БИБЛИЯ

БИБЛИЯ (от греч. biblia, букв.-
книги), сборник разновременных, разноязычных и разнохарактерных соч. (8
в. до н. э.-2 в. н. э.), к-рый лежит в основе богослужения и догматики
иудаизма и христианства, признаётся ими священным. Б. состоит из Ветхого
завета, признаваемого Священным писанием и иудейской и христ. религиями,
и Нового завета, признаваемого лишь христианством.


Ветхий завет, написанный на др.-евр.
и частично на арамейском яз. (в 39 книгах), завершён в 3-2 вв. до н. э.
Здесь и нар. мифы, и легенды (кн. Бытие), частично восходящие к об-щесемитич.
преданиям (миф о грехопадении первых людей, о потопе); ист. повествования
(кн. Самуила, Царей), являющиеся важным источником по истории древней Палестины
и соседних народов; запись этич. норм и ритуальных предписаний (кн. Второзаконие,
куда входят Десять заповедей); публицистич. произведения (кн. Пророки);
филос. размышления (кн. Иов, Екклесиаст); любовная лирика (кн. Песнь песней);
религ. поэзия (псалмы, приписанные царю Давиду, в совокупности наз.
Псалтырь);
псевдоист.
повести (кн. Есфирь). Согласно традиции, кн. Ветхого завета разделяются
на три части: Закон (по-еврейски Тора), или
Пятикнижие,
составление
к-рого приписывается Моисею, Пророки [куда, помимо книг т. н. пророков
(Исайя, Иеремия, Иезекииль и 12 "малых пророков"), входят также кн. Иисуса
Навина, Судей, 1-я и 2-я кн. Царей и др.] и Писания, или Агиографы. Эти
произведения, создававшиеся на протяжении многих веков (нек-рые фрагменты,
напр. Песнь Деборы, входящая в состав кн. Судей, восходят к 12 в. до н.
э.), объединяются с 5 в. до н. э. в сборники, подвергаются редактированию
иерусалимским жречеством, внедрявшим идею, будто у евреев изначально господствовал
монотеизм (единобожие). Ветхозаветный канон вырабатывался между 90-100
н. э., а в 7-9 вв. богословы, называемые масоретами (от др.-евр. масо-ра
- предание), создают унифицированный текст Ветхого завета. Древнейшие дошедшие
до нас полные рукописи Ветхого завета (кон. 9-10 вв.) передают масоретскую
редакцию. Только кумран-ские рукописи (найденные в 1947-65 в пещерах на
побережье Мёртвого м.) позволили познакомиться в оригинале с отд. книгами
и фрагментами Б. в домасорет-ской редакции и создали серьёзную базу для
изучения складывания ветхозаветного текста.


В христ. богослужениях Ветхий завет
используется в переводах на греч., лат., старослав. и новые яз. В основе
многих из этих переводов - др.-греч. перевод (т. н. перевод 70 толковников,
по-латински -Септуагинта), сделанный с домасорет-ского текста во 2 в. до
н. э. (дошёл в рукописях, начиная с 4 в. н. э.), содержит разночтения по
отношению к масорет-ской версии (соответствующие в нек-рых случаях кумранским
рукописям). Септуагинта включает, кроме того, ряд произв., не вошедших
в евр. канон Б. (см. в ст. Апокрифы). Лат. перевод (гл. обр. с древнеевр.
текста, с использованием имевшегося лат. перевода с Септуагинты) выполнен
богословом Иеронимом в 386 -406 (сохранились рукописи 6 в.) и положен в
основу католич. Б., т. н. Вульгаты. На Руси Б. переводилась преим. с греческого,
хотя возможно, что при переводе нек-рых книг пользовались и евр. оригиналом.
Первая полная рус. Б. появилась в 1499, причём часть книг была переведена
с лат. текста Иеронима. В период Реформации в Зап. Европе появляются
переводы Б. на новые яз. (в том числе перевод М. Лютера).


Новый завет написан на др.-греч.
яз. (дискуссионным остаётся вопрос, не было ли Евангелие от Матфея первоначально
написано по-арамейски) и состоит из 4 Евангелий, Деяний апостольских,
21 послания и Откровения (Апокалипсиса) Иоанна Богослова. Согласно
традиции, новозаветные произв. принадлежат ближайшим последователям Христа
или их ученикам и датируются в основном сер. 1 в. н. э. На самом деле они
созданы позднее, по-видимому, во 2-й пол. 1 - нач. 2 вв. (древнейшая дошедшая
рукопись - фрагмент Евангелия от Иоанна - датируется приблизительно 125
н. э.). Новый завет сложился в результате компромисса между различными
группировками ранних христиан, причём его канонич. состав не был утверждён
до кон. 4 в.: существовал ряд Евангелий, посланий и откровений, не признанных
церковью; из последних нек-рые (Откровение Иоанна, послания Иакова, Иуды
и др.) впоследствии были включены в канон. Новый завет - важнейший источник
по истории становления христианства.


Разнородная по своему происхождению,
Б. отражала различные социальные, политич. и этические воззрения. Наряду
с призывом к улучшению положения угнетённых (особенно в книгах Пророков)
и к разрушению Римской империи (Апокалипсис) в Б. господствует апология
монаршей власти, общественного неравенства, собственности; провозглашается,
что "нет власти аще не от бога". Идеалом семейных отношений выступает патриархальная
семья с подчинением женщины домовладыке, с включением в семью наложниц
и домочадцев. Историч. процесс рассматривается как проявление "промысла
божьего", земля - как средоточие Вселенной, мир - как имеющий начало и
конец.


Признанная священной ("боговдохновенной")
книгой христ. церкви, Б. на протяжении всего средневековья определяла форму
выражения мысли в Европе. Библейская космогония, социальное учение, этика
были признаны церковью непререкаемой нормой и использовались в интересах
эксплуататорских классов. К Б. прибегали для оправдания привилегий феодалов,
инквизиции, рабства, приниженного положения женщины. Еретические учения
(в т. ч. павликианство и богомильство, отвергавшие боговдохновенность Ветхого
завета) не столько оспаривали, сколько переосмысливали учение Б., находя
в ней подчас обоснование идеи равенства ("Когда Адам пахал, а Ева пряла,
кто был господином?"). Ссылками на Б. аргументированы крестьянские требования
во время Великой крестьянской войны (1524-26) и программы Англ. бурж. революции.
Библейские образы, сюжеты составили арсенал средневекового искусства, в
первую очередь в иконописи и скульптуре церквей; и позднее Б. давала сюжеты
для художников, писателей, композиторов (Рембрандта, Дж.


Мильтона, И. С. Баха, Дж. Байрона,
Т. Манна и др.).


Изучение Б. началось ещё в древности
и первоначально имело преим. богословский характер. В ср. века создаётся
особая дисциплина - экзегетика, ставившая целью истолкование отд. мест
Б. и, в частности, объяснение противоречий, к-рые и тогда уже бросались
в глаза, однако трактовались как мнимые. Библейская критика начинается
с 17-18 вв. (Б. Спиноза, Ж. Астрюк). Она показала, что Б. не есть исключительная,
боговдохно-венная книга, но сложный лит. памятник, отражающий интересы
различных общественных кругов, изобилующий противоречиями. Так, в кн. Бытие
изложены два взаимоисключающих мифа о сотворении человека [в одной версии
мужчина и женщина были созданы одновременно, в другой женщина (Ева) - позднее,
из ребра мужчины (Адама)]; в одном мифе о потопе дождь, вызвавший потоп,
шёл 40 дней, в другом -150 дней и т. п. В различных евангелиях по-разному
определяются время рождения Христа, место, куда увезли младенца Иисуса,
продолжительность проповеди Христа; в Б. имеются и теологич. противоречия:
в одних посланиях говорится, что человек спасается верой, в других - делами.
Противоречивы и социально-этические принципы Б. (осуждение богатства и
примирение с богатством; призыв "принести меч" в этот мир и угроза, что
поднявший меч от меча и погибнет; призыв не судить других людей и, напротив,
подвергнуть их суду; призыв не расходиться с женой и, наоборот, оставить
жену и т. п.). Противоречия вскрыты не только между Ветхим и Новым заветом,
но и внутри отдельных книг. Вместе с тем были обнаружены повторы, стереотипы.
Библейская критика показала, что мировоззрение Б. не уникально и имеет
определённые корни и параллели в различных верованиях, обрядах, обычаях
древних народов (особенно в вавилонской мифологии). Были вскрыты элементы
политеизма и архаичных культов, противоречащих осн. тенденции Б. к монотеизму.
Было установлено, что Пятикнижие не могло принадлежать Моисею: уже в нач.
19 в. было доказано, что одна из его книг -Второзаконие -создана в 621
до н. э., значительно позднее того времени, к которому традиция относит
смерть Моисея; стилистически Пятикнижие составляет единое целое с кн. Иисуса
Нави-на, где повествуется о событиях после смерти Моисея; был раскрыт ряд
источников (т. н. "Элохист" и "Яхвист"), из которых почерпнуты нередко
противоречивые версии одних и тех же преданий и т. д. Был раскрыт и характер
жреческой переработки Б.: сличение кн. Хроник (Паралипомен) с кн. Самуила
и Царей показало, что при редактировании были изменены даты, введены одни
эпизоды, опущены другие с целью показать, что история Иудеи - история славы
Яхве (так было опущено всё, что могло бросить тень на царя Давида, к-рого
представили основоположником культа Яхве, а не отважным царьком-разбойником,
каким изображало его раннее предание). Библейская критика, задевавшая интересы
церкви, натолкнулась на упорное сопротивление конфессиональной науки, хотя
нек-рые её выводы стали использоваться богословами (особенно протестантами)
в целях очищения библейских повествований от явных нелепиц. Ряд утверждений

библейской критики в последние годы
были пересмотрены в свете новых исследований (в частности, на основе данных
т. н. библейской археологии). Некоторые библейские предания, считавшиеся
мифом (например, возникновение христианства на территории Палестины), по-видимому,
содержат историч. зерно.


Для пользования Б. имеются отдельно
изданные алфавитные указатели всех встречающихся в Б. слов и собственных
имён - т. н. симфонии, или конкорданции.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
О религии, М., 1955; Л е н и н В. И., О религии, М., 1955; Ранович А. Б.,
Очерки истории древнееврейской религии, М., 1937; Велльгаузен Ю., Введение
в историю Израиля, пер. с нем., СПБ, 1909; Фрэзер Дж., фольклор в Ветхом
завете, пер. с англ., М.- Л., 1931; Ленцман А. Я., Происхождение христианства,
М., 1960; А м у с и н И. Д., Рукописи Мертвого моря, М., 1960; Крывелев
И. А., Книга о Библии, М., 1958; его же, Как критиковали Библию в старину,
М., 1966; КосидовскийЗ., Библейские сказания, [пер. с польск.], М., 1966;
Церен Э., Библейские холмы, [пер. с нем.], М., 1966; Лившиц Г. М., Очерки
историографии Библии и раннего христианства, Минск, 1970; Е i s s f e 1
d t. О., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tubingen, 1964; G1anzman
G., Fritzmyer J., An introdu-ctionary bibliography for the study of the
Scripture, N. Y., 1965; Feine P., Behm J., Einleitung in das Neue Testament,
14 Aufl., Hdlb., 1965.

А. П. Каждая.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я