БАХ

БАХ (Bach), нем. музыканты, сыновья
И. С. Баха. ВилъгельмФридеман Б. (22.11.1710, Веймар,-1.7.1784,
Берлин), композитор и органист. Старший сын И. С. Баха. Из всех сыновей
знаменитого композитора наиболее близок к нему по характеру творчества;
в клавирных и камерных произв. подготовил новый выразит, стиль, развитый
К. Ф. Э. Бахом. В 1733-64 работал при церквах в Дрездене, Халле (Галле,
отсюда назв. "халльский", или "галльский", Бах) и др. городах. Автор 21
кантаты, 9 симфоний, концертов, камерных, органных и клавирных произведений.


Лит.: Falck M., Wilhelm Friedemann
Bach, Lpz., 1913; 3 Aufl., Lindau, 1956; Franck H., Friedemann. Der Sohn
Johann Sebastian Bachs, 2 Aufl., В., 1964; Geiringer K., The Bach family...,
L., 1954 (библ. с. 490-95).


Иоганн Кристиан Б. (5.9. 1735, Лейпциг,-1.1.1782,
Лондон), композитор и пианист. Младший сын И. С. Баха. С 1754 жил в Милане,
с 1762 до конца жизни - в Лондоне (отсюда название "миланский" или "лондонский"
Бах). Представитель т. н. галантного, изящного стиля. Пользовался мировой
славой как автор опер (11 итал. опер-"Александр в Индии", "Луций Сулла"
и др. и 1 франц.), симфоний и произведений для фп. Перенёс в фортепьянную
музыку певучесть итал. оперной мелодики. Музыка Б. оказала влияние на творчество
молодого В. А. Моцарта.


Лит.: Terry Ch.S., Johann Christian
Bach, L., 1929; Geiringer K., The Bach family..., L., 1954 (библ.).


Иоганн Кристоф Фридрих Б. (21.6.1732, Лейпциг,-26.1.1795,
Бюккебург), композитор, клавесинист и капельмейстер. Сын И. С. Баха. Работал
в придворной капелле в Бюккебурге (отсюда назв. "бюккебургский" Бах). Автор
ораторий, кантат, камерно-инструмент. произведений.


Лит.: Geiringer K., The Bach family...,
L., 1954 (библ.).


Карл Филипп Эмануэль Б. (8.3.1714, Веймар,-14.12.1788,
Гамбург), композитор и клавесинист. Второй сын И. С. Баха. В 1738-67 работал
в Берлине (с 1740- придворный музыкант), с 1767 - директор музыки в Гамбурге
(отсюда назв. "берлинский" или "гамбургский" Бах). Пользовался при жизни
славой крупнейшего нем. композитора. Творчество Б. родственно лит. течению
"Буря и натиск" с его приподнятой экспрессией, полётом фантазии, свободой
выражения, граничащей с импровизацией. Среди многочисл. произведений композитора
(кантаты, оратории, симфонии, концерты) наибольшее значение имеют сонаты
для клавира (ок. 200) -новый для 18 в. жанр, в развитии к-рого Б. сыграл
выдающуюся роль. Автор ме-тодич. труда "Опыт правильного способа игры на
клавире" (ч. 1-2, 1753-62; факс. изд. 1957).


Соч.: Бах Ф. Э., Избр. соч. для фортепиано,
вступ. статья А. Юровского, М.- Л., 1947.


Лит.: Ф и ш м а н Н., Эстетика Ф.
Э. Баха, "Советская музыка", 1964, N° 8; Bitter С. Н., Carl Phillip Emanuel
und Wilhelm Friedemann Bach und deren Bruder, Bd 1-2, В., 1868.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я