БЕЛОМОРСКО-БАЛТЙЙСКИЙ КАНАЛ

БЕЛОМОРСКО-БАЛТЙЙСКИЙ КАНАЛ канал,
соединяющий Белое м. с Онежским оз.


Одно из важнейших сооружений первой пятилетки
(1929-32). Путь, к-рым прошёл канал, был известен с древних времён. В географич.
описании России "Книга Большому Чертежу" (1627) Беломорский путь указан
с расстояниями между реками и озёрами, входившими в состав пути. Пётр I
использовал этот путь, оценив его стратегич. значение в войне со Швецией.
Позже составлялись проекты, проводились изыскания, возникали акц. об-ва.
Только после Великой Окт. социа-листич. революции проект соединения Белого
м. с Онежским оз. был осуществлён. Строительство началось в кон. 1930.
Несмотря на сложные геологич. условия, работы были закончены за 20 мес.
2
авт. 1933 принято пост. СНК СССР "Об открытии Беломорско-Балтийского канала".
Общая длина пути 227 км, из них 37 км составляют искусств.
пути. Канал берёт начало у пос. Повенец на Онежском оз. и поднимается 7
ступенями до водораздельного бьефа (шлюзы 1-7 юж. склона). От 8-го шлюза
начинается сев. склон канала, включающий 12 ступеней (шлюзы 8-19) с крупными
озеровид-ными бьефами (Маткозеро, Выгозеро и др.). У г. Беломорска канал
выходит в Белое м. На Б.-Б. к. имеется 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб, 12
водоспусков. Он обеспечивает внутреннюю водную связь между морями Европ.
части СССР, сокращая путь между Ленинградом и Архангельском на 4000 км
по
сравнению с обходом Скандинавского п-ова.


После пуска в эксплуатацию канала в его
районе развилась промышленность, гл. обр. лесная и целлюлозно-бумажная,
выросли новые города и посёлки (Медвежьегорск, Сегежа, Надвоицы), важным
пром. центром стал Беломорск. В нач. 50-х гг. начаты работы по реконструкции
канала. Деревянные ворота и ремонтные затворы шлюзов заменены на металлические,
электрифицированы приводы механизмов шлюзов, автоматизирован процесс шлюзования.
Начаты (1968) работы по замене деревянных стен шлюзов на железобетонные.
По каналу курсируют крупнотоннажные суда смешанного (река - море) плавания,
осуществляющие перевозки леса, руды и минеральных удобрений в др. районы
Сов. Союза, а также экспортно-импортных грузов в порты скандинавских стран.

Б. Б. Дашков.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я