжал Мануил I, в Сербии - Стефан Неманя, в Болгарии - Борил
(осуждение Б. последовательно проведено в Синодике Борила 1211). В период
зависимости Болгарии от Византии (11-12 вв.) богомилы участвовали в восстаниях
болг. народа против визант. ига (1040, 1072), поддерживали борьбу болг.
государства против Византии в правление царя Калояна (1197-1207). Постепенно
социальные тенденции в Б. ослабевали, и к 14 в. оно превратилось в религ.
секту, распространённую гл. обр. среди духовенства и гор. населения. Богомилы
сохранялись до 17 в. Уцелела обширная апокрифич. лит-pa, созданная богомилами.


Лит.: Ангелов Д., Богомилството
в България, 2 изд., С., 1961; О bolenskyD., The Bogomils. A study in Balkan
neomanichaeism, Camb., 1948; П р и м о в Б., Богомилският дуализъм, произход,
същност и об-щественно-политическо значение, "Известия на Института за
история", 1960, № 8; Ангелов Д., П р и м о в Б., Батаклиев Г., Богомилството
в България, Византия и Западна Европа в извори, С., 1967; S i d a k J.,
О nekiin posljednjim prilozima В. Primova Problemu Bogumilstva, "Slovo",
1964, № 14. С. А. Никитин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я