БЕЛИНСКИЙ

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич
[30.5(11.6).1811, Свеаборг,-26. 5(7.6). 1848, Петербург], русский литературный
критик, публицист. Отец Б.- флотский лекарь, затем уездный врач. В 1816
семья переехала в г. Чембар (ныне г. Белинский) Пензенской губ. В 1822-24
Б. учился в Чембарском уездном уч-ще, в 1825-28 в Пензенской гимназии (не
окончил). В 1829 поступил на словесное отд. Моск. ун-та. Участвовал в студенч.
лит. "Обществе 11 нумера", читал здесь свою анти-крепостнич. романтич.
драму "Дмитрий Калинин", чем навлёк на себя гонения. В 1832 был исключён
из ун-та. В 1831 в журн. "Листок" Б. опубликовал стихи "Русская быль" и
рецензию на "Бориса Годунова" А. С. Пушкина. В 1833 в "Телескопе" появились
переводы Б. из франц. журналов. С осени 1833 Б. стал посещать кружок
Н. В. Станкевича, изучал филос. системы Канта, Фихте, Шеллинга;
позднее познакомился с М. А. Бакуниным и вместе с ним изучал Гегеля. В
1834 в газ. "Молва" (лит. приложение к "Телескопу") напечатана первая большая
статья Б. "Литературные мечтания", обратившая на себя внимание целостностью
филос. и эстетич. концепции, смелым ниспровержением старых авторитетов
и традиц. лит. представлений. Б. стал гл. критиком "Телескопа" и"Молвы".


В рус. лит-ре в то время совершался переход
от романтизма к реализму. Б. провозгласил Н. В. Гоголя - мастера изображать
жизнь "во всей ее наготе и истине" - главой совр. рус. лит-ры ("О русской
повести и повестях г. Гоголя"); подверг критике эпигонский романтизм 30-х
гг. (повести А. Марлин-ского, стихи В. Г. Бенедиктова), лит.-критич. выступления
"Московского наблюдателя", реакц. петербургскую журналистику. Осенью 1836
Пушкин намеревался привлечь Б. к сотрудничеству Е "Современнике", но не
успел этогс сделать.


В 1837 Б. лечился от туберкулёза в Пятигорске,
где произошла встреча его с М. Ю. Лермонтовым (они сблизились позднее,
в 1840, в Петербурге). В 1838-39 Б. редактировал реорганизованный им "Московский
наблюдатель". Журнал успеха не имел, т. к. в нём сказались настроения филос.
"примирения" Б. с российской действительностью и воспринятого в этом духе
положения Гегеля -"всё разумное действительно, всё действительное разумно".
Эти воззрения отразились в статьях " Бородинская годовщина" (1839), "Менцель,
критик Гёте" (1840), "Горе от ума" (1840). Осенью 1839 Б. переехал в Петербург
и был приглашён А. А. Краевским в "Отечественные записки". К весне
1840 былпреодолён"примирительный" период. Б. сблизился с А. И. Герценом,
И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым и вскоре стал признанным вождём реалистического
направления русской литературы. Он опубликовал годовые обзоры рус. литературы
(с 1840 по 1845), работу "Сочинения Александра Пушкина" (цикл из одиннадцати
статей), статьи о произв. М. Ю. Лермонтова, театр, обзоры. В 1842 Б. вёл
бурную полемику с К. С. Аксаковым по поводу "Мёртвых душ" Гоголя. В кружке
друзей Б. изучал историю франц. революции 18 в. (по Ф. Минье) и причислял
себя к "монтаньярам" (левая партия Конвента). Его революц.-демократич.
взгляды оформляются окончательно в статьях "Речь о критике" (1842), "Парижские
тайны" (1844). Б. возглавил натуральную школу, объединявшую последователей
Гоголя.


Дом в Чембаре, где провёл детство В. Г.
Белинский (ныне Дом-музей).


Разногласия с А. А. Краевским привели к
уходу Б. в 1846 из "Отечественных записок". Он терпел нужду, болезнь лёгких
прогрессировала. Летом 1846 Б. с М. С. Щепкиным совершил поездку по Югу
России. С января 1847 по май 1848 Б. руководил критическим отделом журнала
"Современник",
издававшимся
Н. А. Некрасовым и И. И. Панаевым, где опубликовал годовые обзоры "Взгляд
на русскую литературу 1846 года", "Взгляд на русскую литературу 1847 года",
"Ответ „Москвитянину"", в к-рых в окончат. виде изложил свою концепцию
истории реализма в рус. лит-ре. Б. охарактеризовал значение натуральной
школы, представленной в произв. А. И. Герцена, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева,
Ф. М. Достоевского, Д. В. Григоровича. С мая по окт. 1847 Б. лечился за
границей. Его сопровождали И. С. Тургенев и П. В. Анненков. В июле 1847
в Зальцбрунне Б. написал "Письмо к Гоголю" по поводу "Выбранных мест из
переписки с друзьями" (1846), в к-ром, не стесняемый цензурой, сформулировал
своё "политическое завещание" и призвал великого писателя вернуться на
прежний путь реализма и сатиры. Революция 1848 во Франции усилила цензурно-полицей-ский
террор в России. Б. вызывали в Третье отделение; только смерть спасла его
от ареста и заключения в крепость.


Б. был первым рус. революц. демократом,
к-рый ещё при крепостном праве был "предшественником полного вытеснения
дворян разночинцами в нашем освободительном движении..." (Ленин В. И.,
Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 94). В "Письме к Гоголю" Б.требовал
полного освобождения крестьян, отмены телесных наказаний и соблюдения элементарной
законности в стране. Б. был противником славянофильской идеализации рус.
патриархальности, но выступал и против некритич. отношения нек-рых либералов-западников
к европ. бурж. порядкам. Он знал, что капитализм - новое рабство для народа,
но России не миновать бурж. пути развития. Человечество, однако, не остановится
и на бурж. этапе, на смену ему придёт социализм. При этом Б. в популярных
тогда системах утопич. социализма (Сен-Симон, Фурье) ценил только критич.
начало.


Б. сделал лит. критику выражением целостного
филос. миросозерцания. Глубоко постигнув диалектику Гегеля, Б. разработал
объективные, историч. критерии искусства, порвав с вкусовой "романтической"
критикой. Он развил диалектич. "идею отрицания", как второе важнейшее звено
в познании жизни, после её "приятия" как непреложного факта. К сер. 40-х
гг. Б. стал материалистически решать многие вопросы философии. Он оспаривал
позитивизм О. Конта (в изложении Литтре) и указывал, что духовную деятельность
человека нужно отличать от его физич. деятельности, но не отделять, как
нечто независимое от неё (письмо к Боткину от 17 февр. 1847). Б. знал о
философии Л. Фейербаха, но материализм не приобрёл у него конкретной формы
"антропологического" материализма.


Филос. взгляды Б. были методологич. основой
для разработки его эстетики. Он стал основоположником рус. реалистич. эстетики
и лит. критики.


Б. определял искусство как "мышление в
образах". Иск-во тождественно с наукой по содержанию, отличаясь от неё
по форме . Оно не терпит отвлечённых представлений, а типизирует действительность
в конкретно-чувственных образах. Но создания поэта - не копии с действительности,
а как бы второй, повторённый мир, как возможность, получившая своё осуществление;
художник воспроизводит её с сознанием цели, "заражает" определёнными идеями,
пониманием жизненных противоречий. Из всех форм иск-ва высшая - это поэзия,
иск-во слова: здесь "форма" адекватна мысли. Роды поэзии - эпос, лирику,
драму - Б. рассматривал как различные стороны познания, с точки зрения
"взаимных отношений сознающего духа - субъекта к предмету сознания - объекту".
Из всех жанров Б. выделял роман и повесть как "эпос новейшего мира", наиболее
ёмкие формы изображения сложной современности. Долгое время Б., вслед за
Ф. Шеллингом, утверждал, что творчество "бессознательно". Ему было важно
подчеркнуть вечность, устойчивость искусства, независимость от конъюнктурных
моментов, заказов политики "официальной народности". Филос. эволюция Б.
от идеализма в духе Шеллинга, а затем Гегеля к материализму Фейербаха сказалась
и в его эстетич. воззрениях. От отвлечённого понимания иск-ва как мышления
в образах он пришёл к пониманию иск-ва как образного воспроизведения жизни.
Б. отказался от тезиса о "бессознательности" творчества. Он подчёркивал
как положит. факт, что молодые писатели натуральной школы отличаются от
своего учителя Гоголя тем, что творят "сознательнее" его, вооружены передовыми
теориями (см. письмо К. Д. Кавелину от 7 дек. 1847).


Петербургский кружок Белинского. Рис. Б.
Лебедева, 1947.


Вначале Б. употреблял нерасчленённо понятия
национальность и народность, сводя их сущность к верности передачи быта,
нравов, жизненного колорита. Но с сер. 40-х гг. Б. начал расчленять эти
понятия, всё более придавая понятию народности демократич. содержание.
Народность заключалась для Б. уже не только в правде жизни, но и в критике
крепостничества. Связывая начало рус. лит-ры с реформами Петра I, Б. ошибочно
утверждал, что она была"пересадным" растением. Но дальнейший её путь к
реализму Б. рассматривал исторически и сделал много глубоких обобщений.
С самого своего начала рус. лит-ра 18 в. потекла двумя руслами: от Ломоносова
-отображая общегос., патриотич. мотивы, идеальные стремления общества,
и от Кантемира - всё смелее, сатирически разоблачая крепостнич. строй.
В произведениях Пушкина обе линии слились, придав его творчеству универсальный
характер .


Б. рассматривал Пушкина как первого нац.
поэта России. Мастерски сочетая анализ исторический и эстетический, Б.
показал величие Пушкина как "поэта действительности". Однако он недооценил
прозу Пушкина. Б. разъяснял глубоко русский, бунтарский характер поэзии
Лермонтова, гуманизм и народность поэта. В "Ревизоре" и "Мёртвых душах"
Гоголя Б. ценил страстную, осуждающую российские порядки "субъективность"
писателя, яркий типизм его героев. Обладая отличным художественным вкусом,
Б. сумел определить по ранним произведениям Герцена, Некрасова, Тургенева,
Гончарова, Достоевского, в чём заключалось неповторимое своеобразие их
таланта.


Б. считал, что критика - это "движущаяся
эстетика". Требуя от лит. критики конкретно-историч. подхода к явлениям
иск-ва, Б. считал, что она должна откликаться на все живые вопросы современности.
Б. был "центральной натурой" идейной и политич. борьбы 30-40-х гг. 19 в.
в России. Он сочетал филос. мышление и лит.-критический талант и пафос
революц. публициста. Своё творчество Б. подчинял задачам борьбы против
крепостничества, за развитие обществ, сознания и рус. реалистич. лит-ры.
Традиции его критики продолжены Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым.


С о ч.: Полн. собр. соч., т. 1 - 13, М.-
Л., 1953-59; Полн. собр.соч., т. 1-11, под ред. С. А. Венгерова, СПБ, 1900
- 17, т.12 -13, под ред. В. С. Спиридонова, М.- Л., 1926-48; Собр. соч.,
т. 1-3, М.,1948; Избр. пед. соч., М.- Л., 1948.


Лит.: Ленин В. И., О литературе
и искусстве, М., 1957: Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода
русской литературы, Полн. собр.соч., т. 3, М.- Л., 1947; Плеханов Г. В.,
Литература и эстетика, т. 1, М., 1958;Пыпин А. Н., Белинский, его жизнь
и переписка, 2 изд., СПБ, 1908; Литературное наследство, т. 55--57, М.,
1948 - 51; Белинский- историк и теоретик литературы, сб. ст., М. - Л.,
1949; Медынский Е. Н., Педагогические идеи В. Г. Белинского, М., 1948;
Мордовчен-к о Н., Белинский и русская литература его времени, М.- Л., 1950;
Б у р с о в Б., Вопросы реализма в эстетике революционных демократов, М.,
1953; Мезенцев П., Белинский. Проблемы идейного развития и творческого
наследия, М., 1957; Кулешов В. И., "Отечественные записки" и лит-pa 40-х
гг. XIX в., М., 1959; Оксман Ю. Г., Письмо Белинского к Гоголю как историч.
документ, в его кн.: От "Капитанской дочки" к "Запискам охотника", Саратов,
1959; его же. Летопись жизни и творчества В. Г. Белинского, М., 1958; Лаврецкий
А., Эстетика Белинского, М., 1959; Поляков М., Виссарион Белинский. Личность
- идеи -эпоха, М., 1960; Гуляев Н. А., В. Г. Белинский и зарубежная эстетика
его времени, [Каз], 1961; Белинский в воспоминаниях современников, [М.],
1962; Белинский и современность, М., 1964; Нечаева В. С., В. Г. Белинский.
Начало жизненного пути. 1811-1830, М., 1949; её же, В. Г. Белинский. Учение
в университете и работа в "Телескопе" и "Молве". 1829 - 1836, М., 1954;
её же, В. Г. Белинский. Жизнь и творчество, 1836 - 1841, М., 1961; её же,
В. Г. Белинский. Жизнь и творчество. 1842 - 1848, [М.], 1967. В. И.
Кулешов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я