Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > БЕЛОРУССКАЯ К ст. Белорусская ССР. 1.

БЕЛОРУССКАЯ К ст. Белорусская ССР. 1.

БЕЛОРУССКАЯ К ст. Белорусская ССР. 1. Сторожевая
башня в Каменце. Конец 13 в. 2. Церковь-крепость в Малом Можейкове. 16
в. 3. П. Нонхард. Дом-крепость в Гаитюнишках 1611-12.4. Костёл в Ишкольде.
16 в. 5. Замок в Мире. 16 в. 6. Церковь Николая в Могилеве. Начата в 1669.
7. Софийский собор в Полоцке. 2-я пол. 11 -середина 18 вв. 8. Замок Радзивиллов
в Несвиже. Конец 16-18 вв. Внутренний двор. 9. Иезуитский костёл в Гродно.
1667.



"Параскева Пятница". Икона 16 в. Художественный
музей БССР. Минск.


С 16 в. в белорус. живописи постепенно
намечается поворот к реализму нового времени: на смену плоскостным иконописным
ликам приходят объёмные изображения человеч. лиц (икона "Параскева Пятница",
Художеств. музей БССР, Минск). В иконописи 17 в. появляются элементы бытового
жанра, пространств. перспективы. В 17-18 вв. начинает развиваться портретная
живопись.


В ср.-век. Б. высокого уровня достигло
иск-во скульптуры, испытавшее нек-рое воздействие романской и готич. пластики
Центр. Европы, а в дальнейшем - влияние барокко. Деревянные статуи, резные
алтари играли важную роль в убранстве интерьеров белорус. храмов. Во время
польско-рус. войны 1654-67 мн. белорус. скульпторы и резчики (старцы Ипполит
и Арсений, Клим Михайлов, Герасим Окулов и др.) переселились в Рус. гос-во,
где создали немало выразит. произведений (напр., работы старца Ипполита
в


Анания. "Премудрость созда себе дом". Рельеф.
Дерева. Кон. 15 - нач. 16 вв.


Моск. Кремле: "Никола Можайский" в церкви
Николы Гостунского и "Распятие" в Теремном дворце). В стиле т. н. белорусской
рези был выполнен иконостас Смоленского собора в Новодевичьем монастыре
в Москве (Клим Михайлов и др.), украшен дворец в Коломенском.


В 16 в. с появлением зап.-рус. книгопечатания
начала развиваться белорус. гравюра [ксилографии в изд. Франциска (Георгия)
Скорины, Петра Мстиславца, Ивана Фёдорова], пережившая новый подъём на
рубеже 17-18 вв. (ксилографии и гравюры на меди в изд. Максима Вощанки,
где как гравёры выступали сам издатель, его сын Василий, Фёдор Ангилейко
и др.).


Среди художеств. ремёсел, кроме резьбы
по дереву, в Б. 14-18 вв. заметное место занимают керамика (в т. ч. керамич.
скульптура - С. И. Полубес и др.), художеств. шитьё, ювелирное дело. Широкой
известностью пользовались т. н. слуцкие пояса (18 в.), протканные золотыми
и серебряными нитями.


С.И. Полубес. "Апостол Лука". Рельеф. Майолика.
2-я пол. 17 в. Музей "Коломенское". Москва.


После воссоединения Б. с Россией пути рус.
и белорус. иск-ва в значит. степени сближаются. Мн. белорус. художники
(портретист В. Ванькович, пейзажисты А. Г. и И. Г. Горавские и др.) проходят
выучку в петерб. АХ. В 19-20 вв. творч. деятельность выходцев из Б.- живописцев
С. К. Зарянко, И. Т. Хрупкого, В. К. Бялыницкого-Бирули, мозаичиста Н.
Ю. Силивановича и др.- тесно связана с Петербургом и Москвой. В свою очередь,
в Б. работают видные рус. архитекторы-классицисты Н. А. Львов, построивший
собор Иосифа в Могилёве (1798, не сохранился), и А. И. Мельников - строитель
здания духовной семинарии в Минске. Огромное значение для развития белорус.
городов имела их перепланировка по чёткой регулярной системе, в соответствии
с градостроит. принципами классицизма, проведённая в кон. 18-нач. 19 вв.
рус. пр-вом. Во время перепланировки уничтожаются мешавшие росту городов
старые
гор. укрепления. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в архитектуре Б. одновременно
с прогрессом строит. техники отчётливо заметны черты эстетич. упадка, общего
для зодчества капиталистич. стран того периода. Белорус. изобразит. иск-во,
как и русское, вступило в это время на путь критич. реализма. Реалистич.
произведения создавали Ю. М. Пэн (сцены из быта бедняков, портреты, пейзажи)
и Я. М. Кругер (портреты демокра-тич. интеллигенции; картина "Погром",
ок. 1905). Однако в условиях царизма и великодержавного гнёта развитие
нац. белорус. культуры было в значит, степени затруднено.


В. М. Вощанка. "Положение во гроб Христа".
Гравюра на дереве, напечатанная на холсте (антиминс). 1708.


Подлинный расцвет культуры и иск-ва белорус.
народа наступает в годы Сов. власти. Индустриализация страны в период первых
пятилеток повлекла за собой бурный рост городов. В связи с этим была предпринята
реконструкция, существенно изменившая их облик. В городах прокладывались
новые улицы, проводились мероприятия по благоустройству, совр. застройка
стала вытеснять старую, преим. деревянную. В довоен. годы в белорус. городах
был воздвигнут ряд зданий, значительных в архит.-художеств. отношении,
в т. ч.: Б-ка им. В. И. Ленина (1930-32, арх. Г. Л. Лавров), Дом пр-ва
БССР (1930-33, арх. И. Г. Лангбард), здание ЦК Коммунистич. партии Б. (1940-41,
полностью закончено в 1947, арх. А. П. Воинов и В. Н. Варак-син) - в Минске;
Дом Советов в Могилёве (1938-39, арх. И. Г. Лангбард).


Слуцкий пояс. 2-я пол. 18 в. Исторический
музей.Москва.


В 20-30-е гг. добилось немалых успехов
и вступившее на путь социалистич. реализма изобразит. иск-во Сов. Б. История
борьбы белорус. народа за свободу и независимость, его сегодняшний геро-ич.
труд - таковы осн. темы, к к-рым обращались и сейчас обращаются художники
Б. В сов. время в Б. вырос ряд талантливых мастеров: живописцы -В. В. Волков
(портретист, жанрист, ист. живописец), И. О. Ахремчик (портретист, пейзажист,
ист. живописец, монументалист), Е. А. Зайцев (ист. живописец, пейзажист,
портретист), К. М. Косма-чёв (ист. живописец); скульпторы -А. В. Грубе
(создатель станковых композиций, рельефов, памятников), М. А. Керзии (видный
художник-педагог), А. М. Бразер " (портретист), 3. И. Азгур (портретист
и монументалист), А. О. Бембель (портретист и монументалист), А. К. Глебов
(портретист, монументалист, автор станковых композиций); художники театра
О. П. Ма-рикс, С. Ф. Николаев.


В годы Великой Отечеств. войны белорус.
художники не прекратили творч. деятельность. Находясь в составе действующей
армии, в партиз. отрядах, в эвакуации, они создали своеобразную художеств.
летопись героич. борьбы народа.


В послевоен. годы белорус. архитекторы
провели огромную работу по ликвидации разрушений, причинённых фашистами
городам и сёлам Б. Были созданы новые ген. планы всех крупных насел. пунктов.
В короткий срок города и сёла Б. были фактически отстроены заново. Преобразился
Минск, жилой фонд к-ро-го был уничтожен в годы оккупации на 74% . В центре
города создан ряд архит. комплексов (ансамбли площадей Ленина, Центральной,
Победы, Якуба Коласа), чередующихся с рядовой застройкой и связанных между
собой Ленинским проспектом. Благотворное влияние на развитие белорусской
архитектуры оказали постановления ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР по вопросам
строительства ("О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества
и снижению стоимости строительства" от 23 авг. 1955, "О мероприятиях по
обеспечению развития производства строительных конструкций, деталей и материалов"
от 24 авг. 1955, "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве"
от 4 нояб. 1955 и др.). Во 2-й пол. 50-х гг. совершилась перестройка материально-технич.
базы стр-ва, возросли его темпы, распространились индустр. методы, вступили
в строй домостроит. комбинаты.


Г. Г. Поплавский. Иллюстрация к поэме Якуба
Коласа "Новая земля". Офорт. 1967.


Л. М. Мягкова. "Хоровод". Цветное стекло
(стеклозавод "Неман"), 1969. Художественный музей БССР. Минск.


С нач. 60-х гг. в Б. в широком масштабе
ведётся стр-во крупнопанельных домов с улучш. планировкой квартир. Заметное
место занимает стр-во жилых домов из объёмных элементов. Идут поиски эстетически-выразительных
совр. архит. форм и планировочных принципов. В числе наиболее удачных архит.
решений 60-х гг.: здание горисполкома (1964, арх. С. С. Мусинский, Г. В.
Сысоев), Дворец спорта (1966, арх. С. Д. Филимонов, В. Н. Малышев), жилой
массив на ул. Толбухина (1966, арх. Ю. В. Шпит), гостиница "Юбилейная"
(1968, арх. Г. М. Бенедиктов), ансамбль Ленинского проспекта (Г. П. Баданов,
М. О. Барщ, С. Б. Ботковский, А. П. Воинов, В. А. Король, С. С. Мусинский,
М. П. Парусников, Г. В. Сысоев, Н. Е. Трах-тенберг, Н.-А. Э. Шпигельман)
- в Минске; мемориальные комплексы Курган Славы на 21-м км Московского
шоссе около Минска (1969; скульптор А. О. Бембель, архитектор О. А. Стахович)
и Хатынь (1968-69; архитекторы Ю. М. Градов, В. П. Занкович, Л.
М. Левин; скульптор С. И. Селиханов). В условиях интенсивного развития
пром-сти и быстрого научно-технич. прогресса 60-х гг. в республике возникли
новые города - Светлогорск, Жодино, Новополоцк, Солигорск.


Изобразит. иск-во Б. послевоен. периода
и особенно 2-й пол. 50-60-х гг. характеризуется многообразием творч. тенденций.
Сосредоточенность художников на самых существ. сторонах истории и совр.
жизни белорус. народа, стремление к лапидарности и глубине образа, к ритмически
выразительной, с элементом энергичного декоративизма, композиции - таковы
гл. особенности иск-ва Б. последних лет. В ряду ведущих художников республики
появились новые имена: живописцы - В. К. Цвирко (пейзажист, ист. живописец),
В. П. Сухо-верхов (ист. живописец и портретист), А. Д. Шибнёв (ист. живописец),
Р. В. Кудревич (жанристка), Н. М. Воронов (ист. живописец), М. А. Савицкий
(жанрист и ист. живописец), М. В. Данциг (пейзажист и ист. живописец);
графики-А. М. Кашкуревич (мастер эстампа), Г. Г. и Н. Н. Поплавские (мастера
эстампа и книжной иллюстрации), Е. Г. Лось (мастер эстампа и книжной иллюстрации);
скульпторы - С. И. Селиханов (монументалист), Л. Н. Гумилев-ский (автор
станковых композиций), П. К. Белоусов (портретист), Г. И. Муромцев (автор
станковых композиций), А. М. Заспицкий (автор станковых композиций); художники
театра - Е. Г. Че-модуров, П. В. Маслеников. Активные и плодотворные поиски
совр. форм ведутся в декоративном иск-ве Б. (особенно в области художеств.
стекла).


В 1935 в Минске был основан Союз архитекторов
Б., в 1938- Союз художников Б. (оргкомитет создан в 1932).


Лит.: Сидорова А. А., Древнерусская
книжная гравюра, М., 1951; Егоров Ю. А., Градостроительство Белоруссии,
М., 1954; [Герасимович П. Н. и Никифоров П. П.], Изобразительное искусство
Белорусской ССР, М., 1957; Кацер М. С., Макаревич В. М., Искусство Белоруссии
14-17 веков, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, М., 1960; Орлова
М-, Искусство Советской Белоруссии, М., 1960: Прокофьев О. С., Искусство
Белоруссии [18 в.], в кн.: Всеобщая история искусств, т. 4, М., 1963; Всесоюзная
юбилейная художественная выставка "50 лет Советской власти". Украинская
ССР, Белорусская ССР, Молдавская ССР. [Каталог], [М., 1967]; Архитектура
России,Украины и Белоруссии. XIV- первая половина XIX вв., М-, 1968 (Всеобщая
история архитектуры,т.6); Паньшина И.Н., Искусство Советской Белоруссии,
Минск, 1968; Елатомцева И., Художественная керамика Советской Белоруссии,
Минск, 1966; её же, Монументальная летопись эпохи, Минск, 1969; Чантурия
В. А., История архитектуры Белоруссии. Дооктябрьский период. Минск, 1969;
Чантурия В. А., Элентух И. Б., Памятники зодчества Белоруссии. Краткий
путеводитель, Минск, 1969; Шчакацixiн M., Гравюры i кн1жныя аздобы у выданьнях
Франщшка Скарыны, в сб.: Чатырох-сотлецьце беларускага друку. 1525 -1925,
Менск, 1926; [Барышау Г. I.], Тэатральн дэкарацыйнае мастацтва Савецкай
Беларусi, [Мiнск], 1958: Кацар М. С., Нарысы па псторьп выяуленчага мастацтва
Савецкай Беларусь Мшск, 1960; Якунiна Л. 1., Слущая паясы, Мшск, 1960.


Илл. см. на вклейках - к стр. 152-153 и
табл. XI-XIII.
XVI. Музыка


В нар. муз. иск-ве Б. обнаруживаются тесные
взаимосвязи с нар. музыкой русских, украинцев, зап. и юж. славян. Среди
старинных песен центр. место занимают песни календарно-обрядовые (колядки,
щедровки, веснянки, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные,
косарские, осенние) и семейно-обрядовые (свадебные, крестинные, колыбельные,
причитания). Широко представлены хороводные, игровые, плясовые, шуточные
песни. Лирич. песни подразделяются на множество жанрово-тематич. групп:
любовные, балладные, казацкие, рекрутские, солдатские, песни крестьянской
вольницы.


Старинные нар. песни в своей основе одноголосны.
Они отличаются сжатым мелодич. диапазоном, развитой орнаментикой, гибкостью
ритмики, богатством и разнообразием исполнительских приёмов. Многоголосие
в белорус. нар. песне интенсивно развивается с последней трети 19 в. Распространено
пение с "подводкой" -верхним солирующим голосом, контрапунктирующим основному
напеву в нижнем голосе. Определённое влияние на мелодику белорус. нар.
песен оказала рус. революц. рабочая песня нач. 20 в. При Сов. власти появились
новые нар. песни, развивающие и обновляющие традиции и черпающие своё содержание
из совр. жизни. Песни в быту исполняются без сопровождения, за исключением
шуточных и частушек, к-рые поются под аккомпанемент гармоники (баяна).


Белорус. нар. танц. мелодии преим. двудольны
и развёртываются в быстром темпе. Они отражают трудовые процессы ("Ленок",
"Вульба"), отношение человека к окружающей природе ("Метелица", "Чарот");
значит. место занимают сюжетные танцы ("Юрочка", "Лявониха", "Полька-Янка").
Среди белорус. нар. инструментов, используемых обычно для сопровождения
танцев,- гармоника, баян, скрипка, цимбалы, бубен и небольшой барабан,
бытуют также дудка и жалейка. Распространены нар. инструм. ансамбли, состоящие
обычно из цимбал, гармоники и бубна или скрипки, гармоники и бубна. К этим
инструментам часто присоединяются дудка или кларнет. Традиц. инструментом
в нар. ансамблях была нар. виолончель басетля, теперь почти исчезнувшая
из исполнительской практики. Уже с кон. 19 в. постепенно выходят из употребления
исключительно популярные в прошлом дуда (волынка) и лира. В спектакли дореволюционного
белорусского театра постоянно вводились песни, танцы и инструментальные
наигрыши.


Окт. революция и образование БССР создали
условия для развития профессионального нац. муз. иск-ва. В 1924 в Минске
открылся Белорус. муз. техникум, в 1932 - Белорус. консерватория, в 1933
- Белорус. театр оперы и балета (на базе основанной в 1930 Гос. студии
оперы и балета), в 1937-Белорус. филармония, объединившая симф. оркестр,
оркестр белорус. нар. инструментов, хоровую капеллу, ансамбль белорус.
нар. песни и пляски, вокальный и смычковый квартеты, группу солистов. В
1940 создан Белорус. ансамбль песни и танца под рук. Г. Р. Ширмы, реорганизованный
в 1955 в Гос. хоровую капеллу.


Первые образцы белорус. профессионального
муз. творчества относятся к 20-м гг. Основу его заложили композиторы: Н.
Н. Чуркин (опера "Освобождение труда", 1922; симфониетта, 1925; песни и
романсы), Н. И. Аладов (комич. опера "Тарас на Парнасе", 1927; кантата
чДесять лет", 1927; фп. квинтет, 1925; циклы романсов), Е. К. Тикоцкий
(1-я симфония, 1929; муз. комедия "Кухня святости", 1931), Г. К. Пукст,
А. Е. Туренков (массовые песни).


В 30-е гг. появляются симф. произведения
Н. И. Аладова (его симфониетта -яркий образец белорус. жанрового симфонизма),
А. Е. Туренкова и работавшего в Минске рус. композитора В. А. Золотарёва.
Из вокально-симф. произведений тех лет значительна кантата "Сказ о Медведихе"
А. В. Богатырёва, из камерно-инструм.-фп. и скрипичные пьесы А. К. Клумова.
В песенном жанре плодотворно работали С. В. Полонский, В. А. Ефимов, Н.
Ф. Соколовский, И. И. Любан, чья песня "Будьте здоровы" завоевала всесоюзную
популярность. Выдающимся событием в культурной жизни республики стала постановка
на сцене Белорус. театра оперы и балета опер "Михась Подгорный" Е. К. Ти-коцкого
(1939), "В пущах Полесья" А. В. Богатырёва (1939), "Цветок счастья" А.
Е. Туренкова (1940), первого белорус. балета "Соловей" М. Е. Крош-нера
(1939), положивших начало нац. репертуару. Все эти спектакли были с успехом
показаны в Москве во время 1-й декады белорус. иск-ва и лит-ры (1940).


В годы Великой Отечеств. войны гл. темой
творчества белорус. композиторов становится героич. борьба сов. народа
против фашистских захватчиков. Кроме многочисл. песен, ей посвящены кантаты
А. В. Богатырёва "Ленинградцы" и "Белорусским партизанам", симфония-баллада
Н. И. Аладова "В суровые дни", опера Е. К. Тикоцкого "Алеся" (пост. 1944).
В годы оккупации Б. артисты Белорус. т-ра оперы и балета участвовали во
фронтовых бригадах, выступали в городах братских республик, в сезон 1943-44
театр работал в Коврове, осенью 1944 вернулся в освобождённый Минск. Гастролировал
по стране Белорус. ансамбль песни и танца.


В послевоен. годы возобновилась деятельность
всех муз. коллективов и учреждений. Оперное творчество этих лет тесно связано
с героико-патриотич. темой ("Кастусь Калиновский" Д. А. Лукаса, пост. 1947;
"Андрей Костеня" Н. И. Аладова, 1948, пост. 1970; "Девушка из Полесья"
Е. К. Тикоцкого, на материале оперы "Алеся", пост. 1952; первая опера для
детей "Маринка" Г. К. Пукста, пост. 1955; "Надежда Дурова" А. В. Богатырёва,
пост. 1956; "Ясный рассвет" А. Е. Туренкова, пост. 1958). Балетный репертуар
пополнили В. А. Золотарёв ("Князь-озеро", пост. 1949) и Г. М. Вагнер ("Подставная
невеста", пост. 1958). Общественно-значимую тематику раскрывают многие
вокально-симф. и программные симф. произведения: кантаты ч Сорок лет" Н.
И. Аладова, "Беларусь" А. В. Богатырёва, "Поля степные" И. И. Кузнецова,
вокально-симф. поэма "Вечно живые" Г. М. Вагнера, симф. поэма "Партизанская
быль" В. В. Оловникова и др. Большое развитие получают ранее слабо представленные
в белорус. музыке жанры симфонии (Н. И. Аладов, А. В. Богатырёв, П. П.
Подковыров, Г. К. Пукст, Е. К. Тикоцкий; в кон. 50-х гг.- также молодые
композиторы Е. А. Глебов и В. И. Чередниченко) и инструм. концерта (Д.
Р. Каминский, к-рый наряду с фп., скрипкой и виолончелью впервые использовал
в качестве концертирующего инструмента цимбалы; П. П. Подковыров, Э. М.
Тырманд). В области камерной инструм. и вок. музыки работают Л. М. Абелиович,
А. В. Богатырёв, Д. А. Лукас, П. П. Подковыров, Г. К. Пукст, в области
песни -Д. А. Лукас, В. В. Оловников, П. П. Подковыров, Ю. В. Семеняко,
Н. Ф. Соколовский (автор музыки гимна БССР) и др.


В 60-е гг. на сцене Белорус. театра оперы
и балета поставлены комич. оперы "Колючая роза" и "Когда опадают листья"
Ю. В. Семеняко, балеты "Мечта", "Альпийская баллада" и "Избранница" Е.
А. Глебова, "Свет и тени" Г. М. Вагнера; большинство этих произведений
современно по тематике. Первый опыт создания телеоперы принадлежит Г. М.
Вагнеру ("Утро", 1967). Во всех жанрах белорус. музыки, за исключением
муз.-сценических, активно проявляет себя новое поколение композиторов (Р.
П. Бут-виловский, С. А. Кортес, И. М. Луче-нок, Д. Б. Смольский, К. Д.
Тесаков, О. Г. Янченко). Содержательностью и жанровым разнообразием отмечена
вокально-симф. музыка этого периода (кантата "Белорусские песни" и монологи
о В. И. Ленине для баса и оркестра А. В. Богатырёва, оратория "Колокола"
и концерт для голоса с оркестром Е. А. Глебова, вокально-симф. поэма "Пепел"
С. А. Кортеса и др.). Стремление раскрыть актуальные темы в обобщённо-филос.
плане характерно для симфоний Л. М. Абелиовича, Н. И. Аладова, Е. А. Глебова.
Широко представлен в этот период жанр инструм. концерта (А. В. Богатырёв,
Р. П. Бутвилов-ский, Г. М. Вагнер, Д. Р. Каминский, С. А. Кортес, О. Г.
Янченко). Среди камерных произведений выделяются инструм. ансамбли Н. И.
Аладова, Д. Р. Каминского, вокальные циклы Э. М. Тырманд, Д. Б. Смольского.
Мастера хоровой музыки - А. В. Богатырёв, Э. М. Тырманд. Популярность в
республике и за её пределами завоевали песни И. М. Лученка. Усилился интерес
белорус. композиторов к эстрадной и киномузыке. Среди белорус. музыковедов
и фольклористов; Т. А. Дубкова, В. И. Елатов, А. Б. Ладыгина, Л. С. Мухаринская,
И. Г. и С. Г. Нисневи-чи, Б. С. Смольский, Г. И. Цитович, Г. Р. Ширма,
Т. А. Щербакова и др. Среди белорус. певцов - нар. артисты СССР Л. П. Александровская
и Т. Н. Нижникова, нар. артисты БССР Л. Ф. Алексеева, А. Д. Арсенко, 3.
И. Бабий, И. М. Болотин, Л. Ф. Бражник, В. Ф. Волчанецкая, Л. И. Галушкина,
А. М. Генералов, В. И. Глу-шаков, М. И. Денисов, С. Ю. Дру-кер, М. А. Зюванов,
В. М. Маль-кова, Р. В. Млодек, И. П. Сайков, Н. Н. Сердобов, И. Д. Сорокин,
В. М. Чернобаев, Т. И. Шимко; дирижёров - нар. артисты БССР Т. М. Коломийцева,
Л. В. Любимов, засл. деятели иск-в БССР И. С. Абра-мис, И. А. Гитгарц,
М. Э. Шнейдерман; цимбалистов - засл. артисты БССР В. А. Буркович, С. М.
Новицкий, А. А. Остромецкий, X. И. Шмелькин. В Б. функционируют: Гос. симф.
оркестр (гл. дирижёр - засл. арт. БССР В. В. Катаев), Гос. оркестр нар.
инструментов (худ. рук. нар. арт. СССР И. И. Жинович), Гос. академич. хоровая
капелла (худ. рук. нар. арт. СССР Г. Р. Ширма), Гос. нар. хор (с 1952,
худ. рук. нар. арт. СССР Г. И. Цитович), Ансамбль песни и танца Белорус,
воен. округа (с 1938), камерный оркестр Белорус. филармонии (с 1968), концертно-эстрадный
оркестр (с 1958) и хор (с 1946) Белорус. радио и телевидения, 10 муз. уч-щ,
сеть муз. школ, в т. ч. средняя спец. муз. школа при Консерватории. В НИИ
искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР (образован в 1957) имеется
сектор музыки. В 1938 основан Союз композиторов Б. (в 1932-38 существовала
композиторская секция при Союзе писателей Б.).


Лит.: Беляев В., Белорусская народная
музыка. Л., 1941; Елатов В. И., Ладовые основы белорусской народной музыки,
Минск, 1964; его же. Ритмические основы белорусской народной музыки, Минск,
1966; Цитович Г. и НисневичИ.. Белорусская ССР, М., 1958 (Музыкальная культура
союзных республик); Нисневич С. Г., Белорусская симфоническая музыка, Минск,
1959; Смольский Б. С., Белорусский музыкальный театр, Минск, 1963; Журавлев
Д. Н., Композиторы Советской Белоруссии, Минск, 1966; Нисневич И., Нисневич
С., Очерки по истории советской белорусской музыкальной культуры, 2 изд.,
Л., 1969; Кулешова Г. Г., Белорусская советская опера. Минск, 1967. И.
Г. Нисневич.



Илл. см. на вклейке, табл. XIV.
XVII. Танец. Балет


Истоки белорус. танца восходят к др.-слав.
игрищам, из элементов к-рых в период формирования белорус. народности образовались
различные нар. пляски (многие танцы до сих пор исполняются в синтезе с
игрой и песней). Белорус. танцы разнообразны по тематич. содержанию и формам.
Они насчитывают ок. сотни названий и отражают многие стороны жизни народа,
богаты по композиционному рисунку и танц. ритмам, жизнерадостны по настроению.
Преобладающий муз. размер - двудольный, построение танцующих - парно-массовое,
сольные танцы встречаются сравнительно редко. Основу белорус. танц. лексики
составляют мелкие партерные движения (перем. шаг, па-де-баск, галоп, притоп
и др.); женский танец существенно не отличается от мужского, исключение
составляют лишь присядки и большие прыжки, исполняющиеся только мужчинами.
Наиболее популярные белорус. танцы: "Лявониха", "Метелица", "Юрочка", "Крыжачок",
"Микита", "Толкачики", хоровод "Подушечка", местные варианты польки, кадрили
и др.


Впервые белорус. нар. танец был выведен
на сцену в белорус. комич. опере С. Монюшко "Селянка" (либр. В. И. Дунина-Марцинкевича,
пост. 1852). В нач. 20 в. белорус. нар. танцы исполнялись в спектаклях
труппы И. Т. Буйницкого. Проф. танц. коллективы были созданы только в сов.
время: Ансамбль белорус. нар. песни и пляски в Минске (1937), Белорус.
ансамбль песни и танца в Белостоке (1940). В Б. работают (на 1970): Гос.
ансамбль танца БССР (создан в 1959) и Гос. нар. хор БССР (организован в
1952), а также неск. самодеятельных нар. ансамблей танца.


Первыми проф. исполнителями нар. танцев
были скоморохи (12 в.). В 18 -1-й пол. 19 вв. в поместьях и нек-рых городах
функционировали крепостные театры (Несвижский, Гродненский, Слонимский,
Шкловский), где выступали белорус. танцовщики.


Проф. балетный театр возник в Б. после
Окт. революции. В 1920 в Минске открылся 1-й Белорус. драматич. театр (ныне
Белорус. театр им. Янки Купалы), к-рый имел небольшую балетную труппу (балетм.
К. А. Алексютович). В 1930 была создана в Минске Гос. студия оперы и балета,
реорганизованная в 1933 в Белорус. театр оперы и балета. Были поставлены
балеты: "Красный мак" Р. М. Глиэоа (1933), "Коппелия" Л. Делиба (1935),
"Лебединое озеро" П. И. Чайковского (1938) и др. В 1939 балетм. А. Н. Ермолаев
поставил первый нац. балет "Соловей" М. Е. Крошнера; в новаторской хореографии
этого балета выразительно прозвучала тема борьбы белорус. крестьян за свободу.
В лексике "Соловья" слились в единое целое классич. танец и нар. хореография.


Белорус. хореографич. фольклор широко использовался
в одном из лучших нац. балетов "Князь-озеро" В. А. Золотарёва (1949), а
также в балете "Подставная невеста" Г. М. Вагнера (1958) и в др. В 1961
поставлен белорус. балет на совр. тему "Мечта" Е. А. Глебова, в 1963 -"Свет
и тени" Г. М. Вагнера, в 1967 - одноактный балет Е. А. Глебова "Альпийская
баллада", в 1969 -его же балет "Избранница".


В репертуаре театра балеты: "Жизель" А.
Адана (1953), "Лебединое озеро" (1948, 1967), "Спящая красавица" (1954),
"Щелкунчик" (1956) П. И. Чайковского, "Тропою грома" К. Караева (1960),
"Дон Кихот" Л. Ф. Минкуса (1962), "Спартак" А. И. Хачатуряна (1964), "Золушка"
(1965) и "Ромео и Джульетта" (1968) С. С. Прокофьева и др.


В балетной труппе театра работали: нар.
артисты БССР А. В. Николаева, 3. А. Васильева, С. В. Дречин, Л. М. Ряженова,
В. И. Крикова, В. П. Миронов, Н. К. Шехов; засл. артисты БССР Н. Ф. Млодзинская,
Б. 3. Кар-пилова, Е. М. Глинских и др.; балетмейстеры нар. артист СССР
и БССР А. Н. Ермолаев, нар. артист РСФСР Ф. В. Лопухов, засл. деят. иск-в
БССР К. А. Муллер и А. Л. Андреев. В республике ставили спектакли балетмейстеры:
засл. арт. БССР и засл. деят. иск-в Ли-тов. ССР К. Я. Голейзовский, засл.
арт. РСФСР В. И. Вайнонен, нар. арт. СССР Р. В. Захаров. В балетной труппе
театра (1970): артисты балета -нар. артисты БССР Н. С. Давыденко, А. А.
Корзенкова, И. Н. Савельева, В. К. Давыдов, засл. арт. РСФСР К. Н. Малышева,
засл. артисты БССР И. Д. Дидиченко, Р. Е. Красовская, Л. С. Чеховский и
др.; балетмейстер засл. арт. РСФСР О. М. Дадишкилиани и др. Среди ведущих
балетоведов республики - Ю. М. Чурко. Нац. кадры артистов балета готовит
Белорус, хореографич. уч-ще (осн. в 1944).


Лит.: Чурко Ю., Белорусский балет,
Минск, 1966; её же, Белорусский сценический танец, Минск, 1969.Ю, М.
Чурко.



Илл. см. на вклейке, табл. XIV.
XVIII. Драматический театр.


Истоки театр, иск-ва Б.- древние обряды
и игры, творчество скоморохов. С 16 в. получил распространение нар. кукольный
театр Батлейка, оказавший влияние на развитие белорус. театра и
драматургии. В 16-17 вв. существовал школьный театр, ставивший пьесы Симеона
Полоцкого и др. авторов. В 17 в. возникла нар. драма. Во 2-й пол. 18 в.
создаются крепостные театры (графа С. Зорича в Шклове, князей Радзивиллов
в Несвиже и др.), нек-рые из них работали и в нач. 19 в. Со 2-й четв. 19
в. начала развиваться проф. белорус. драматургия, первый видный представитель
к-рой -В. И. Дунин-Марцинкевич. Все его пьесы были поставлены в театре,
созданном драматургом в Минске, затем в его усадьбе Люцинке (под Минском).
С кон. 19 в. начинается подъём белорус. культуры. С 1905 во мн. городах,
местечках, деревнях получили распространение т. н. "белорус. вечеринки",
во время к-рых исполнялись песни, танцы, разыгрывались пьесы. И. Т. Буйницкий
создал театр (1907-13), называвшийся "Первая белорус. труппа". Деятельность
этого театра заложила основы совр. профессионального театр, иск-ва в Б.
В 1917 в Минске возник театр "Первое товарищество белорус. драмы и комедии"
(мн. из актёров вошли затем в состав Театра им. Я. Купалы).


С установлением Сов. власти в Б. началось
активное развитие белорус. театра и драматургии. В 1920 в Минске открылся
Белорус. гос. театр (с 1926 Белорус. 1-й гос. театр, БГТ-1, с 1944 Театр
им. Я. Купалы). Ставились пьесы Я. Купалы, Е. А. Мировича, М. Чарота и
др., показывавшие нар. быт, борьбу белорус. народа против самодержавия.
Наиболее значит. спектакли: "На купалье" М. Чарота, "Машека", "Кастусь
Калинов-ский", "Коваль-воевода" Е. А. Мировича. В 1920 по инициативе В.
И. Голубка создан Белорус. передвижной театр (с 1932 Белорус. 3-й гос.
драм. театр), где ставились гл. обр. его пьесы. В 1926 в Витебске начал
работу Белорус. 2-й гос. театр (БГТ-2, с 1944 Театр им. Я. Ко-ласа), в
Минске - Гос. еврейский театр


БССР (работал до 1949). В кон. 20 -нач.
30-х гг. в репертуаре театров появились пьесы о современности: "Карьера
товарища Брызгалина" Мировича, "Мост" Е. С. Романовича, "Гута" Г. Я. Ко-беца
в БГТ-1; "Разлом" Б. А. Лавренёва, "Кочегары" И. Д. Гурского, "Напор" А.
И. Александровича в БГТ-2.


В 30-е гг. значительно выросла сеть театров,
возникли Гос. рус. драм. театр БССР (1932), Белорус. ТЮЗ (1931), областные
и колхозно-совхозные театры. Этапные спектакли этих лет: "Отечество" К.
Чорного, "Гибель волка" Э. Л. Самуй-лёнка, "Партизаны" и "Кто смеётся последним"
К. Крапивы, "Последние" М. Горького в БГТ-1; "Война войне" и "В пущах Полесья"
Я. Коласа в БГТ-2; "Сержант Дроб" Самуйлёнка в Белорус. 3-м гос. драм,
театре. Впервые на белорус. сцене был воссоздан образ В. И. Ленина в спектаклях
БГТ-2 "Человек с ружьём" (1938) и "Кремлёвские куранты" (1940) Н. Ф. Погодина.


С началом Великой Отечеств. войны театры
были эвакуированы: БГТ-1 в Томск, БГТ-2 в Уральск, затем Орехово-Зуево.
Среди спектаклей этого периода: "Русские люди" К. М. Симонова, "Фронт"
А. Е. Корнейчука, "Нашествие" Л. М. Леонова, "Испытание огнём" К. Крапивы
и др. С успехом ставились белорус. комедии: "Нестерка" В. Ф. Вольского
(1941, БГТ-2) и "Павлинка" Я. Купалы (1944, БГТ-1), к-рые сохраняются в
репертуаре театров.


В кон. 40-х и в 50-е гг. наиболее значит.
спектакли были посв. Великой Отечеств. войне: "Константин Заслонов" А.
Мов-зона, "С народом" и "Люди и дьяволы" К. Крапивы в Театре им. Я. Купалы,
"Брестская крепость" К. Л. Губаревича в Брестском театре им. ЛКСМ Б. Успехом
пользовались пьесы: "Поют жаворонки" К. Крапивы, "Извините, пожалуйста!"
А. Е. Макаёнка и др. О прошлом белорус. народа рассказывали постановки
"Разорённое гнездо" Я. Купалы, "Гроза будет" по трилогии Я. Коласа "На
росстанях" (Театр им. Я. Коласа).


Великой Окт. революции и Гражд. войне,
борьбе Коммунистич. партии под руководством В. И. Ленина за установление
и укрепление Сов. власти поев, спектакли: "Кремлёвские куранты" и "Третья
патетическая" Н. Ф. Погодина в Театре им. Я. Купалы, "Свет с Востока" П.
Ф. Глебки в Театре им. Я. Коласа, "Главная ставка" К. Л. Губаревича в Рус.
драматич. театре БССР и др. Театры продолжали обращаться к лучшим произведениям
рус. и зарубежной классич. драматургии. Достижениями стали постановки "Гамлет",
"Ромео и Джульетта" и "Король Лир" У. Шекспира, "Враги" М. Горького, "Доходное
место" А. Н. Островского и др.


Лучшие спектакли 60-х гг.: "Левониха на
орбите" А. Е. Макаёнка, "Люди на болоте" по роману И. П. Мележа, "Рудобельская
республика" по повести С. И. Граховского в Театре им. Я. Купалы; "Левониха"
П. А. Данилова, "Отечество" К. Чорного, "Криницы" по роману И. П. Шамякина,
"Война под крышами" по роману А. М. Адамовича, "Шестое июля" М. Ф. Шатрова
в Театре им. Я. Коласа.


В Б. работают (1970) 9 драматич. театров:
Белорус. гос. академич. театр им. Я. Купалы, Белорус. республиканский ТЮЗ,
Рус. драм. театр БССР им. М. Горького в Минске, Белорус. гос. театр им.
Я. Коласа в Витебске, Брестский обл. драм. театр им. ЛКСМ Б., русские театры
в Гомеле, Гродно, Могилёве, Бобруйске; 3 кукольных - Гос. театр кукол БССР
в Минске, театры кукол в Бресте и Гомеле.


Большой вклад в развитие нац. иск-ва внесли
режиссёры - нар. артисты БССР В. И. Голубок, Е. А. Мирович, К. Н. Санников,
Ю. Б. Щербаков, нар. арт. СССР И. М. Раевский, засл. деятели иск-ва БССР
Л. М. Литвинов, Н. Б. Лойтер, Н. А. Мицкевич, Л. И. Мозолевская, А. Б.
Скибневский, засл. арт. БССР Н. А. Ковязин, режиссёры Ф. П. Жданович, Б.
В. Эрин; актёры - нар. артисты СССР Г. П. Глебов, В. И. Владомирский, А.
К. Ильинский, П. С. Молчанов, Б. В. Платонов, Л. Г. Рахленко, Л. И. Ржецкая,
3. Ф. Стомма; нар. артисты БССР М. С. Белинская, С. С. Бирилло, 3. И. Броварская,
О. В. Галина, Г. Ю. Гри-гонис, В. И. Дедюшко, Н. Н. Еременко, И. Ф. Жданович,
Н. П. Звездочётов, Р. Н. Кошельникова, Г. К. Макарова, В. Н. Полло, Е.
П. Родзяловская, Т. Н. Сергейчик, С. М. Станюта, В. П. Тарасов, А. М. Трус,
И. Б. Ша-тилло, А. Г. Шелег, Ф. И. Шмаков, засл. арт. БССР В. Н. Крылович;
театр. художники - нар. художники БССР О. П. Марикс, Е. Д. Николаев, засл.
деятели иск-в БССР А. Б. Григорьянц, И. М. Ушаков.


В 1945 в Минске открылся Белорус. театрально-художеств.
ин-т, где готовятся нац. театр, кадры. В 1946 создано Белорус, театр, об-во.


Лит.: Рамановхч Я., Першы тэатр,
Мшск, 1946; Бутаков А., Искусство жизненной правды, Минск, 1957; Мастацтва
Са_вецкай Беларусь Зборшк артыкулау, Мшск, 1955; Няфед У., Беларусиi тэатр.
Нарыс ricTopbii, Мшск, 1959; его же, Сучасны беларусш тэатр (1946 - 1959),
Мшск, 1961; его же, Становление белорусского советского театра, Минск,
1965; Слова пра майстроу сцэны, Мiнск, 1967; История советского драматического
театра, т. 1-5, М., 1966-69. В. И. Нефёд.

Цирк. С 17 в. формируется нац. белорус,
цирк, создаются спец. школы (школа дрессировки медведей, т. н. "Сморгон-ская
академия", 17 в.; школа фокусников в м. Семежеве, 1-я пол. 19 в., и др.).
Начинают выступления белорус. цирковые труппы (фокусники и канатные плясуны
Довгяло, 1-я пол. 19 в., и др.). С 1864 в Б. выступали рус. и иностр. цирковые
труппы. В первые годы Сов. власти действовали товарищества, коллективы
артистов цирка. В 30-40-х гг. работали зимние цирки в Могилёве, Минске,
летние цирки в Бобруйске, Гомеле, Мозыре. В 1959 в Минске сооружено новое
здание цирка (2 тыс. мест). Нац. цирковой коллектив использует мн. элементы
белорус. иск-ва (напр., выступления ковёрного клоуна в образе героя белорус.
фольклора Нестерки -артист В. Д. Колобов, сценич. имя -Колобок). Цирковой
коллектив выступает в городах СССР, гастролирует за рубежом. В белорус.
цирке в разные годы выступали: воздушные гимнасты Ржевские, дрессировщица
И. Т. Сидоркина, жонглёры Хромовы, жонглёры-эксцентрики Отливанники, иллюзионист
А. Н. Шаг-Новожилов, клоуны В. Г. Мозель и О. Г. Савич, силовой жонглёр
А. И. Нелипович, эквилибристы Милаевы и др.


Илл. см. на вклейке, табл. XIV.

А. Я. Шнеер.
XIX. Кино


До установления Сов. власти в Б. не было
собственного кинопроиз-ва. Существовали частные кинотеатры (в 1914 насчитывалось
56) по прокату рус. и зарубежных фильмов. Первые съёмки на repp. Б. проводились
во время империа-листич. и Гражданской войн операторами-кинохроникёрами
Петрограда и Москвы. Постановлением СНК БССР от 17 дек. 1924 было образовано
Гос. управление по делам кинематографии и фотографии- "Белгоскино". Началось
произ-во хроникальных, учебных и научно-популярных фильмов в Б. В 1928
в Ленинграде "Белгоскино" организовало студию художеств. фильмов "Советская
Беларусь"; с 1939 работает в Минске (с 1946 наз. "Беларусьфильм").


В 1926 вышел первый белорус. художеств,
фильм "Лесная быль" (реж. Ю. В. Тарич) о партиз. борьбе белорус. народа
в годы Гражданской войны. Эта тема становится ведущей в белорус. кинематографии
в 30-е гг.: "В огне рождённая" (1930) и "Первый взвод" (1933, оба реж.
В. В. Корш-Саблина), "Отель „Савой"" (1930) и "Балтийцы" (1938, оба реж.
А. М. Файнциммера), "Одиннадцатое июля" (1938, реж. Тарич). На историч.
материале были созданы фильмы "Кастусь Калиновский" (1928, реж. В. Р. Гардин),
"Поручик Киже" (1934, реж. Файнциммер). Значительными творческими достижениями
стали фильмы о современности: "До завтра" (1929, реж. Тарич), "Дважды рождённый"
(1935, реж. Э. Л. Аршанский), "Золотые огни" (1935) и "Искатели счастья"
(1936, оба реж. Корш-Саблина); фильмы-экранизации: "Медведь" (1938, реж.
И. М. Анненский), "Полесские робинзоны" (1935, реж. И. В. Бахар и Л. С.
Молчанов). В годы Великой Отечеств. войны, кроме киножурнала "Советская
Белоруссия" (выходил с 1942), фронтовой хроники, выпущены художеств. фильм
"Белорусский киносборник" (1942, реж. Корш-Саблин, Тарич), фильм-концерт
"Живи, родная Беларусь!" (1944) и документальный "Освобождение Советской
Белоруссии" (1944, оба реж. Корщ-Саблина и Н. Ф. Садковича). После войны
в 40-х - нач. 50-х гг. выпускались гл. обр. документальные фильмы, киножурналы
"Советская Белоруссия" (регулярно с 1944), "Пионер Белоруссии" (с 1952).
Среди первых художеств. фильмов- "Константин Заслонов" (о герое Отечеств.
войны, 1949, реж. Корш-Саб-лин и Файнциммер), экранизации театр. постановок
"Павлинка" (1952, реж. А. Г. Зархи), "Поют жаворонки" (1953, реж. Корш-Саблин,
К. Н. Санников), "Кто смеётся последним" (1954, реж. Корш-Саблин). Наиболее
значительные фильмы 50-60-х гг. посвящены Великой Отечеств. войне: "Часы
остановились в полночь" (1959, реж. Н. Н. Фигуров-ский), "Третья ракета"
(1963, реж. Р. Н. Викторов), "Через кладбище" (1965) и "Я родом из детства"
(1967, оба реж. В. Т. Турова), "Альпийская баллада" (1966, реж. Б. М. Степанов).
Поставлены историко-революц. фильмы: "Красные листья" (1958), "Запомним
этот день" (1967, оба реж. Корш-Саблина), "Москва - Генуя" (1964, реж.
А. В. Спешнев при участии Корш-Саблина и П. Н. Арманда), историч, фильм
"Я, Франциск Скорина" (1970, реж. Степанов). Белорус. кинематографисты
создали серию художеств. фильмов для детей и юношества: "Дети партизана"
(1954, реж. Л. В. Голуб и Фигуровский), "Миколка-паровоз" (1957), "Девочка
ищет отца" (1959), "Пущик едет в Прагу" (1965, с чехословацкими кинематографистами),
"Анютина дорога" (1968, реж. всех фильмов Голуб), "Город мастеров" (1965,
реж. В. С. Бычков), "Иван Макарович" (1968, реж. И. М. Добролюбов). Современности
посвящены фильмы: "Наши соседи" (1957, реж. С. И. Сплошное), "Счастье надо
беречь" (1958) и "Криницы" (1965, оба реж. И. А. Шульмана), "Последний
хлеб" (1963, реж. Степанов), "Тысяча окон" (1968, реж. Спешнев), "Сотвори
бой" (1969, реж. Н. А. Калинин) и др. Известность получили документальные
фильмы: "Правда о сектантах-пятидесятниках" (1958, реж. В. М. Стрельцов),
"Люди с чёрными душами" (1961, реж. П. П. Шамшур), "Орлиная криница" (1966,
реж. В. Н. Сукманов), "Солдаты крепости" (1966, реж. М. К. Заслонова),
"Генерал Пуща" (1967, реж. И. Н. Вейнерович), "Штрихи к портрету" (1968,
реж. И. Ц. Пикман, В. П. Цеслюк, Р. 3. Ясинский), "В огне жизни" (1969,
реж. Вейнерович), "Боль моя -Хатынь" (1970, реж. П. К. Олиференко).


В 1962 основан Союз кинематографистов Б.
(оргбюро создано в 1957). На 1 янв. 1970 в Б. 12 889 киноустановок.


Лит.: История белорусского кино,
ч. 1 -1924-45, ч. [2] - 1945-67, Минск, 1969-70; KpaciнскiA. В., Смаль
В. I. i Тарасев!ч Г. _П., Беларускае кшо, Каротк! нарыс, Мшск, 1962; Лебедев
Н. А., Очерк истории кино СССР, т. 1, М., 1947; Проблемы современного белорусского
искусства, Минск, 1968. В. П. Смоляр.


Илл. см. на вклейке, табл. XIV.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я