БАРАТАШВИЛИ

БАРАТАШВИЛИ Николоз
Мелитонович [15(27). 12.1817, Тбилиси,-9(21 ).Ю. 1845, Ганджа], грузинский
поэт. Род. в дворянской семье. По окончании в 1835 Тбилисского благородного
уч-ща, в к-ром он проникся идеями гуманизма и нац. свободы, поэт был вынужден
поступить чиновником в судебное ведомство, воспринимая службу как унижение.
В начале 40-х гг. Б. приобрёл славу поэта, однако стихи его впервые были
опубл. лишь в 1852 в журн. "Цискари". В 1844, после полного разорения отца,
Б. перешёл на службу в Нахичевань, затем в Ганджу (Азербайджан), где заболел
злокачеств. лихорадкой и умер в возрасте 27 лет. В 1893 прах Б. был перевезён
на родину и погребён в Тбилиси, в Дидубинском пантеоне груз. писателей,
а в 1938 был перенесён в пантеон на горе Мтацминда. Поэзия Б.- вершина
груз. романтизма. Он оставил всего лишь ок. 40 стих. и одну поэму. Как
гениальный художник, Б. сумел выразить в них сложный внутр. мир человека
и дать ответы на самые насущные вопросы своего времени. Тяжело переживая
утрату Грузией нац. независимости, Б. был разочарован и в совр. ему обществе.
Чувства одиночества, пронизывающие ранние его стихи ("Сумерки на Мтацминда",
1836, "Раздумья на берегу Куры", 1837), достигают трагич. звучания в стих.
"Одинокая душа" (1839). Однако трагич. конфликт с действительностью сочетается
с глубокой верой в торжество разума и справедливости. Этот провидческий
дар поэта наиболее ярко воплотился в шедевре филос. лирики Б.- "Мерани"
(1842). Лирич. герой стихотв., всадник крылатого коня, наперекор року мчится
в неизведанную даль: "Я слаб, но я не раб судьбы своей",- говорит он. Это
порыв мятежной, свободолюбивой личности, готовность к самопожертвованию,
гимн свободному и могучему духу Человека. Символика "Мерани" многозначна.
Уверенность героя в своём предначертании, его стремление проложить грядущим
поколениям путь к счастью - яркое выражение воли груз. народа к нац. и
социальному освобождению. Раздумья над вечными проблемами жизни, тончайшие
движения души нашли выражение в художественно совершенных стих,: "Таинственный
голос", "Моя молитва", "Я храм нашёл в песках, средь тьмы...", "Злобный
дух", "Цвет небесный, синий цвет..." и др. В поэтич. наследии Б. особое
место занимает поэма "Судьба Грузии" (1839), изображающая нашествие полчищ
иран. шаха Ага-Мохаммед-хана на Тбилиси в 1795. В поэме Б. реалистически
оценивает решение царя Ираклия II о присоединении Грузии к России, как
историч. необходимое и прогрессивное. Б. обновил поэтику груз. стиха, создал
образцы стихов-размышлений, отличающихся филос. глубиной и вместе с тем
чарующей пластичностью, музыкальностью, выразительностью. Б. Л. Пастернак,
переводивший стихи Б. на рус. яз., писал: "...Гениальность, проникающая
их (стихи Бараташвили.- Ред.), придает им последнее совершенство..." ("Стихи
о Грузии. Грузинские поэты. Избранные переводы", Тб., 1958, с. VI). Творчество
Б., крупнейшего после Щ. Руставели поэта Грузии, вдохновляло многие поколения
груз. писателей.






Г. Н. Абзианидзе.
БАРАТБЕКОВ Юлдашбек
(май 1890, Ура-Тюбе,-14.5.1967, там же),< советскиймастер художественной
резьбы и росписи по дереву, нар. худ. Тадж. ССР (1960). Самоучка. Используя
традиции нар. тадж. иск-ва, Б. ввёл в орнаментальную резьбу и роспись сов.
эмблематику. Лучшая работа Б.- двери павильона Тадж. ССР на ВСХВ в Москве
(1939). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я