БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО религ. филос,
течение в среде рус. либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших
в предреволюц. период обществ, перемен и получило широкое распространение
после поражения Революция 1905-07. Б. предлагало перестроить совр. формы
гражд. быта и человеч. существования на основе обновлённого христианства.
Представители Б. -Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Мережковский, 3. Гиппиус,
Н. Минский, Д. Философов и др.- группировались гл. обр, вокруг "Религиозно-философского
об-ва"; они издавали журн. "Новый путь" (СПБ, 1903-04), "Вопросы жизни"
(СПБ, 1905), "Весы" (М., 1904-1909). Один из мировоззренч. истоков Б.-
философия "всеединства" В. Соловьёва. Богоискатели выступили с критикой
офиц. православия, отмечая, что "жизнь пола, жизнь общественная, вся прелесть
мировой культуры, искусство и наука оказались на полюсе противоположном
религиозному сознанию исторического христианства" (Бердяев Н., Sub specie
aeternitatis..., СПБ, 1907, с. 347); они развивали учение о "новом религиозном
сознании", устремлённом к установлению "царства божия на земле". Богоискатели
проповедовали, что бытие трагично и в нём господствуют смерть и уничтожение,
противоречащие абсолютному достоинству и ценности личности. Воскресение
Христа, воспринятое как достоверный историч. факт, рассматривалось в качестве
залога победы над смертью и воскресения во плоти для человека, нашедшего
бога в своей душе. Б. было враждебно марксизму, к-рый, по утверждению богоискателей,
жертвует личностью ради общего равенства и братства, подчиняет её тирании
социальной организованности. Марксисты подвергли критике Б. за его трактовку
свободы, за отрицание смысла классовой борьбы и оценили его как реакц.
субъективистское и мистич. учение. В. И. Ленин писал, что богоискатели
выступали "...против крайностей клерикализма и полицейской опеки для усиления
влияния религии на массы, для замены хоть некоторых средств оглупления
народа, слишком грубых,...- более тонкими, более усовершенствованными средствами"
(Поли. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 434-35).


Б. получило распространение среди филос.
и художеств, интеллигенции -декадентов и символистов т. н. старшего поколения.
После поражения Революции 1905-07 многие богоискатели активно разрабатывали
антиреволюционную идеологию "Вех". Б. послужило одним из источников религ.
философии, экзистенциализма и персонализма в рус. эмигрантской
и западной филос. лит-ре.


Лит.: Ленин В. И., Материализм и
эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, Классы и партии
в их отношении к религии и церкви, там же, т. 17; ег о ж е, Приемы борьбы
буржуазной интеллигенции против рабочих, там же, т. 25; Плеханов Г. В.,
О так называемых религиозных исканиях в России, Соч., т. 17, М., [19241;
История философии, т. 5, М., 1961.

И. Ф. Балакин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я