БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ в широком
смысле - совокупность психич. процессов, операций и состояний, не представленных
в сознании субъекта. В ряде психологич. теорий Б.- особая сфера психического
или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин
"Б." используется также для характеристики индивидуального и группового
поведения, действит. цели и последствия к-рого не осознаются. Термин "Б."
широко употребляется в философии и психологии, а также в психиатрии, психофизиологии,
юридич. науках, искусствоведении.


Общая идея о Б., восходящая к учению
Платона о познании-воспоминании (анамнезе), оставалась господствующей вплоть
до нового времени. Иной характер она получила после постановки Р. Декартом
проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного
и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами
сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психич.,
деятельность мозга. Концепция Б. впервые чётко сформулирована Г. Лейбницем
("Монадология", 1720), трактовавшим Б. как низшую форму душевной деятельности,
лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам,
над океаном тёмных перцепций (восприятий). Первую попытку строго материалистич.
объяснения Б. предпринял Д. Гартли (Англия), связавший Б. с деятельностью
нервной системы. Нем. классич. философия касалась в основном гносеологич.
аспекта бессознательного. И. Кант связывает Б. с проблемой интуиции,
вопросом
о чувственном познании (бессознат. априорный синтез). Иной характер обрело
Б. у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, развивавших в противовес
рационализму Просвещения своего рода культ Б. как глубинного источника
творчества. Иррацио-налистич. учение о Б. выдвинул А. Шопенгауэр, продолжателем
к-рого выступил Э. Гартман, возведший Б. в ранг универсального принципа,
основы бытия и причины мирового процесса. В 19 в. началась линия собственно
психологич. изучения Б. (И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс -
Германия). Динамич. характеристику Б. вводит Гербарт (1824), согласно к-рому
несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более
слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не
теряя своих динамич. свойств.


Новый стимул в изучении Б. дали работы
в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфич.
методы воздействия на Б. (первоначально - гипноз). Исследования, особенно
франц. психиатрич. школы (Ж. Шарко и др-), позволили вскрыть отличную от
сознательной психич. деятельность патогенного характера, не осознаваемую
пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция австр. врача и психолога
3. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротич. симптомами
и воспоминаниями травматич. характера, к-рые не осознаются в силу действия
особого защитного механизма -вытеснения. Отказавшись от физиологич.
объяснений, Фрейд представил Б. в виде могущественной иррациональной силы,
антагонистичной деятельности сознания. Бессознат. влечения, по Фрейду,
могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа.
Швейц.
психолог К. Юнг, помимо личного Б., ввёл понятие коллективного Б., объективной
психики, разные уровни к-рой идентичны у лиц определ. группы, народа, всего
человечества. Учение Фрейда о Б. получило чисто иррационалистич. трактовку
в ряде совр. бурж. философско-психологич. концепций.


В сов. психологии проблема Б. разрабатывается
особенно в связи с теорией установки Д. Н. Узнадзе. Психофизио-логич.
аспекты Б., изучавшиеся И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, исследуются в
связи с анализом сна и гипнотич. состояний, корковых и подкорковых образований,
явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т. д.
В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетич. представлений
и методов моделирования Б. Несмотря на многочисл. попытки, пока не удалось
построить целостной теории, объясняющей механизмы и структуру Б.


Лит.: Новые идеи в философии,
сб. 15 -Бессознательное, СПБ, 1914; Фрейд З., Бессознательное, в его кн.:
Основные психологические теории в психоанализе, М.- П., 1923; Сеченов И.
М., Кому и как разрабатывать психологию?, Избр. произв, т. 1, М., 1952;
Бочоришвили А. Т., Проблема бессознательного в психологии, Тб., 1961; Чхартишвили
Ш. Н., Проблема бессознательного в советской психологии, Тб., 1966; Бассин
Ф. П., Проблема бессознательного, М., 1968; Maclntyre А. С., The unconscious.
A conceptual analysis, L.- N. Y., 1958; Bellak L., The unconscious, "Annals
of New York Academy of Sciences", 1959, v. 76, art. 4; W h у t e L. L.,
Unconscious before Freud, N. Y., [I960]; L'lnconscient. 6 Col-loque de
Bonneval, P., 1966. Д. Н. Ляликов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я