БЕЛЬГИЯ Таблица XIV

БЕЛЬГИЯ Таблица XIV

К ст. Белорусская ССР. 1 - 4. Сцены
из спектаклей Белорусского театра им. Я. Купалы: 1. "Кастусь Калиновский"
Е. А. Мировича. 1923. 2. "Последние" М. Горького. 1937. 3. -"Константин
Заслонов" А. Мовзона. 1947. 4. "Павлиика" Я. Купалы. 1944. 5. "Шестерка"
В. Ф. Вольского. Белорусский театр им. Я. Коласа. 1941. 6. "Люди
на болоте" по И. П. Мележу. Белорусский театр им. Я. Купалы. 1966. 7-8.
Сцены из спектаклей Белорусского театра оперы и балета: 7. Опера "Михась
Подгорный" Е. К. Тикоцкого. 1957. 8. Балет "Князь-озеро" В. А. Золотарёва.
1949. 9-11. Кадры из фильмов: 9. "В огне рождённая". Режиссёр В. В. Корш-Саблин.
1930. 10. "Часы остановились в полночь". Режиссёр Н. Н. Фигуровский. 1959.
11."Москва - Генуя". Режиссёр А. В. Спешнев. 1964.

Таблица XV

К ст. Бельгия. 1. Горный массив
Арденны. 2. Альберт-канал. 3. Антверпен. Набережная. 4. Брюссель. Городские
кварталы вокруг Большой площади (Гранд-плас). 5. Брюгге. Вид части города.
6. Гент. Центральная часть города. 7. Льеж. Часть города, прилегающая к
берегам р. Маас. 8. Шарлеруа. Вид на город.



Таблица XVI

К ст. Бельгия. 1. Я. Иорданс. "Аллегория
плодородия". Ок. 1625-28. Музей старинного искусства. Брюссель. 2. Ф. С
и е и д е р с. "Натюрморт с лебедем". 17 в. Музей изобразительных искусств
им. А. С. Пушкина. Москва. 3. А. Б р а у э р. "Курильщики". Ок. 1636-38.
Метрополитен-музей. Нью-Йорк. 4. А. в а н Дейк. Семейный портрет. Ок. 1620.
Эрмитаж. Ленинград. 5. Ф. Ж. Навез. Портрет семьи Хемптинне. 1816. Музей
современного искусства. Брюссель, в. П. Полюс. "Материнство". Национальный
художественный музей. Буэнос-Айрес. 7. В. д е С а д е л е р. "Зима< во
Фландрии". 1927. Музей современного искусства. Брюссель. 8. И. О п с о
м е р. Портрет А. Верней лена. 1943. Королевский музей изящных искусств.
Антверпен.

Ветеринарное дело. Поголовье с.-х.
животных Б. в целом благополучно в отношении инфекционных и инвазионных
болезней. Однако среди кр. рог. скота продолжает регистрироваться бруцеллёз
и энзоотич. мастит; в 60-х гг. широкое распространение получили лейкозы
кр. рог. скота. Среди свиней - рожа (повсеместно) и чума в виде спорадич.
(отдельных) случаев. В птицеводч. х-вах регистрируется болезнь Ньюкасла
и оспа птиц. В 1965 на терр. Б. была эпизоотия ящура (тип С). Отд. природные
р-ны Б. характеризуются нек-рой особенностью патологии с.-х. животных:
в приморских отмечаются лептоспироз свиней, салмо-неллёз рог. скота, фасциолёз;
на плато Высокой Б.- нек-рые трансмиссивные (передающиеся через переносчиков)
болезни (бабезиоз), бешенство (41 случай в 1966).


В Б. ок. 1300 вет. врачей (1969). Специалистов
высшей квалификации готовят на вет. факультете Брюссельского ун-та. Разработкой
проблем ветеринарии занимаются: Нац. н.-и. вет. ин-т и Ин-т обществ. гигиены
и эпидемиологии. Вет. служба Б. находится в ведении двух министерств -
с. х-ва и здравоохранения; вет. сеть охватывает всю страну. И. А. Бакулов.
X. Просвещение


Первые школы (церковные) возникли на терр.
Б. в раннем средневековье. В кон. 18 в. появились частные школы. Система
гос. светских школ сложилась в 19 в. С 1914 в стране действует закон о
всеобщем обязательном обучении детей с 6 до 14 лет. Обучение в нач. и ср.
школе ведётся на родном языке уч-ся - фламандском или французском, в ср.
школах всех типов второй язык преподаётся как предмет, в вузах преподавание
ведётся на одном или обоих языках. В Б. существуют государственные и частные,
в основном принадлежащие католич. церкви, школы. Католич. школы по количеству
уч-ся превосходят государственные. В борьбе за главенство в области просвещения
католич. церковь использует эт-нич. различия населения Б., стойкие традиции
партикуляризма провинций и коммун, влияние на верующих. Нередко эта борьба
принимает форму "школьных войн", имеющих остро политич. характер. Гос.
сектор просвещения находится в ведении Мин-ва нар. образования и культов,
частный (католич.) - в ведении секретариата католич. обучения.


Нач. звеном системы нар. образования являются
дошкольные учреждения (материнские школы) для детей от 3 до 6 лет. В 1969
в них насчитывалось 460 тыс. детей. Нач. школа - 6-летняя. В основу обучения
положены принципы, разработанные О. Декроли. В 1968/69 уч. г. в нач. гос.
школах обучалось ок. 1016 тыс. уч-ся. Ср. школы также имеют 6-летний срок
обучения и делятся на 2 ступени (по 3 года каждая). Ср. школа 1-й ступени
имеет 3 отделения: классическое, современное и допрофессиональное (для
тех уч-ся, к-рые не предполагают продолжать образование на 2-й ступени).
В ср. школе 2-й ступени классич. отделение подразделяется на латино-греческое,
латино-математическое и латино-естественное; современное отделение - на
естественнонаучное и коммерческое. В 1968/69 уч. г. в гос. ср. школах обучалось
ок. 300 тыс. уч-ся. Проф. образование осуществляется в 6-летних проф. и
тех-нич. школах. Проф. школы работают на базе нач. школы; дают производств.
специальность. В 1968/69 уч. г. в проф. школах насчитывалось св. 347 тыс.
уч-ся. Тех-нич. школы готовят ср. технич. персонал. В них принимают окончивших
1-ю ступень ср. школы; выпускники технич. школ имеют право поступать в
высшие технич. школы. В 1968/69 уч. г. в технич. школах обучалось св. 146
тыс. чел. Учителей нач. школ и воспитателей дошкольных учреждений готовят
4-летние нормальные нач. школы на базе 1-й ступени ср. школы, учителей
1-й ступени ср. школ - 2-летние средние нормальные школы, куда принимают
окончивших ср. школу; преподавателей 2-й ступени ср. школ - университеты.


В Б. имеется 21 высшее уч. заведение, в
т. ч. 5 ун-тов - в Антверпене (гос., осн. в 1965), Лёвене (Лувен; Католич.
ун-т, осн. в 1425), Льеже и Генте (оба гос., осн. в 1817), Брюсселе (т.
н. Свободный ун-т, осн. в 1834). В 1968/69 уч. г. в ун-тах Б. насчитывалось
ок. 90 тыс. студентов.


Крупнейшие библиотеки: Бельгийская нац.
в Брюсселе (осн. в 1837; св. 2,6 млн. тт.), университетские -в Брюсселе
(осн. в 1846; 750 тыс. тт.), Генте (осн. в 1817; 1,5 млн. тт.), Льеже (осн.
в 1817, св. 1,2 млн. тт.), Лёвене (осн. в 1425; 980 тыс. тт.). Музеи: Королевский
музей изящных искусств в Антверпене (осн. в 1890); Королевские музеи изящных
иск-в Б. (осн. в 1830, в т. ч. Музей старинного иск-ва и Музей совр. иск-ва)
и Королевские музеи искусства и истории в Брюсселе (осн. в 1835), Королевский
музей Центр. Африки в Тервюрене (осн. в 1897), Муниципальная художеств,
галерея в Брюгге (осн. в 1930) и др. 3. К. Навокина.
XI. Наука и научные учреждения


НАУКА ДО СОЗДАНИЯ НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА
(1830)


На науку Б. до 1830 значит. влияние оказали
особенности предшествовавшей истории страны: длит. раздробленность на отд.
территории (княжества, затем провинции), вследствие чего наука долго развивалась
в областном масштабе; объединение бельг. и нидерл. земель в 15-16 вв. в
едином комплексе Нидерландов (для этого периода бельг. наука трудно отделима
от собственно нидерландской), нац. зависимость в 16- нач. 19 вв. и др.


В 8 и 1-й пол. 9 вв. терр. Б. была одним
из очагов "Каролингского возрождения". Позднее важными центрами
ср.-век. образованности стали церк. школы Льежского епископства, влияние
к-рых в период их расцвета (кон. 10-11 вв.) выходило далеко за пределы
бельг. земель. Крупнейшим бельг. хронистом кон. 11 -нач. 12 вв. был монах
бенедиктинского аббатства в Жамблу (Брабант) Сиге-берт из Жамблу. Среди
теологов и философов известность приобрели Вибальд из Ставло и особенно
Сигер
Брабантский,
виднейший представитель зап.-европ. аверроизма.
С
12-13 вв. сначала во Фландрии, а затем и в Брабанте появилась светская
историография, первые сочинения на народных языках (а не на ср.-век. латыни).
Сочинения флам. поэта Якоба ван Марланта популяризировали на нар. яз. не
только исторические, но и естественнонауч. знания того времени. В умств.
жизни этого периода всё значительнее сказывалось влияние широких бюргерских
кругов, пробуждение самосознания бюргерства, что отразилось и в распространении
еретич. движений. Необходимость борьбы с эпидемиями вызвала появление исследований
и публикаций по медицине (одно из первых -соч. Йохана Ипермана, 14 в.).
Крупными представителями зап.-европ. рыцарской хроники 14 в. были льежский
каноник Жан Лебель и особенно Ж. Фруассар, уроженец Валансьенна. Период
начавшейся централизации бельг. земель под властью бургундских герцогов
характеризуется оживлением культурной и науч. жизни. В 1425 в Лёвене был
основан ун-т (первый на терр. Б.). Крупнейшим историком бургундской школы
15 в. был Жорж Шатлен, офиц. историограф герцогов бургундских, на этом
посту его сменил Жан Молине, остававшийся придворным историографом и при
Габсбургах. Появляются новые жанры исто-рич. лит-ры, напр, мемуары, образец
к-рых в 15 в. дал выходец из Фландрии Филипп де Комин.


Подъём науки и культуры в 16 в. был связан
с зарождением на терр. Б. капита-листич. отношений, с эпохой Вел. геогра-фич.
открытий, с культурным движением эпохи Возрождения, с освободит. борьбой
против исп. господства. Развитию науки и культуры способствовало распространение
книгопечатания (с 70-х гг. 15 в.); книжная продукция типографии К. План-тена
в Антверпене (с сер. 16 в.) пользовалась общеевроп. известностью. Антверпен
- мировой центр торговли и мореплавания того времени - стал также и центром
европ. картографии. Врач, математик, астроном и космограф Гемма Фризий
предложил метод определения долготы, основанный на употреблении точных
хронометров. Абрахам Ортелий опубликовал знаменитый атлас под названием
"Зрелище шара земного". Наибольшую известность среди антверпенских картографов
приобрёл Меркатор, создатель многочисл. атласов, превосходящих по точности
все современные им издания подобного рода. В Генте и Брюгге работал Ремберт
Додунс (Додонеус) -врач, крупнейший европ. ботаник своего времени. Химик
Р. Фукс в 1542 издал руководство по дистилляции, в течение многих лет остававшееся
наиболее распространённым руководством по химич. практике. В 16 - 1-й пол.
17 вв. бельг. наука дала двух крупнейших учёных, чьё влияние сказывалось
на протяжении почти двух столетий. Первый - А. Ве-залий положил начало
новой эре в анатомии, представил строение человеческого тела по собств.
исследованиям трупов, подверг критике учение К. Галена, господствовавшее
в медицине 14 веков. Второй - Я. Б. ван Гельмонт, крупнейший представитель
ятрохимии,
создавший
оригинальные теории жизнедеятельности, но не менее известный и своими эксперимент,
исследованиями.


Поражение в бельг. провинциях бурж. революции
и освободит. войны кон. 16 в. и возврат их под власть Испании, сопровождавшийся
феод.-католич. реакцией, приостановили начавшийся подъём науч. мысли. Науч.
центры переместились на С.- в Лейден и Амстердам, ряд учёных - уроженцев
Б.- продолжал свою деятельность в Голландии (напр., С. Стевин, основатель
гидростатики). В бельг. провинциях образование попало в руки иезуитов.
Развивались (и то в ограниченных пределах) лишь нек-рые отрасли науки,
нацр. математика. Но астронома и математика М. ван Велдена предали суду
и вынудили в 1692 отречься от защищаемой им системы Коперника.


Медицина в 17 в. была представлена А. ван
ден Спигелем (Спигелием), врачом и анатомом из Брюсселя, описавшим долю
печени (названной его именем), форму грыжи, а также изучавшим анатомию
нервной системы.


Официально клерикальный характер приобрела
историография (патриотич. хроника фламандца кальвиниста Э. Ме-терена вышла
за пределами Б.). В то же время были достигнуты успехи в области вспомогат.
историч. дисциплин, связанные с деятельностью основанного в 1630 учёного
об-ва иезуитов-боллан Эмстов, начавшего издание свода "Житий святых" (продолжается
и поныне).


Нек-рый подъём науки и образования начался
лишь с кон. 18 в. В 1773 в об-щеобразоват. школах произошла замена преподавателей-иезуитов
светскими профессорами. В 1772 была открыта Королевская академия наук,
литературы и изящных искусств (в 1794 была закрыта французами, возобновила
деятельность в 1816), в 1817 основаны ун-ты в Генте и Льеже. В 1826 был
заложен Брюссельский ботанич. сад, в 1827 открыта Королевская обсерватория
в Брюсселе.


РАЗВИТИЕ НАУКИ с 1830
Естественные и технические науки.


После создания в 1830 независимого бельг.
гос-ва и под воздействием потребностей капиталистич. произ-ва началось
интенсивное развитие науки. Среди естеств. наук наибольшее развитие в 19
в. получили химия, а в дальнейшем медико-биологич. науки. В 1836 в Монсе
был основан Горный институт. Основателем геологии в Б. был Ж. Омалиус д'Аллуа,
к-рый в 1808 издал "Опыты геологии Северной Франции", а в 1822-"Опыт геологической
карты Нидерландов". Работы по созданию геологич. карты Б. завершил в 1849
А. Дюмон. На дальнейшее развитие геологии и горного дела сильное влияние
оказали расширение металлургии, предприятий в юж. провинциях страны, а
позднее - эксплуатация природных богатств Конго. Среди крупных геологов
и минералогов Б. кон. 19 - нач. 20 вв.: Ренар, М. Лоэст, Л. Крисмер, Ж.
Корне и др.


Наиболее выдающимися среди бельг. химиков
19 в. были Ж. Стае и Э. Сольве. Первый, будучи профессором Военной академии
в Брюсселе, провёл определения атомных весов ряда элементов. Второй был
создателем процесса произ-ва соды (1863 - постройка завода), распространившегося
во всём мире и вытеснившего процесс Н. Леблана. Сольве был организатором
Сольвеевских конгрессов (с 1911). По инициативе Стаса в Гентский ун-т в
1858 был приглашён Ф. А. Кекуле, создавший первую специальную химич. лабораторию
в Б.


Присоединение Конго и эксплуатация его
природных богатств повлияли не только на дальнейшее развитие геологии,
но также ботаники и зоологии. Основателем зоологии был М. де Сели. Исследованиями
в области паразитологии занимался П. Ж. ван Бенеден. Его сын, Э. ван Бенеден,
заложил основы цитоло-гич. и эмбриологич. направлений в бельг. биологии.
В области зоологии и палеонтологии работал Л. Долло, сформулировавший принцип
необратимости эволюции. Для развития геоботаники много сделал Э. де Вильдеман.


Ж. Борде получил в 1919 Нобелевскую премию
за работы в области иммунологии, К. Хейманс - Нобелевскую премию 1938 за
работы в области процессов регуляции дыхания у животных и человека. 3.
Бак - крупный физиолог, фармаколог и радиобиолог - внёс вклад в биохимию
и токсикологию нервных процессов и профилактику лучевых поражений; Э. П.
ван Эрменгем открыл возбудителя ботулизма.


Одним из первых математиков, занимавшихся
вопросами математич. статистики, был А. Кетле - автор двухтомной истории
математики и физич. наук в Б. (1864).


В теории чисел Ш. де Ла Балле Пуссен (1896)
получил важный результат, исследуя распределение простых чисел. Среди др.
математиков известны специалист в области анализа Мансион, геометры де
Тилли, А. Демулен. Учеником Кетле был физик Ж. Плато.


В Б. в 19-20 вв. были осуществлены важные
исследования в области астрономии, астрофизики и физики Земли. Астроном
Ж. Узо де ла Э дал описание МлечногоПути, считавшееся классическим. Ш.
Фьеве впервые в Б. проводил спектро-скопич. астрономич. исследования и
был первым бельг. астрофизиком. Климатолог и метеоролог А. Ланкастер содействовал
развитию исследований атмосферы. 3. Грамм сделал одно из важнейших
изобретений века - построил динамо-машину. В Б. начал свою деятельность
уроженец Гента, крупнейший историк науки Ж. Сартон. В 30-х гг. О. Пикаром
были осуществлены первые исследования стратосферы с помощью стратостата,
а в послевоен. годы интересные исследования больших глубин мирового океана.
Наиболее важным достижением теоретич. мысли в Б. в 20 в. является разработка
профессором физики Лёвенского ун-та Ж. Ле-метром одной из моделей "расширяющейся
Вселенной".


В первые годы после 2-й мировой войны в
Б. расширяются научно-технич. исследования в различных отраслях экономики:
чёрной металлургии (улучшение томасовской стали, создание новых видов готовой
стальной продукции), цветной металлургии (повышение глубины переработки
руд и чистоты металлов, освоение произ-ва редких и спец. металлов -кобальта,
урана, германия, тантала, ниобия, селения), машиностроении (исследование
свойств новых материалов, создание новых видов изделий), фарма-цевтич.
пром-сти (синтез гормонов, витаминов, антибиотиков,ряда вакцин и т. д.),
химич. пром-сти (новые виды азотных удобрений, расширение ассортимента
хлорсо держащих продуктов, произ-ва этилена и поверхностно-активных веществ,
совершенствование цветных свето-чувствит. материалов пром. и науч. назначения),
в с. х-ве и т. д. В то же время наметилось отставание от требований научно-технич.
прогресса в части развития фундаментальных исследований и разработок в
новых прогрессивных областях. В этих условиях значит. часть расходов по
этим направлениям н.-и. работ взяло на себя государство. В 1952 был создан
Центр по исследованию ядерной энергии в г. Мол, в к-ром имеются два учебно-науч.
реактора (произ-во изотопов, испытание материалов, биологич. и химич. исследования)
и один экспериментальный реактор пром. назначения.


С кон. 50-х гг. проводится реформа органов
гос. руководства наукой, направленная на его централизацию. Создаются Мин-во
по науке и др. гос. органы, а в качестве консультативного органа -Нац.
совет по развитию науки.


Образованы фонды (Нац. фонд науч. исследований,
Фонд коллективных фундаментальных исследований, Фонд мед. науч. исследований,
Межуниверситетский ин-т ядерных наук), объединённые общей администрацией
и возглавляющие осн. н.-и. учреждения в области фундаментальных наук, и
два центра -Ин-т содействия науч. исследованиям в пром-сти и с. х-ве, Бельг.
управление по повышению производительности труда, к-рые координируют и
поощряют развитие прикладных технологич. исследований.


Для расширения фундаментальных исследований
Б. участвует в таких межправительств. организациях, как Евратом, Европ.
организация космич. исследований, Европ. организация по ядерным исследованиям
и др.

Общественные науки. На обществ.
науки в Б. (развивавшиеся под существенным воздействием ведущих направлений
и школ французского, а также англ. и нем. бурж. обществоведения) значит.
влияние оказали: борьба клерикальных и светских направлений в политич.
жизни и науке, развитие рабочего и социалистич. движения, проблемы, связанные
с эко-номич. эволюцией Б., с её гос.-правовым устройством, колон. политикой,
фламандским движением и др. Гл. проводником клерикального влияния на науку
стал Лёвенский католич. ун-т, гл. очагом сосредоточения бурж. антиклерикальной,
либеральной науки - Брюссельский (т. н. Свободный) ун-т, при к-ром в кон.
19 в. был осн. Ин-т социальных наук (с 1901 -Ин-т социологии им. Э. Сольве)
- крупнейший в Б.центр бурж. обществоведения. Существ. место в филос.,
социологич., экономич. мысли Б. заняли (с кон. 19 в.) воззрения идеологов
и лидеров Бельг. рабочей (позднее Бельг. социалистич.) партии (Э. Вандервельде,
К. Гюисманс, Л. де Брукер, Л. Бертран, Ж. Дестре, Г. де Ман, П. А. Спаак
и др.), отразившие всё усиливавшийся процесс её оппор-тунистич. перерождения.
Офиц. идеология совр. бельг. правых социалистов -демократический социализм.
Совр.
марксистская мысль в Б. представлена работами деятелей компартии Б., решениями
её съездов.


Экономич. наука в Б. до сер. 20 в. занималась
преим. описанием развития нац. экономики и находилась под влиянием осн.
теоретич. положений, разработанных зарубежными бурж. экономистами. В 50-80-х
гг. 19 в. ведущим было направление экономич. либерализма, отрицавшего вмешательство
бурж. гос-ва в экономич. жизнь страны и выступавшего за неограниченную
свободу частного предпринимательства. С 80-х гг. наметилась тенденция к
признанию гос. вмешательства (Э. Лавеле, близкий к нем. "катедер-социализму",
и др.). Освещением различных этапов развития экономики Б. в целом и отдельных
её отраслей в 1-й пол. 20 в. занимались историки-экономисты А. Пиренн,
X. ван Хаутте, Г. де Марез, X. ван Вер-веке и др.; своеобразный итог более
чем полувекового экономич. развития Б. был подведён Ф. Бодуэном.


Среди совр. бельг. экономистов значит.
распространение получила теория неолиберализма (Ф. Бодуэн, А. Ламфалюси
и др.), согласно к-рой гос.-монополистич. регулирование должно сочетаться
с осуществлением принципов свободной конкуренции. В связи с образованием
" Общего рынка" в Зап. Европе усилился интерес бельг. учёных к проблемам
капиталистич. интеграции (П. Рютсарт и др.).


В кон. 50-х гг. в Б. выдвинулась группа
бурж. экономистов, стремящихся разработать более гибкие методы анализа
зкономич. развития на основе прикладной математики (Ж. Валбрук, Э. С. Киршен,
Л. Мориссенс и др.). Представители этого направления выступают сторонниками
гос.-монополистич. регулирования экономики. В 1959 в Б. было образовано
Бюро по программированию (ныне Плановое бюро), разработавшее две первые
среднесрочные программы экономич. развития страны (1962-65 и 1967-70).
Прогрессивное направление экономич. науки Б. представлено преим. марксистами
(Э. Бюрнель, П. Жуа и др.), а также нек-рыми др. экономистами (Г. Спиталс,
Ж. де Бу и др.), выступающими с критикой засилья монополий в экономич.
жизни страны.


В философии сильно влияние католич. доктрин.
С кон. 19 в. Лёвенский католич. ун-т становится междунар. центром философии
неотомизма
благодаря
деятельности кардинала Д. Ж.Мерсье, основавшего в 1888-89 при нём Высший
ин-т философии, или школу Фомы Аквинского, в 1894 журнал "Revue Neoscolasti-que"
(с 1946 - "Revue Philosophique de Louvain") и положившего начало школе
философов-неотомистов (М. де Вульф, Л. де Реймекер и др.). В 1950-60-х
гг. яек-рые лёвенские философы отходят от ортодоксального томизма, тяготея
к экзистенциализму, напр. А.де Валхенс, приверженец нем. философа М. Хайдеггера.
При Лёвенском ун-те хранится архив нем. философа Э. Гуссерля, руководимый
Л. ван Бреда, и ведётся большая работа по изданию его рукописного наследия
и разработке феноменологии.


Наиболее известные философы 20 в. в Брюссельском
ун-те: Ж. Двелсхауверс-психолог, испытавший определяющее влияние франц.
философа А. Бергсона; П. Декостер, учение к-рого сложилось под влиянием
франц. спиритуализма; Ж. Марешаль, пытавшийся сочетать кантианство с неотомизмом.
В области социологии в кон. 19-20 вв. получили известность: Э. Дюпреэль
- сторонник психологизма в социологии; Г. де Ман, выступавший против марксизма
с позиций интуитивизма; А. Жанн - последователь Э. Дюркгейма и Ж. Гурвича;
Р. Клеман, работающий в области индустриальной социологии; Ж. Макс, к-рому
принадлежат работы по социологии познания.


Юридич. наукав Б. стала активно развиваться
с 30-40-х гг. 19 в. Бельг. юристы этого времени обосновывали специфическую
нац. форму белы. бурж. гос-ва, совмещающего институты, выработанные конституц.
соглашениями Великобритании и политич. практикой Франции. В трудах бельг.
юристов сер. 19 в. были сформулированы принципы бурж. парламентаризма,
воспринятые правовой наукой ряда бурж. стран. В совр. правовой науке преобладает
формально-юри-дич. направление, представителями к-рого являются: П. Виньи
- автор ряда работ по теории права, конституционному и адм. праву, государствовед
Ж. Вламминк, административист А. Бютгенбах и др. Социологич. направление
представлено значительно слабее. Работы А. Маета, В. Гансхофа ван дер Мерша,
примыкающих к социологич. направлению, не свободны от формально-юридич.
анализа правовых институтов и норм. Наиболее ярко социологич. направление
выражено в трудах тех бельг. юристов, к-рые анализируют правовые аспекты
политич. жизни Б. в традициях бурж. политич. партий (Р. Эваленко, Ф. Дебёйст
и др.). Эти учёные группируются гл. обр. вокруг Бельг. института политич.
наук, печатным органом к-рого является журн. "Res Publica" (с 1959-). Рецепция
значит. числа гос.-правовых институтов Великобритании и Франции, гражданско-правовых
норм Франции и т. п. привела к развитию в Б. сравнительного правоведения,
центром к-рого является созданный в 1908 Белы, институт сравнит. правоведения;
его печатный орган-"Revue de droit international et de droit compare" (с
1923-).


Импульсом к развитию нац. бельг. историографии
послужила Бельг. революция 1830, образование бельг. независимого гос-ва
и всё обществ. движение этого периода, способствовавшее росту нац. самосознания
и интересу к историческому прошлому Б. В 1834 была создана Королевская
историч. комиссия, развернулась работа по организации архивного дела и
публикации историч. источников (Л. Гашар). В числе наиболее крупных бельг.
историков 19 -нач. 20 вв. были: И. Кервейн де Лет-тенхове, представитель
реакц.-католич. направления в бельг. историографии; историк либерального
направления А. Хенне (автор 10-томного труда по истории Б. при Карле V),
Л. Вандеркиндере (занимавшийся гл. обр. историей ср.-век. городов Б.),
П. Фредерик и др. Историки 19 в. интересовались преим. политич. и историко-правовыми
вопросами истории Б. (одна из наиболее фундаментальных работ этого направления
- многотомная "Парламентская история Бельгии", начатая в 70-х гг. либеральным
историком и политич. деятелем П. Гимансом). Поворот к изучению социально-экономич.
проблематики истории Б. связан с именем А. Пиренна, крупнейшего бельг.
историка кон. 19 - 1-й трети 20 вв., создавшего свою концепцию истории
Б. и оказавшего заметное влияние на последующую бурж. историографию. Среди
бельг. историков 20 в., разработавших различные аспекты бельг. истории
(с преимуществ, вниманием к ср.-век. истории): Л. Верье, Ф. Гансхоф (их
работы посвящены и общим проблемам зап.-европ. феодализма), Ф. Веркаутерен,
X. ван Вервеке, Л. Халкин, Л. ван дер Эссен и др. Интенсивно работает группа
историков-экономистов (X. ван Хаутте, Э. Схолмерс, X. ван дер Be и др.).
Плодом работы большого коллектива бельг. и нидерл. историков является многотомная
"Всеобщая история Нидерландов", в к-рой подчёркивается общность историч.
прошлого и настоящего стран Бенилюкса. В Б.- значит. центр бурж. византиноведческих
исследований (школа А. Грегуара, журн. "Byzantion"), исследований Др. Востока
(египтолог, сторонник циклизма Ж. Пиренн, асси-риолог Ж. Доссен и др.).
Большое место в историч., этнографич. и др. исследованиях уделяется (с
кон. 19 в.) африканистике (Г. ван дер Керкен, Ж. Вансина, Ж. Кювелье и
др.); многие работы написаны с колониалистских и неоколониа-листских позиций.
С кон. 19 в. в Б. появляется социал-демократич. историч. лит-pa, авторы
к-рои (Э. Вандервельде, Л. де Брукер, Л. Бертран, Ж. Дестре и др.) осн.
внимание уделяли истории социалистич. и рабочего движения в Б., освещая
её с позиций реформизма. Ин-т Э. Вандервельде издаёт (с 1960) "Историю
социалистического рабочего движения в Бельгии", к-рая имеет ту же направленность
.


Лит.: Inventaire des ressources
scientifiques Beiges, v. 1-10, Brux., 1946-58; Le mouvement scientifique
en Belgique. (Federation beiges des societes scientifiques). [Brux., 1966];
Annuaire de Academie royale des sciences, des lettres et des beaux-arts
de Belgique, Brux., Brux.- Liege, 1835-;Storia delle scienze, v. 1 -3,
Torino, 1962; De Wulf M., Histoire de la philosophie en Belgique, Brux.-
P., 1910; Arnould M. A., Histpriogra-phie de la Belgique des origines a
1830, Brux., 1947; Vercauteren F., Cent ans d'histoire nationale en Belgique,
t. 1, Brux., [1959].


A. H. Шамин, Р. А. Новиков (естественные
и технич. науки), Г. А. Хомянин (экономич. наука), И.
С. Крылова
(юридич. наука).


НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ


Основные н.-и. работы в Б. сосредоточены
в гос. науч. учреждениях (ок. 70), ун-тах, отраслевых ассоциациях пром.
исследований (ок. 50), частных предприятиях (ок. 500).


Важнейшие гос. науч. учреждения: Королевская
обсерватория, Королевский метрологич. ин-т, Королевский ин-т естеств. наук,
Нац. центр исследований микроорганизмов, Бельг. ин-т космич. аэрологии,
Центр по исследованию ядерной энергии, Нац. ин-т добывающих отраслей пром-сти,
Ин-т химич. исследований при Министерстве с. х-ва, Ин-т обществ. гигиены
и эпидемиологии, Ин-т фон Кармана по динамике жидкостей и др.


После 1965 в Б. были созданы 2 новых университетских
центра - в Монсе и Антверпене. Кроме осн. ун-тов в Лёвене, Брюсселе, Генте
и Льеже, существует ок. 10 университетских ф-тов, не зависящих от основных
ун-тов.


Отраслевые ассоциации (или центры) пром.
исследований существуют почти во всех отраслях бельг. пром-сти. В их финансировании,
кроме фирм, участвует также гос-во. Наиболее известными являются Нац. центр
металлургич. исследований, Науч. и технич. центр бельг. текстильной пром-сти,
Нац. ин-т стекла, Нац. ин-т угольной пром-сти, Нац. горный ин-т, Центр.
лаборатория по электроэнергии, Бельг. центр по изучению коррозии, Науч.
и технич. центр по стр-ву и др.


В Б. имеется несколько академий наук -
в области литературы и искусств, медицины, археологии и др. (Бельг. королев.
академия наук, литературы и изящных искусств, осн. в 1772, Бельг. королев.
мед. академия, осн. в 1841, и др.), а также институтов академич. типа (напр.,
Королевский ин-т междунар, отношений). Однако эти учреждения не являются
центрами науч. исследований, а выполняют функции собирания науч. сил, поощрения
(в виде присуждения ежегодных премий) отд. учёных, пропаганды и распространения
науч. знаний путём издания журналов, организации публичных лекций и т.
д.


Имеются многочисл. науч. общества. Р.
А. Новиков.

XII. Печать, радиовещание, телевидение


В 1968 в Б. выходило ок. 50 ежедневных
газет общим тиражом св. 2 млн. экз. Кроме того, издавались 53 еженедельника
и ежемесячника. Важнейшие газеты на франц. и флам. яз.: "Суар" ("Le Soir"),
с 1887, тираж 300 тыс. экз., формально независимая, фактически орган ПСП;
"Стандард" ("De Standaard"),c 1914, тираж с провинц. изданиями 212 тыс.
экз., отражает интересы флам. буржуазии; "Хет латсте ньивс" ("Met Laatste
Nieuws"), с 1888, тираж св. 290 тыс. экз., орган ПСП; "Дерньер эр" ("La
Derniere Heure"), с 1906, тираж св. 160 тыс. экз., орган ПСП; "Либр Бельжик"
("La Libre Belgique"), с 1884, тираж 170 тыс. экз., орган СХП; "Тан нуво"
("Temps Nou-veaux"), с 1946, тираж 120 тыс. экз., орган СХП; "Фолксгазет"
("Volksga-zet"), с 1914, тираж 120 тыс. экз., орган БСП; "Пёпль" ("Le Peuple"),
с 1885, тираж 100 тыс. экз., орган БСП; "Драпо ружъ ("Le Drapeau
Rouge"), с 1921, тираж ок. 7500 экз., издаётся на франц. яз., орган КПБ;
"Роде ван" ("Rode Vaan"), с 1921, издаётся на флам. яз., орган КПБ; "Сите"
("La Cite"), с 1950, тираж ок. 40 тыс. экз., орган КХП.


Радиовещание в Б. возникло в 1924, передачи
телевидения ведутся с 1953. Руководит радиовещанием и телевидением Национальный
ин-т радиовещания и телевидения. В 1960 в нём образованы два обществ, учреждения,
т. н. институты по вещанию, один из к-рых ведает службой радиовещания и
телевидения на франц. яз., другой - на флам. яз. Радиотрансляция осуществляется
по трём программам, телевидение - по двум. Радиоцентр и телевизионный центр
- в Брюсселе. Н. Васильев.
XIII. Литература


Вследствие историч. особенностей государственно-терр.
формирования Б. её гос. границы не совпадают с границами историч. культурных
областей. В период феод. раздробленности (10-14 вв.) феод. владения на
Ю. нынешней Б. мало отличались по культуре от Сев. Франции, а на С.- от
терр. нынешних Нидерландов (Голландия).


С объединением всех историч. Нидерландов
(нынешние терр. Б., Нидерландов, Люксембурга и части Сев. Франции) в кон.
14-15 вв. под властью Бургундии (см. Нидерланды исторические) установилась
их культурная общность, в силу чего культура Б. в 15-16 вв. может быть
выделена лишь условно.


Литература бельг. народа развивается в
основном на двух языках: в юж. провинциях на франц. яз., в сев. провинциях
на флам. яз.

Литература на французском языке. Первые
памятники письменности на франц. яз. в Б. восходят к 1200. Осн. жанры ср.-век.
бельг. лит-ры: историч. хроники, эпич. сказания о крестовых походах. Анонимная
песня-сказка "Окас-сен и Николет" создана во Фландрии. В 13-14 вв. развивалась
куртуазная лит-pa (фабльо, повести, песни, рыцарские романы). Известны
менестрели Ж. де Конде, В. де Кувен. Анонимный роман "Коронование Лиса"
(ок. 1280) -сатира на светскую и церковную власть. К 14 в. относится "Хроника
Фландрии" Ж. Фруассара. С 15 в. развивался жанр новеллы ("Сто новых новелл"
А. де ла Саля). В стихах Ж. Шатлена звучат политич. и патриотич. мотивы.


В эпоху Возрождения гуманист 16 в. Ж. Лемер
де Бельж боролся против засилья церкви. Под влиянием франц. поэтов "Плеяды"
писали
А. дю Эке, Л. де Мазюр и др. Ф. де Марникс де Сент-Альдегонд - протестант,
автор памфлетов в духе Ф. Рабле. В 17 в. в период религ. войн лит-pa Б.
находилась в состоянии кризиса. Франц. эмигрант Э. Брёше де ла Круа писал
на светские темы стихи и прозу. Б. А. де Валеф -автор эпич. поэмы "Великаны"
(1725) и лирич. произв. в стиле классицизма. Пьесы Д. Коппе, П. Белло и
др. связаны с религ. тематикой. С сер. 18 в. в лит-ре возникли просветит.
мотивы (трактаты К. Ф. де Нели и др.). Центром новых веяний становится
г. Льеж. Здесь издавались соч. Вольтера, "Энциклоцедический журнал", создавались
лит. об-ва и кружки. О. Б. Ренье писал стихи революц. звучания. Ж. Н. Бассанж
обрушивался в стихах на церк. мракобесие. В годы Великой франц. революции
появлялось много революц. песен, стихов, басен, гл. обр. анонимных. С 1801
по 1818 в Брюсселе выходят "Поэтические альманахи".


В нач. 19 в. в Б. появляются произв. в
духе романтизма, но белы, романтики были преим. подражателями Дж. Байрона
(Ф. Лебруссар, автор поэмы "Бельгийцы", 1810), а затем В. Гюго (поэт и
драматург А. ван Гассельт, автор сб. стихов "Примулы", 1834). Лирика Б.
Кине религиозна. А. Мок - автор историч. романов "Морские гёзы..." (1827)
и др. Событиям нац. истории посвящены романы Ж. де Сен-Женуа, Ж. Б. Команса,
Ф. Богартса и др. Историч. сюжеты обрабатывал Э. Смите в героич. трагедиях
"Мария Бургундская" (1823), "Жанна Фландрская" (1827) и др.


Бурж. революция в Б. (1830) содействовала
развитию реализма и социальной темы в лит-ре.


Т. Вёстенрад создаёт лирику реали-стич.
характера на политич., антивоен. темы; в его сб. "Доменная печь" (1844)
возникают образы индустриальной Б. Поэт Э. Ваккен в сб. "Фантазии" (1845)
призывал к объединению всех народов мира.


В сер. 19 в. в лит-ре Б. господствовали
реалистич. тенденции с элементами натурализма; значит. влияние оказали
франц. республиканцы-эмигранты 50-60-х гг. Пропагандировал реализм журн.
"Уленшпигель", где сотрудничал Ш. Де Костер. Ф. Стевенс клеймил в своих
стихах (сб. Национальные стихотворения, 1856) Наполеона III с демократич.
позиций. Э. Леклерк - автор антибурж. романов ("Тихий дом", 1872, и др.).
Демократич. духом проникнуты романы Ж. Демулена ("Медяница", 1874), друга
Л. О. Бланки и П. Ж. Прудона. Выдающееся произв. эпохи -
"Легенда об Уленшпигеле" (1867) Ш. Де Костера. Глубокая ненависть к католицизму
и монархии, широкое обличение феод. мира сочетаются с нац.-освободит, пафосом
и с нар. юмором. Мотивы одиночества характерны для эссеиста О. Пирме. С
нач. 80-х гг. лит. жизнь стала более насыщенной содержанием. За нац. самобытность
бельг. культуры боролась группа писателей, издававших журн. "Молодая Бельгия",
но
нек-рые члены группы (М. Валлер, И. Жилькен, М. Метерлинк) были сторонниками
аполитичного иск-ва. Журнал "Ар модерн" ("Art moderne") под руководством
социалиста Э. Пикара ратовал за политич. активность лит-ры на стороне демократич.
сил. В кон. 80-х гг. с "Молодой Бельгией", позиции к-рой становятся реакционными,
порвали К. Лемонье, Э. Верхарн, Ж. Роденбах. Романы К. Лемонье ("Кровопийца",
1886), Ж. Экаута ("Новый Карфаген", 1888) остро критикуют бурж. действительность.
С 90-х гг. в лит-ре Б. распространился символизм. Драмы М. Метерлинка проникнуты
мотивами обречённости и одиночества ("Слепые", 1890, и др.), однако его
пьеса-сказка "Синяя птица" (1908) отличается гуманистич. верой в победу
человека над тёмными силами. В атмосфере тоски живут герои романов ("Мёртвый
Брюгге", 1892) и стихов (сб. "Царство молчания", 1891), Ж.Роденбаха. Символистами
были А. Моккель, Ш. ван Лерберг, А. Жиро, И. Жилькен и др. Религ. мотивы
характерны для поэта М. Эльскампа. Э. Верхарн в 90-х гг. преодолел символистский
субъективизм; революц. настроением отличаются лучшие его книги, получившие
междунар. известность: "Города-спруты" (1895), "Буйные силы" (1902), "Многообразное
сиянье" (1906), пьеса "Зори" (1898).


В нач. 20 в. преобладал жанр т. н. "регионального"
или областнич. романа, изображающего нравы и быт разных уголков Бельгии.
М. дез Омбио рисовал крест. Валлонию, Ж. Гарнир - мелкобурж. Брюссель,
Ж. Виррес - нравы пров. Лимбург. Жизнь гор. бедноты показана в романах
Ю. Кренса, Л. Делатра, Н. Дофф. Социалистич. идеи звучат у Ж. Дестре ("Тайна
каждого дня", 1927), М. Ренара ("Хлеб наш насущный", 1919), Ф. Магюта ("Без
горизонта", 1896), П. Нотомба ("Роман о 1830 годе", 1930). 1-й мировой
войне посвящены книги М. Гоше, Л. Кристофа, Р. Вивье и др.


В 20-30-е гг. 20 в. социальный роман характерен
для творчества Ф. Элленса, испытавшего воздействие М. Горького; в его романах
и стихах даны правдивые картины жизни совр. Б. Осн. тема романов К. Бюрньо
- трудное детство бедняков ("Аквариум", 1933). Поэзия А. Эйге-спарса содержит
революц. идеи. Гуманистична лирика Р. Вивье (сб. "Запертое чудо", 1939).
Психологич. драмы Ф. Кроммелинка ("Великодушный рогоносец", 1921) сочетают
в себе фарс и трагедию. В период гитлеровской оккупации поэт-коммунист
Р. Блик, погибший в концлагере, воспевал мужество антифашистов. Антифаш.,
патриотич. мотивы содержат стихи Ж. Варена, Ш. Муаса, Д. Шайнерта, Иты
Гассель и др. Социальные романы Д. Жиллеса ("Купон 44", 1956) рисуют нравы
буржуазии в период войны. Романист, поэт и публицист Д. Шайнерт рассказал
о борьбе народа с оккупантами в антифаш. романе "Длинноухий фламандец"
(1959, рус. пер. под назв. "Пир Клок-Длинные Уши", 1966). Нек-рые из лучших
своих рассказов А. Эйгеспарс посвятил поведению людей в условиях фаш. оккупации
("Когда Иуда звался Цицероном", 1962). Совр. бельг. поэзия многообразна
и ярка. Лирика М. Карема, Ж. Норжа, А. Бернье, Ж. де Бошера и др. связана
с гуманистич. мировоззрением и демократич. традициями.

Литература на фламандском языке. Флам.
лит-pa до нач. 18 в. была частью нидерландской (см. Нидерландская литература).
С
кон. 16 в. центр нидерл. культуры переместился на север, но в Юж. Нидерландах,
на территории совр. Б., продолжала развиваться лит-pa на нидерл. (голл.)
яз., к-рый с 17 в. стал называться фламандским. И. Хардёйн, автор любовных
сонетов "Подлинная любовь к Розамунде" (1613), в цикле духовных стихов
"Хвалебные песни богу" (1620) сочетал религ. мотивы с ренессан-сными. Проповедник
контрреформации А. Пойртерс выразил религ. и политич. идеи в романе " Маска
сорвана перед всем миром" (1644), в к-ром дидактич. проза перемежается
стихотворными вставками. В. Огир писал злободневные фарсы "Семь смертных
грехов" в форме моралите; юмор, живой диалог и занимат. интрига сделали
их любимым нар. зрелищем в 17 в. Весёлые фастнахтшпили создавал М. де Сван
("Прекрасная сапожница, или Вознаграждённое усердие" и др.). Большинство
его религ. стихов имеет мистич. подтекст.


По мере утверждения в Б. франц. культуры
нац. флам. культура приходит в 18 в. в упадок. Её традиции сохранялись
в фольклоре, легендах, историч. преданиях. Нац.-демократич. подъём вызвал
движение за возрождение флам. культуры, очагом к-рого становится Гент.
Флам. романтики были одновременно и просветителями, ревнителями развития
нац. лит. языка. Поэт, историк и филолог Я. Ф. Виллемс, возглавивший движение
за возрождение нац. культуры, в патрио-тич. стихах ("К бельгийцам", 1818)
воспевал героич. прошлое флам. народа. Романтик X. Консианс в историч.
и социально-бытовых романах ("Лев Фландрии", 1838, и др.) выступил зачинателем
реалистич. направления. К. Л. Ледеганк - автор стихов, близких нар. флам.
песням. Во 2-й пол. 19 в. получила развитие демократич. лит-ра, близкая
к критич. реализму. Возникают попытки создать социальный роман: романы
Д. Слекса, А. Бергмана, В. Ло-велинг, А. Вазенара. Свободолюбивые мотивы
звучат в стихах Ю. де Гейтера. Поэзия католич. священника Г. Гезелле выражает
мистико-религ. настроения. П. де Монт, начав с реалистич. стихов, эволюционировал
в поздних стихах к символизму. Сторонником "чистого искусства" выступил
поэт А. Роденбах. Демократич. движение "восьмидесятников", возникшее в
80-е гг., ставило своей целью внести во флам. лит-ру широкие обществ. темы,
поднять значение флам. лит-ры. Творчество С. Бёйссе и С. Стрёвелса (роман
"По дорогам", 1902, и др.) посвящено жизни флам. крестьянства. Э. де Бом
- автор первого психологич. романа "Обломки" (1898). В направлении натурализма
развивалось творчество Л. Бакелманса, автора романов о капиталистич. городе.


В нач. 20 в. ведущую роль начинают играть
декадентские школы. Реализм раннего творчества Стрёвелса сменился декадансом;
X. Тейрлинк рисует болезненную психологию интеллигентов-индивидуалистов
("Иоганн Докса", 1917). Кумиром флам. декадентов стал поэт-символист К.
ван де Вустейне. А. Вер-мейлен - автор мистико-символистского романа "Вечный
жид" (1906). Вернуть лит-ре былой жизнерадостный дух ни-дсрл. Возрождения
стремился Ф. Тим-мерманс, автор романа "Паллитер" (1916). Под влиянием
идей социализма находился поэт Р. де Клерк, в стихах к-рого отражена борьба
флам. пролетариата. На демократич. позициях стоял также поэт и романист
В. Элсхот ("Танкер", 1942), обличавший империализм и воспевавший в сонетах
и балладах радость жизни. Зачинатель флам. экспрессионизма П. ван Остайен
в своей поэзии выразил анархич. бунт против капитализма. В нач. 30-х гг.
против экспрессионизма выступили: М. Рулантс, позднее примкнувший к лагерю
реакции, М. Гейсен, Г. Валсхап.


После 2-й мировой войны группа прогрессивных
писателей выступает за мир и демократию. Л. П. Бон ищет своих героев в
рабочих кварталах, М. Дейзе написал книгу о героич. сопротивлении бельг.
народа гитлеровским оккупантам ("Священный гнев", 1952). П. ван Акен в
романе "Только мёртвые могут спастись" (1947) обличает фашизм. Г. Валсхап
в романе "Восстание в Конго" (1953) выступил против колониализма. Гейсен
в новеллах ("Мой друг убийца", 1958, и др.) резко осудил амер. образ жизни.
Участник белы. Сопротивления поэт-коммунист М. Брат призывает к борьбе
за мир и социальную справедливость. В. Рёйслинк показал губит. воздействие
на людей воен. психоза. X. Клаус в модернистской форме говорит о пороках
империализма (пьеса "Невеста на рассвете", 1955, и др.).


Лит.: Стихи бельгийских поэтов,
пер. с франц., сост. М. Ваксмахер и В. Чесноков, М., 1959; Мицкевич Б.,
Шарль де Костер и становление реализма в бельгийской литературе, Минск,
1960; Из современной бельгийской поэзии, пер. с франц., флам., валлонского,
сост. М. Ваксмахер и В. Чесноков, М., 1965; Андреев Л. Г., Сто лет бельгийской
литературы, [М.], 1967 (имеется библ.); Рассказы бельгийских писателей,
пер. с флам. и франц., сост. и предисл. И. Шку-наевой, М., 1968; Liebrecht
H. et R e n с у G., Histoire illustree de la litterature beige de langue
francaise, Brux., 1926; Histoire illustree des lettres francaises de Belgique,
Brux., 1958; Anthologie poetique de 1'exposition 88 poetes beiges de langue
francaise, Brux., 1958; Anthologie des jeunes poetes beiges d'aujourd'hui,
[Courtral, 1959]; Le roman contemporain en Belgique, Brux., 1965; Mall
ins on V., Modern Belgian literature: 1830-1960, L., [1966] (имеется библ.);
Lissens R. F., De vlaamse letterkunde, 4 druk., Amst.- Brussel, 1967; Culot
J.-M., Bibliographic des ecrivains francais de Belgique (1881 - 1950),
v. 1, Brux., 1958.


М. Н. Ваксмахер (лит-pa на франц.
яз.), И. В. Волевич (лит-pa на флам. яз.).
XIV. Архитектура и изобразительное искусство.


На терр. Б. сохранились памятники кельтского
и др.-рим. иск-ва. В ср. века быстро богатевшие торг.-пром. города раздроблённой
на феод, владения Б. стали крупными центрами развития художеств, культуры:
в 11-12 вв.- романского стиля (церкви в Льеже и Турне, замок графов
Фландрских в Генте; иск-во бронзового литья и ювелирное дело, процветавшие
в долине Мааса), а в 13-14 вв.- готики, достигшей высокого подъёма
во Фландрии и Брабанте (соборы в Брюгге, Генте, Брюсселе, Антверпене, Мехелене,
гор. укрепления, гор. башни-"бефруа", суконные ряды в Ипре и Брюгге, дома
горожан; скульптура порталов и надгробий, стенная и станковая живопись,
миниатюра). С объединением (на рубеже 14-15 вв.) Юж. и Сев. Нидерландов
под властью Бургундии формируется единая нидерл. художеств, школа, в к-рой
иск-во более развитых Юж. Нидерландов (нынешней Б.) играет ведущую роль.
В 15 - 1-й трети 16 вв. в Б., особенно в Брабанте, расцвела светская по
духу архитектура поздней ("пламенеющей") готики (великолепные памятники
независимости и богатства городов - ратуши в Брюсселе, Кортрейке, Генте,
Лёвене, Ауденарде). Одновременно в Б. сложились осн. центры развития нидерл.
живописи Возрождения, основоположником к-рой был Ян ван Эйк. В 16
в. ренессансные принципы восторжествовали в архитектуре, скульптуре, декоративном
иск-ве; в живописи развернулась борьба между итальянизирующим эклектич.
иск-вом "романистов" и нац. реалистич. направлением, достигшим вершины
в творчестве П. Брейгеля. В 13-16 вв. сложились архит. ансамбли центров
Брюсселя, Антверпена, Гента, Брюгге с просторными площадями и живописной
застройкой улиц и набережных. (Подробнее см. в ст. Нидерландское искусство.)


Л. Сёйс. Биржа в Брюсселе. 1873-76,


После Нидерл. бурж. революции 1566-1609
иск-во Б. выделилось в самостоят. школу, к-рая до кон. 18 в. наз. фламандской.
Во флам. иск-ве барокко 17 в. парадность и декоративная пышность
(поощрявшиеся католич. церковью и знатью) сочетались с традициями старой
нидерл. культуры и с пробуждёнными революцией самобытными народно-реа-листич.
тенденциями. Архитектуре 17 в. присущи торжеств. праздничность, свободная
живописность, обилие сочного пластич. декора (узкие, высокие гор. дома
со ступенчатыми и фигурными фронтонами; церкви - трёхнефные базилики и
ротонды, монастыри, госпитали, ломбарды и т. д.- арх. В. Кубергер, Ж. Франкарт,
П. Хёйсенс, В. Хесиус, Л. Файд-хербе). Итал. влияния ощутимы в доме П.
П. Рубенса в Антверпене, французские - в фортификац. и гражд. постройках
юж. городов. Во флам. живописи 17 в. определяющую роль сыграл Рубенс, в
чьих произведениях, проникнутых горячей любовью к своей стране и её народу,
размах и бурная динамика соединяются с мощной и полнокровной жизненностью
образов. Среди его многочисл. помощников и последователей выделялись А.
ван Дейк - мастер одухотворённых изящных портретов, Я. Иордане, черпавший
свои грубовато-плебейские образы в крест, и бюргерской среде, Ф. Снейдерс-автор
динамичных, полных жизненной сочности натюрмортов крупного размера, пейзажист
Л. ван Уден. Др. ветвь флам. реализма представляли небольшие сцены крест.
быта и пейзажи - драматически-экспрессивные у А. Брауэра, идиллические
у Д. Тенирса, буднично-правдивые у Я. Сиберехтса. Традициям нидерл. иск-ва
16 в. следовали в 17 в. пейзажисты И. де Момпер, Я. Брейгель "Бархатный",
портретист К. де Вос. Нарядные, красочные пейзажи писали Л. де Ваддер,
Ж. д'Артуа, К. Хёйсманс. Последователями итал. живописца Караваджо были


А. ЯнСенс, Г. Сегерс, Т. Ромбаутс. В скульптуре
наряду с пышной декоративностью (А. Квеллин, X. Вербрюгген, Ж. Делькур)
сильны черты жизнелюбивого реализма (в детских фигурках X. и Ф. Дюкенуа,
рельефах Л. Файдхербе). Флам. картины воспроизводились в гравюрах на меди
(П. Саутман, Л. Вор-стерман, П. Понтиус, С. Болсверт) и на дереве (К. Егер)
и в шпалерах, ткавшихся в Брюсселе, Антверпене, Брюгге; знамениты плетёные
и шитые кружева Фландрии и Брабанта.


В 18 в. во флам. иск-во, сохранявшее нек-рые
традиции барокко (живопись В. О. Янсенса, П. И. Верхагена), всё более проникали
из Франции и Австрии принципы классицизма (арх. Я. П. Баур-схейдт,
Л. Б. Девез, скульпторы Л. Дель-во и Ж. Л. Годшарль, живописец А. Ленс).
Свежую реалистич. струю внесли во флам. иск-во портретные бюсты работы
Годшарля, картины (жанровые сцены, фабричные интерьеры) Л. Дефранса.


В 19 в. формируется собств. бельг. иск-во,
вначале в формах классицизма (арх. Л. Руландт, историч. живописец и мастер
реалистич. портрета Ф. Ж. Навез). Революция 1830 способствовала быстрому
превращению Б. в развитую капиталистич. страну с острыми социальными противоречиями;
это обусловило сложность и контрасты её художеств. культуры. Рядом с импозантными
центрами городов и парадными эклектич. зданиями (арх. Я. П. Клёйсенар,
Л. Сёйс, Ж. Пуларт) растут пром. пригороды и районы трущоб. Романтич. школа
2-й четв. 19 в. (патриотич. произведения историч. живописцев Г. Вапперса,
Л. Галле, скульптора В. Гефса; сумбур-вые фантастич. аллегории А. Вирца,
стилизов. сцены старого флам. быта X. Лейса, пейзажи Т. Фурмуа) выродилась
позднее в салонный академизм; но бельг. романтики отчасти подготовили и
бурное развитие демократич. реализма во 2-й пол. 19 в. (сцены крест. и
гор. быта Ш. де Гру, X. де Бракелера, Я. Стоб-бартса; пейзажи Л. Дюбуа,
И. Буланже, В. Вогелса), представители к-poro объединились в 1868 в "Свободное
об-во изящных иск-в". Скульптура и живопись крупнейшего реалиста К. Менье
посвящены героике труда, тяжёлой жизни рабочих и крестьян. К кон. 19 в.
Б. становится родиной стиля "модерн" в архитектуре (X. ван де Велде,
В. Орта), для к-рого характерны свободная композиция обществ. зданий и
особняков, отказ от ордерной системы, художеств. осмысление новых конструкций
и материалов, инди-видуалистич. прихотливость изогнутых линий и плоскостей.
Традиции реализма сочетались с импрессионистич. мимолётностью наблюдений
у Э. Клауса, А. Эвене-пула, Т. ван Рейселберге, с гротескной фантастикой
у Дж. Энсора и графика Ж. де Брёйкера, с мистич. символикой и пессимизмом
у Э. Ларманса, Л. Фредерика, Ф. Ропса и особенно у мастеров латемской
школы
(В. де Саделер, Г. ван де Вустейне) во главе со скульптором Ж.
Минне.


Э. Л а р м а н с. "Слепой". 1898. Королевский
музей изящных искусств. Антверпен.


Поиски рационалистич. решений в архитектуре
Б. начались после 1-й мировой войны (посёлки по проектам X. Хосте, Л. ван
дер Свалмена, В. Буржуа; постройки Э. ван Авербеке, С. Ясински, Ж. Маутсхена).
В 1920-30-х гг. влиятельным было неоклассич. направление. Принципы совр.
архитектуры в Б. утвердились после 1945 (арх. X. ван Кёйк, Р. Брам, М.
Бренфо, Л. Стейнен) в строительстве новых жилых р-нов, транспортных и пром.
сооружений, обществ. и деловых зданий. В Брюсселе, Антверпене, Льеже созданы
микрорайоны с обществ. центрами, многоэтажной или смешанной застройкой;
к 1958 в Брюсселе были реконструированы автомобильные магистрали, построены
туннели и виадуки.


В бельг. иск-ве 20 в. большое место заняли
узкие формально-стилистич. искания (Г. де Смет, Я. Брюсселманс, А. Саверейс),
сюрреализм (П. Дельво, Р. Магрит), абстрактное иск-во. Субъективное переосмысление
нац. традиций выразилось в драматич. экспрессии картин К. Пермеке, в острой
импульсивности живописи и скульптуры Р. Ваутерса, в интимной лирике примитивиста
Э. Тейт-гата. Реалистич. объективность образов присуща портретам И. Опсомера
и скульптуре Ш. Лепле. Принципы социального реализма воплотились в многостороннем
творчестве Ф. Мазере ля -борца против империалистич. войн и порабощения
человека, в полотнах К.Пей-зера, П. Полюса, Р. Сомвиля, посвящённых рабочим
и гор. бедноте. В декоративном иск-ве 20 в. выделяются изделия в стиле
"модерн", создававшиеся группой <Новое иск-во" (X. ван де Велде, В.
Орта), керамич. скульптура (П. Кай), ковры на темы жизни и борьбы народа
Б. (Р. Сомвиль, Э. Дюбренфо, Л. Дельтур).


Слева - Xендрик ван П е д е. Ратуша в Аудеварде.
1526-37. В центре - А р т ван Мулкен. Дворец князей-епископов (ныне Дворец
юстиции) в Льеже. 1526 - 36. Двор. Справа - трансепт (1146 - 60) и башни
(12 - 13 вв.) собора Нотр-Дам в Турне.


Традиц. сельские постройки Б. просты и
почти лишены украшений. Для флам. провинций характерны дома, объединяющие
под одной крышей вытянутые в один ряд жилые и хоз. помещения; всюду распространены
"замкнутые дворы", окружённые по периметру массивными постройками - фахверковыми
или кирпичными. Популярные виды нар. творчества - кружевоплетение, обработка
железа и меди, резьба по дереву.


Лит.: Гершензон-Чегодаева Н. М.,
Фламандские живописцы, М., 1949; Бельгийское искусство конца XIX -XX веков
от Менье до Пермеке. [Выставка]. Каталог, М., 1956; Фромантен Э., Старые
мастера, [пер. с франц., М., 1966]; L'art en Belgique du moyen-age a nos
jours, Brux.,< 1939; Encyclopedic de 1'architecture et des arts en
Belgique, v. 1-3, Brux., [1958].

A.M. Кантор.


Илл. см. на вклейках - к стр. 184-185 И
табл. XVI.
XV. Музыка


Музыка Б. складывалась на основе нац. муз.
традиций народов, населяющих территорию совр. Б.- фламандцев (сев. часть
страны), связанных с нидерл. культурными традициями, и валлонов (юж. часть),
испытывающих воздействие франц. культуры. Эти различия нац. культур проявляются
и в муз. фольклоре, и в проф. муз. иск-ве Б. Общую основу для развития
бельг. музыки составляет т. н. франко-фламандская нидерландская школа
15-16
вв., полифонич. иск-во к-рой, сформировавшееся в эпоху Возрождения на базе
нар.-песенного творчества, стало важнейшим по влиянию на композиторские
школы Зап. Европы. Её крупнейшие представители - Я. Обрехт, А. Вилларт,
Жоскен Депре и Орландо Лассо, происходившие из бельг. провинций,- создали
высочайшие образцы культовых и светских хоровых многоголосных произв. Впоследствии
их традициям следовали церк.-певческие школы. С 17 в. музыка Б. утратила
своё ведущее значение в европ. муз. культуре, мн. крупные композиторы бельг.
происхождения работали во Франции (А. Э. М. Гретри и Ф. Ж. Госсек - в 18
в., С. Франк -в 19 в.). В дальнейшем музыка Б. была гл. обр. подражательной:
бельг. композиторы во всех жанрах тяготели к франц., итал. и нем. образцам.
В нач. 18 в. в театре "Де ла Монне" (осн. в 1700 в Брюсселе) ставились
оперы и оперы-балеты Ж. Б. Люлли, А. Детуша, А. Кампра и др. франц. композиторов;
в кон. 18 в.-оперы А. Э. М. Гретри, Ф. Ж. Госсека, П. А. Монсиньи, Ф. А.
Филидора и др. В 1759 поставлена первая опера-комедия "Маскарад-пастораль"
белы, композитора П. ван Малдере. Однако музыка Б. продолжала оставаться
эклектичной. Её нац. своеобразие определилось после образования независимого
гос-ва Б. (1830).


В 19 в. из флам. ветви сформировалась антверпенская
школа, опиравшаяся на флам. фольклор и нем. композиторскую школу. Её возглавляли
П. Бенуа, автор опер, кантат и симфоний, стремившийся бороться за нац.
самостоятельность музыки Б., его ученик Я. Блоке, известный муз.-драматич.
произведениями, Л. Дюбуа, подражавший Р. Вагнеру, П. Жильсон и Э. Тинель.
Второе, валлонское, направление ориентировалось на франц. муз. культуру,
гл. обр. оперу, и творчество С. Франка. Видные представители этого направления
- О. Дюпон, Л. Г. Юберти, Г. Лекё, В. Врёльс и Ж. Йонген. Среди произв.,
созданных в жанре ораторий и кантат, имеющих давние традиции, выделяются
соч. П. Бенуа и Э. Тинеля. Стимулом для развития этого жанра, а также различных
жанров культовой музыки, было хоровое иск-во, популярное в Б. с давних
времён (многочисл. хоровые об-ва, соревнования хоров). На рубеже 19-20
вв. сложилась нац. вокальная школа; выделяются певцы Э. Дейк, Э. Блауварт,
позднее - певица В. Бови. В симфонической музыке сказываются сильные влияния
К. М. Вебера, Ф. Листа, в оперной - Р. Вагнера. В 1890-1900-х гг. в творчестве
нек-рых бельг. композиторов проявляется влияние рус. композиторов "Могучей
кучки" ("Море" и симфонич. вариации П. Жильсона, симфония О. Бёка).


К. Менье. "Грузчик". Бронза. Около 1905.
Музей Менье. Брюссель.


Ж. Минне. "Мальчик, несущий реликвии".
Мрамор. 1897. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.


Р. В а у т е р с. "Домашние заботы". Бронза.
1913. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.


Ф. Мазерель. "Расстрел" (из цикла "Крестный
путь человека"). Гравюра на дереве. 1918.


Наибольшее развитие в музыке Б. получил
инструм. концерт, особенно виртуозный скрипичный, что связано с формированием
бельг. школы скрипичной игры, имевшей мировое значение и выдвинувшей крупнейших
артистов, в т. ч.: Ш. Берио, А. Вьётан, Э. Изаи, Ю.Леонар, П. Марсик, С.
Томсон. Нек-рые из них известны и как авторы виртуозных скрипичных соч.
(Ш. Берио, А. Вьётан); выдающихся виртуозов выдвинула и бельг. виолончельная
школа, среди них: Ф. Серве, А. Батта, Ф. Демунк.


В 20 в. в музыке Б. получили отражение
импрессионизм и различные авангардистские течения (атональная, серийная
музыка и др.).


Крупными музыковедами 19в. являются Ф.
Ж. Фетис и Ф. О. Геварт (писал также комич. и история, оперы), исследователи
флам. нар. песни Ф. ван Дёйсе и А. Фриденталь, ср.-век. музыки -М. Кюфферат.
Среди музыковедов 20 в. выделяются Ш. ван ден Боррен, председатель Белы.
об-ва музыкознания, Ж. О. Стельфельд и др.


Деятели совр. белы. муз. иск-ва: композиторы
- Ж. Абсиль, Р. Дефоссе, Ф. Кипе, А. Сури, М. Пот и др.; дирижёры - Ф.
Андре, Д. Дефо; скрипачи -А. Грюмьо, К. ван Несте.


Бельг. музыканты получают образование в
консерваториях в Брюсселе, Льеже, Генте, Антверпене и Монсе (ин-т музыкознания),
а также в гор. муз. академиях в Турне, Шарлеруа и др. и ин-те церк. музыки
в Мехелене (Малин). Крупнейший муз. центр - Брюссель, в к-ро.м, кроме театра
"Де ла Монне", существуют концертные об-ва, симф. оркестры, один раз в
3 года проводятся междунар. конкурсы пианистов и скрипачей им. королевы
Елизаветы, получившие мировую известность; в Льеже - конкурсы квартетного
исполнительства, камерной музыки и смычковых инструментов. Оперные театры
существуют также в Антверпене (осн. в 1893) и Генте (осн. в 1900).


Лит.: Leirens Ch., La musique beige,
2 ed., Brux., 1954; Wangermee R. La musique beige contemporaine, Brux.,
1959,
XVI. Балет


В 14 в. города Фландрии и Брабанта славились
своими празднествами, где трубадуры, труверы, фигляры, жонглёры, мимы давали
представления, к-рые нередко сопровождались танцами. Дальнейшее развитие
танец получил в различных празднествах аристократии: маскарадах, интермедиях,
пантомимах, турнирах, "междуяствиях". Постепенно дворцовые представления
приняли характер оперно-балетных постановок. В 1705 в театре "Де ла Монне"
была сформирована первая балетная труппа. Здесь ставились спектакли, большей
частью заимствованные из французского театра: оперы-балеты Ж. Б. Люлли,
А. Детуша и др. В 18 в. в репертуар включались новые балеты, в т. ч. на
музыку белы, композиторов. В 1770-х гг. многие балеты поставил балетм.
Сен-Леже, в нач. 19 в.- балетм. Удар и Хюс. В 1819-31 балетм. Ж. Петипа,
наряду с балетами комп. Ф. Герольда и Ж. Шнейцхоффера, поставил 15 спектаклей
на музыку бельг. композиторов. В 1830-90 в Брюсселе осуществляли постановки
балетмейстеры: Бартоломеи, Аньель, Деплас, Хюс, Л. Петипа, Ф. Хансен, Пуаньи,
Лаффон и Дж. Саракко. Выступали известные европ. танцовщицы - М. Тальони,
Ф. Эльслер и др. Одновременно с балетами, перенесёнными со сцены парижского
театра ("Коппелия", 1871, "Сильвия", 1888, Л. Делиба), ставились балеты
композиторов, живущих в Б.: Р. Бернье, Фьеве, Мири, Туре в 50-60-х гг.,
Лаге и К. Хансенса-младшего в 70-х гг. В 60-90-х гг. 19 в. особым успехом
пользовались балеты композитора О. Стумо-на ("Фарфалла", 1894, и др.).
В кон. 19 в. в репертуаре театра были балеты Э. Матьё и одного из виднейших
бельг. композиторов Я. Блокса ("Миленка", 1888), а также Ф. Флона ("Незабудка",
1886) и Л. Дюбуа ("Смилис", 1891). В нач. 20 в. в Брюсселе работали балетм.
Саракко, Ф. Амброзини. Нек-рое время ведущей танцовщицей была К. Брианца.
Были поставлены балеты В. д'Энди ("Истар", 1913), а также Г. Ловеринса
("Когда убежали кошки", 1908, "Хопьес").


К сер. 20 в. все оперные театры Б. имели
балетные труппы. В Брюсселе работал балетм. М. Эчевери, в Антверпене -
Ж. Брабан, в Льеже -Ж. Лаззини. Но до кон. 50-х гг. даже в Брюсселе балет
не пользовался большой популярностью. Интерес к этому виду иск-ва возродился
после Междунар. выставки в Брюсселе (1958), где выступали мн. иностр. танцевальные
коллективы.


С 1960 в театре "Де ла Монне" выступает
труппа "Балет XX века", сформированная франц. балетм. М. Бежаром (работает
по контракту). В числе постановок, осуществлённых Бежаром: вечер балетов
на музыку И. Ф. Стравинского (I960), синтетич. спектакль "Четыре сына Эмопа"
(на сюжет бельг. легенды; совм. с балетм. Ж. Шарра, 1960), балет-оратория
"В поисках Дон Жуана" (1962), "Ода к радости" на музыку 9-й симфонии Бетховена
(1964), "Ромео и Джульетта" на музыку Г. Берлиоза (1966), "Бахти" на инд.
музыку (1968). Е. Я. Суриц.
XVII. Драматический театр.


Театр, культура Б. развивалась на франц.
и на флам. языках. Истоки театр, иск-ва страны - в ре лиг. обрядах средневековья,
содержавших элементы театр, действия. В 13-15 вв. ставились литургич.
драмы (на лат. яз.), моралите и мистерии (на франц. и флам. яз.). В нач.
15 в. театр, жизнь активизировалась в связи с появлением в Генте, Антверпене,
Брюсселе и др. городах т. н. кaмер риторов - объединений цехового типа,
члены к-рых исполняли сочинённые ими стихи и пьесы (к нач. 18 в. большинство
камер риторов перестало существовать). В 16 в., в эпоху Возрождения, среди
известных авторов драматич. произв. на франц. яз.- Л. де Мазюр, Ж. де Вивр,
на флам. яз.- М. Кастелейн, К. Эверерт. Развитие театр, иск-ва в 16-17
вв. тормозилось религ. преследованиями и войнами. Для драматургии 17 в.
характерна религ. тематика. Наиболее известные драматурги, писавшие на
франц. яз.,-Д. Коппе, Б. А. де Валеф, П. Белло, Ж. Б. Лагранж, на флам.
яз.-М. де Сван, В. Ожье. В 1650 в Брюсселе было построено деревянное театр.
здание, но выступали в нём иностр. труппы. Открытый в 1700 в Брюсселе театр
"Де ла Монне" имел наряду с оперной драматич. труппу, ставившую преим.
произв. франц. драматургов (гл. обр. Ж. Расина, Кребийона, Ж. Ф. Реньяра).
В 1782 в Брюсселе построено театр. здание, позднее названное "Дю Парк".
Вначале здесь выступали цирковые труппы, ставились пантомимы (с 1870 -
драматич. спектакли). На творчество бельг. драматургов 18 в. большое влияние
оказывала франц. драматургия 17 - нач. 18 вв., преим. эпигонов франц. классицизма.
Драма "Сабин, или Бельгийцы" Неэля (1782) - первая попытка создать пьесу
на сюжет из жизни Б.


Накануне Бельг. революции 1830, в период
подъёма нац. самосознания, писал трагедии Э. Смите, образцом для к-рого
были классицистские пьесы эпохи Вел. франц. революции. После образования
независимого бельг. гос-ва (1830) и до кон. 19 в. в драматургии получил
распространение романтизм (пьесы на франц. яз. П. Нуайе, Ф. Богартса, Э.
Ваккена и др.). Началось активное развитие драматургии на флам. яз. Открылись
театры в Генте (1847), "Национальный театр" в Антверпене (1853), "Национальная
сцена" (1883), "Фламандский театр" (1864, с 1895-"Королевский фламандский
театр") в Брюсселе и др., где ставились пьесы Ф. Гиттенса, А. Хендрикса,
П. Ф. ван Корковена и др.


С кон. 19 - в нач. 20 вв. большое влияние
на развитие бельгийского театра оказало творчество драматургов-символистов
М. Метерлинка, Ш. ван Лерберга, Ж. Роденбаха, М. Дютерм, произв. к-рых
ставил театр "Дома искусств" (осн. в 1895; в 1897-99 наз. "Новый театр")
в Брюсселе. С обществ. подъёмом 90-х гг. 19 в., с ростом рабочего движения
в Б. связано появление социальной драмы Э. Верхарна "Зори", поставленной
лит.-художеств. секцией при "Народном доме" в Брюсселе в 1898.


Кризис театр. культуры в Европе нач. 20
в. сказался на деятельности бельг. театров, испытавших модернистские влияния.
В начале и в 20-30-е гг. 20 в. крупнейшие представители бельг. драматургии
на франц. яз.- Г. ван Зип, Ш. Спа-ак, М. де Гельдерод, Ф. Кроммелинк, А.
Сумань, на флам. яз.- X. Тейрлинк, Г. Мартене. Репертуар театров 20 -30-х
гг. характеризовался эклектизмом.


В годы нем.-фаш. оккупации (1940-1944),
несмотря на преследования оккупантов, открылся передвижной "Театр Сопротивления",
где была поставлена патриотическая по направленности пьеса "Четыре сына
Эмона" X. Клоссона.


Наряду со старейшими театрами -"Дю Парк",
"Де Галери" в Брюсселе, "Королевский национальный театр", "Нидерландский
камерный театр" в Антверпене и др., работают театры "Ле Ридо" (осн. в 1942-43),
"Де ла Бурс" (осн. в 1948) в Брюсселе, гос. труппа в Генте. Ставятся пьесы
X. Хенсена, X. Клауса, П. Виллемса, Ж. П. Сартра, Б. Брехта, А. Миллера,
П. Вайса, Э. Олби и др.


Театр. деятелей готовят Королев, консерватория
в Брюсселе, школа драматич. иск-ва Королев, флам. консерватории и др.


Лum.: Raber F., Histoire du theatre
francais en Belgique .... v. 1 - 5, P.- Brux., 1878 - 1880; Liebrecht H.,
Le theatre francais a Bruxelles au XVII et au XVIII sie-cle, P., 1923;
Lilar S., Soixante ans de theatre beige, Brux., 1952. А. А. Ремезов.
XVIII. Кино


В 1908 в Харревелде была создана первая
киностудия и началось отечеств. про-из-во фильмов, прерванное 1-й мировой
войной 1914-18. В 1919 организована "Бельгийская кинокомпания", в 1922
-киностудия " Бельгийский фильм" в Маш-лене (близ Брюсселя) и др. В 20-е
гг. выпущено ок. 20 игровых фильмов, нек-рые из них поставлены иностр.
режиссёрами. С кон. 20-х гг. нек-рые бельг. деятели кино под влиянием достижений
англ., нем., сов. киноискусства занимались поисками новых средств выразительности,
снимали экспериментальные фильмы. Режиссёры Ш. Декёкелер, А. Сторк, А.
Ковен, позднее П. Хасартс выпускали этнографич., видовые, искусствоведческие
фильмы и добились значит. успехов в этой области. Среди бельг. игровых
фильмов: "Банкет контрабандистов" (1952, реж. А. Сторк), "Чайки умирают
в гавани" (1955, реж. Р. Кёйперс, И. Михилс, Р. Верхаверт), "Уже опадает
хилый цветок" (1960, реж. П. Мейер), "Поезд отходит каждый час" (1962,
реж. А. Каване), "Человек с бритой головой" (1966, реж. А. Дельво), "Прощание"
(1966, реж. Р. Верхаверт), "Долгое объяснение" (1968, реж. Э. Дежелен).
В Брюсселе работает Белы, синематека, издаются журналы "Синеграфи Бельж",
"Рейш'с".

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я