БАТИСКАФ

БАТИСКАФ (от греч.< bathys
- глубокий и skaphos - судно), глубоководный автономный (самоходный) аппарат
для океанографич. и др. исследований. Б. состоит из лёгкого корпуса - поплавка,
заполненного более лёгким, чем вода, наполнителем (бензином), и стального
шара - гондолы. В поплавке находятся цистерны с балластом и аккумуляторные
батареи. В гондоле размещаются экипаж Б., аппаратура управления, система
регенерации воздуха, радиостанция для связи в надводном положении, ультразвуковой
телефон, телевиз. камера и н.-и. приборы. Снаружи устанавливаются электродвигатели
с гребными винтами и светильники. Совр. Б. оборудованы устройствами для
взятия проб грунта, фотоаппаратурой и дистанционно управляемыми манипуляторами
для ведения подводных работ. Плавучесть Б. регулируется сбрасыванием твёрдого
балласта (обычно стальная дробь) и выпуском бензина из маневровой цистерны.


Батискаф "Трнест-2": а - общий вид;
6
-
продольный разрез: 1 - отсеки плавучести с бензином;
2 - носовая
балластная цистерна; 3 - кормовая балластная цистерна;
4 - контейнеры
аккумуляторной батареи; 5 - электродвигатель;
6
- обтекатель
входной шахты; 7 - люк; 8 - шахта научного оборудования;
9 - гидролокатор; 10 - носовой контейнер с дробью; 11
-
светильники; 12 - съёмочная камера; 13 -прочная сфера;
14 - иллюминатор; 15 - люк; 16 - маневровая цистерна;
17 - подводный телефон; 18 - телевизионная камера;
19
-
эхолот; 20 -гайдроп; 21 - кормовой контейнер с дробью.

0303-4.jpg


А. А. Дейнека. "Оборона Севастополя"-.
1942. Русский музей. Ленинград. К ст. Батальный жанр.


К ст. батальный жанр. 1. Паоло Уччелло.
"Битва при Сан-Романо". Середина 1450-х гг. Национальная галерея. Лондон.
2. В.В. Веращагин. "Нападают врасплох". 1871. Третьяковская галерея. Москва.
3. Э. Делакруа. "Битва при Тайбуре". 1837. Национальный музей Версаль.
4. М. Б. Г р е к о в. "Тачанка". 1925. Третьяковская галерея. Москва.


Первый Б. (ФНРС-2) был построен и испытан
швейц. учёным О. Пиккаром в 1948. В 1953 Пиккар с сыном Жаком опустились
в Б. "Триест" на глубину 3160 м. В 1954 французы Ж. Гуо и П. Вильм
на Б. ФНРС-3 достигли глубины 4050 м. В янв. 1960 Ж. Пиккар и Д.
Уолш на модернизированном Б. "Триест" достигли дна Марианского жёлоба
в
Тихом ок. Б. пока остаётся единственным средством исследования человеком
предельных глубин океана.


Лит.: Гуо Ж., Вильм П., На глубине
4000 м., пер. с англ., Л., 1960; Пиккар Ж., Дитц Р., Глубина - семь миль,
пер. с англ., М., 1963; Диомидов М. Н., Дмитриев А. Н., Подводные аппараты,
Л. 1966. В. С. Ястребов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я