БЕЗОПАСНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

БЕЗОПАСНЫЙ АВТОМОБИЛЬ автомобиль,
конструктивные особенности к-рого способствуют предотвращению аварий либо
(в случае дорожно-транспортного происшествия) снижают травматизм
водителя, пассажиров и пешеходов.


Первые опытные образцы Б. а. созданы в
США ("Liberti Mutual", 1957; "Survial Car", 1960) и в Италии ("Sigma",
1963). Б. а. (рис.) конструктивно выполняют в соответствии с требованиями
"активной" и "пассивной" безопасности. К элементам "активной" безопасности,
способствующим предотвращению аварий, относятся улучшение устойчивости
и управляемости автомобиля, повышение эффективности тормозов, увеличение
обзорности и т. п. Элементы "пассивной" безопасности обеспечивают снижение
травматизма при аварии и включают комплекс мероприятий по созданию "защитной
оболочки" вокруг каждого пассажира (ограничение перемещения относительно
сиденья, уменьшение вероятности травмы о внутр. поверхности кузова, обеспечение
удобного выхода из автомобиля в случае аварии и т. п.). Рулевая колонка
Б. а. обычно легко деформируется при ударе, или она отсутствует (управление
осуществляется двумя рычагами). В Б. а. предусматриваются двустворчатые
двери, к-рые при столкновении не открываются, ветровые стёкла с повышенным
сопротивлением к пробиванию и т. п. При лобовом ударе двигатель Б. а. смещается
под пассажирский салон. Б. а. оборудуют автома-тич. системой пожаротушения.
Новая модель Б. a. "New York Sedan" (США) должна обеспечить безопасность
водителя и пассажиров при лобовом столкновении автомобилей со скоростью
до 80 км/час, ударе в Б. а. сзади со скоростью до 65 км/ч, опрокидывании
автомобиля на крышу со скоростью до 100 км/час. В случае наезда
на пешехода последний не должен получить серьёзных травм, если скорость
движения Б. а. до 24 км/час, что обеспечивается "мягкой" конструкцией
переднего бампера. В СССР с 1968 ведутся науч. исследования в этой области
и внедряются конструктивные разработки отд. узлов Б. а. (см. ст. "Волга").


Лит.: Хальфан Ю.А., Мероприятия,
повышающие безопасность конструкции легкового автомобиля. (Пассивная безопасность).
Обзор, М., 1967. И. Г. Маландин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я