БЕНЗИН

БЕНЗИН (франц. benzine), смесь углеводородов
различного строения, бесцветная жидкость с пределами кипения 30-205°С.
Темп-pa замерзания Б. ниже -60°С, темп-pa вспышки ниже 0°С, плотность 700-780
кг/м3(0,70-0,78
г/см3).


При концентрациях паров Б. в воздухе 74-123
г/м3образуются
взрывчатые смеси. Основной источник получения Б.-перегонка и каталитич.
переработка нефти (см. Перегонка нефти, Крекинг);
небольшие количества
Б. получают переработкой каменных углей и горючих сланцев (см.
Гидрогенизация
деструктивная),
а также из природных и попутных газов (см. Газы
природные горючие
и Газы нефтяные попутные). Б. применяют гл.
обр. в качестве топлива для двигателей внутр. сгорания с воспламенением
от искры (карбюраторные и с непосредственным впрыском); ок. 10% Б. используют
как растворители, промывочные жидкости и для др. целей. Б., применяемые
как топливо, делят на автомобильные (табл. 1) и авиационные (табл. 2).


Табл. 1. - Марки и качество автомобильных
бензинов, выпускаемых в СССР

































































































































































Показатели




Марки




А-66




А-72




АИ-93




АИ-98




Октановое число по моторному методу
(не менее)




66




76




85




89




Содержание тетраэтилсвинца,
г/кг
бензина
(не более)




0,6




0,41




0,82




0,82




Темп-pa начала перегонки бензина,
°С (не ниже)




35




35




35




35




Конец кипения, °С (не выше)




205/185




195/185




195/185




195*




Давление насыщенных паров, кн!мг(не




670/930




670/930




670/930




670




мм рт. ст.
(не более)




500/700




500/700




500/700




500




Индукционный период, мин (не
менее)




450




900




900




900




Кислотность, КОН
мг/л бензина
(не более)




30




30




30




30




Содержание (фактич.) смол, мг/л
бензина
(не более)




150




100




70




70




Содержание серы, % (не более)




0,15




0,10




0,10




0,10






* Для бензина АИ-98 нет деления на летний
и зимний; для др. бензинов в числителе приведены данные для летних, в знаменателе
- для зимних.


Табл. 2.- Марки и качество авиационных
бензинов, выпускаемых в СССР





















































































































































Показатели




Марки




Б-100/130




5-95 '130




Б-91/115




| Б-70




Детонационная стойкость октановое
число по моторному методу (не менее)




98.6




95




91




70




сортность на богатой смеси (не менее)




130




130




115




-




Содержание тетраэтилсвинца,
г/кг
бензина
(не более)




2,7




3.3




2,5




-




Темп-pa начала перегонки, °С (не ниже)




40




40




40




40




Конец кипения, °С (не выше)




180




180




180




180




Кислотность, КОН мг/л бензина
(не более)




10




10




10




10




Содержание (фактич.) смол, мг/л
бензина
(не более)




20




20




20




20




Содержание серы, % (не более)




0,05




0,05




0,05




0,05




Период стабильности,
ч




8




8




8








Автомобильные Б. подразделяются на летние
(для применения с апреля по сентябрь во всех районах, кроме северных и
северо-восточных) и зимние (для северных и северо-восточных районов, а
в остальных районах - с октября по март). В отличие от летних Б. в зимних
содержится большее количество низкокипящих углеводородов. Б. характеризуются
след, показателями: склонностью к образованию отложений (содержание фактич.
смол), коррозионной агрессивностью (кислотность и содержание серы), стабильностью
при хранении (индукционный период и период стабильности).


Важнейшее эксплуатационное свойство Б.-
их детонационная стойкость (см. Детонация моторных топлив), т. е.
способность нормально сгорать в двигателе при различных условиях. Антидетонационные
свойства Б. оцениваются октановым числом, а для авиационных Б.-также
и сортностью (см. Сортность бензинов). Чем выше октановое число
Б. или его сортность, тем лучше его антидетонационные свойства. Деление
Б. на марки основано на этих свойствах: для автомобильных Б. приводится
значение октанового числа (А-66, А-72, АИ-93); авиационные Б. (кроме Б-70)
маркируются дробью (Б-100/130, Б-91/115), где в числителе даётся октановое
число, а в знаменателе-сортность. Для повышения детонационной стойкости
Б. в них добавляют антидетонационную присадку - тетраэтилсвинец (ТЭС).
Такие этилированные Б. ядовиты, в работе с ними необходимы меры предосторожности;
их обязательно окрашивают (для отличия от неэтилированных).


Действие на организм. Б. проникает в организм
в основном через лёгкие. Опасность отравления Б. существует на всех этапах
его произ-ва, транспортировки и особенно при использовании Б. Предельно
допустимая концентрация в воздухе паров Б. от 100 до 300 мг/м3,
Б.-растворителя
- 300 мг/м3. При остром отравлении парами Б. появляются
головная боль, неприятные ощущения в горле, кашель, раздражение слизистой
оболочки глаз, носа, в тяжёлых случаях -' головокружение, неустойчивая
походка, психич. возбуждение, замедление пульса, иногда потеря сознания.
При хронич. отравлении обычны жалобы на головные боли, головокружения,
расстройства сна, раздражительность, повышенную утомляемость, похудание,
боли в области сердца и др.


Первая помощь и лечение. При острых отравлениях
- свежий воздух, кислород, сердечные и успокаивающие средства; при остановке
дыхания - искусств. дыхание. При попадании Б. в желудок - внутрь растительное
масло (30-50 г). При хронич. отравлениях - общеукрепляющее лечение, физиотерапия,
временное отстранение от работы с Б. Лица, страдающие функциональными заболеваниями
нервной системы и эндокринных органов, к работе с Б. не допускаются.


Лит.: Нефтепродукты. Свойства, качество,
применение. Справочник, М-, 1966; Вредные вещества в промышленности, под
общей ред. Н. В. Лазарева, 4 изд., ч. 1, Л., 1963; Профессиональные болезни,
2 изд., М., 1964. А. А. Гуреев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я