БИДЕРМЕЙЕР

БИДЕРМЕЙЕР (нем. Biedermeier,
Biedermaier), стилевое направление, развивавшееся гл. обр. в немецком и
австрийском иск-ве ок. 1815-48. Название получило позднее по вымышл. фамилии
простосердечного нем. обывателя, стоявшей в заглавии стихов поэта Л. Эйхродта
"Biedermaiers Liederlust" (изд. в 1850). Подъём экономики в обстановке
реставрации феодально-полицейского режима способствовал появлению типичного
для бюргерской среды аполитичного обывателя-филистера, озабоченного личным
благоденствием. Его представлениям о респектабельной устроенности быта
отвечала характерная для Б. переработка форм ампира (гл. обр. в
интерьере и в декоративно-прикладном иск-ве) в духе интимности и домашнего
уюта. Нерасчленённые глади стен с обоями светлых (жёлтых, голубых, розовых)
тонов и с узором из мелких цветочков, такая же обивка мягкой добротной
мебели из неокрашенного дерева светлых пород (берёзы, липы, ясеня), более
лёгкой по пропорциям, чем ампирная, но очень прочной и устойчивой, посуда
из "каменной массы" в духе англ. изделий Уэджвуда, отделанные кружевами
женские платья на корсетах с узкой талией и пышными рукавами, узорные жилеты,
цветные узкие фраки и цилиндры мужчин - всё в упрощённом и удешевлённом
виде как бы повторяло бытовой уклад аристократа рубежа 18-19 вв., но дышало
большим комфортом и опрятностью.


И. П. Хазенклевер. "Кабинет для чтения".
1843. Национальная галерея. Берлин. Комната в стиле бидермейер. Акварель.
1-я пол. 19 в.


В живописи Б., являвшейся своеобразным
вариантом романтической, сказалось влияние мел-кобурж. либерально-демократич.
движения. Свойственный романтизму интерес к исключит, личности в Б. вытесняется
интересом к частному человеку, к маленьким радостям мелкого буржуа, интересом
к обыденной жизни бюргеров и крестьян, к окружающей природе. Для живописи
Б. характерны небольшой формат, тонкое тщательное письмо, интерес к среде,
к дневному или искусств. освещению, любовь к бытовым деталям, стремление
к интимности и задушевности образов, часто с юмористич. оттенком. В иск-ве
Б. отсутствует действенное начало, что налагает на это иск-во печать тематич.
узости, созерцательности, идеализации безмятежного, гл. обр. семейного
быта. Это сказалось в жанровых портретах Г. Ф. Керстинга с их тонкой поэтизацией
уютных
интерьеров бюргерских домов, в неск. сентиментальных жанровых сценах на
фоне идиллич. пейзажей Л. Рихтера, в проникнутых сочувств. юмором бытовых
эпизодах из жизни чудаковатых обывателей К. Шпицвега, в интимных жанрах
И. П. Хазенклевера, в живых зарисовках уличных сцен на изображениях парадов
Ф. Крюгера. Типичными мастерами Б. были австр. живописцы М. Швинд, автор
поэтичных пейзажей, жанров, произв. на литературные и сказочные сюжеты,
в к-рых с мягким юмором передано очарование нар. легенд, и Ф. Г. Вальдмюллер,
писавший богатые бытовыми деталями портреты, идиллич. жанровые сцены и
пейзажи. Близко к Б. творчество дат. художников К. В. Эк-керсберга и К.
Кёбке, отмеченное, однако, большей непосредственностью наблюдения и полным
отказом от идеализации.


Лит.: Schmidt P. F., Biedermeier-Malerei,
Munch., [1922]; Boehn M. von, Biedermeier. Deutschland von 1815 -1847,
[В.], 1923; Bauernfeld E. von, Wiener Biedermeier, W., 1960. И. М. Глозман.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я