Исторический очерк.

Исторический очерк. В
истории народов Европы Б. м. с древнейших времён играло большую роль. В
раннее средневековье гл. роль в торговле и мореплавании по Б. м. принадлежала
скандинавам (варягам, отсюда др.-слав. назв. Б. м.- Варяжское м.), славянам,
с конца 10-11 вв. всё более активизировалось нем. купечество. Крупнейшими
центрами раннесредневековой балт. торговли были: Хедебю (на Ютландском
п-ове), Бирка (на оз. Меларен), Висбю (на о. Готланд), неск. позднее -
Сигтуна, Шлезвиг, Волин, Новгород, Гданьск и др. Наступление в 12-13 вв.
нем., дат. и швед. феодалов в Прибалтике, захват юго-вост. побережья Б.
м. Тевтонским орденом нанесли серьёзный удар по позициям слав. гос-в на
Б. м. С 13-14 вв. господствующую роль в балт. торговле стала играть северогерм.
Ганза и её гл. центр - Любек (особенно после победоносной войны Ганзы против
Дании<, к-рой
принадлежало до этого господство над торг. путём между Северным и Б. м.).
Значение Б. м. как гл. водной артерии, по к-рой осуществлялись контакты
между Вост. и Зап. Европой (на С. материка), стало особенно велико в 16-17
вв. в связи с возрастанием роли торговли в экономике и политике европ.
гос-в. Между вост.-европ. державами развернулась борьба за гегемонию на
Б. м. ("Do-minium maris Baltici" на лат. яз., дипло-матич. яз. того времени),
игравшая крупнейшую роль в общеевроп. и региональных конфликтах того времени
- в Ливонской войне 1558-83 (являвшейся со стороны Рус. гос-ва важным этапом
борьбы за выход к Б. м.), в многочисленных дат.-швед. и польско-швед. войнах
и в Тридцатилетней войне 1618-48 . В результате этих войн с сер. 17 в.
утвердилась швед. гегемония на Б. м. Победа России над Швецией в Северной
войне 1700-21 обеспечила России выход к Б. м. и её гегемонию в Вост. Прибалтике.
Россия овладела вост. побережьем Б. м. с важнейшими портами Ревель (Таллин),
Нарва, Рига, крепостью Выборг и др.; основанный в 1703 Петербург стал вскоре
гл. внешнеторг. портом страны на Б. м., Кронштадт-гл. воен.-морской крепостью
и гл. базой впервые созданного рус. Балтийского флота. С кон. 19 в. на
Б. м. значительно усилились позиции Германии, создавшей здесь сильный воен.-мор.
флот и ряд воен.-мор. баз и соорудившей (1886-95) Кильский канал, к-рый
соединил Балт. и Сев. м. Положение изменилось после поражения Германии
в 1-й мировой войне (следствием чего было, в частности, уничтожение осн.
сил герм. воен.-мор. флота и ограничение мор. вооружений Германии). После
захвата власти национал-социалистами (1933) герм. империализм при пособничестве
зап. держав (англо-германское морское соглашение 1935 и др.) стремился
возродить воен.-мор. флот на Б. м. Разгром фаш. Германии во 2-й мировой
войне<, усиление позиций СССР на Б. м., создание ПНР и ГДР коренным
образом изменили соотношение сил и всю обстановку на Б. м. в пользу социалистич.
стран. Экономико-географический очерк. Хоз. значение Б. м. определяется
его центр. положением по отношению к расположенным на его берегах экономически
развитым гос-вам -СССР, Польше, ГДР, ФРГ, Дании, Швеции, Финляндии. В этих
странах (СССР рассматривается в составе прилегающих к Б. м. областей РСФСР
и союзных республик-Эстонии, Латвии и Литвы) проживает около 140 млн. чел.
и производится около 15% мировой пром. продукции. Б. м. для СССР служит
кратчайшим выходом из районов Центра, Запада и< Северо-Запада на
мировые морские пути Атлантического ок.; по Б. м. осуществляются большие
каботажные перевозки, в< т. ч. перевозки из портов Чёрного м.; на
побережье Б. м. расположены базы советского экспедиционного рыболовного
флота, ведущего промысел в Атлантич. ок. Через Б. м. проходит б. ч. внешней
торговли Польши<, ГДР, Швеции, Дании и подавляющая часть экспорта
и< импорта Финляндии. В грузообороте Б. м. преобладают нефтепродукты
(из портов СССР и< со стороны Атлантического ок.), уголь (из Польши,
СССР), лесоматериалы (из Финляндии, Швеции, СССР), целлюлоза и< бумага
(из Швеции и< Финляндии), железная руда (из Швеции); важную роль
в< грузообороте играют также машины и оборудование, крупными производителями
и потребителями к-рых являются все страны, расположенные на берегах и в
бассейне Б. м. Выход из Б. м. в Атлантический ок.- через пролив Эресунн,
принадлежащий к терр. водам Швеции и Дании, и через Кильский канал, имеющий
международный статут. Крупнейшие порты Б. м.: Ленинград, Таллин, Рига,
Калининград (СССР), Гданьск, Гдыня, Щецин (Польша), Росток - Варнемюнде
(ГДР), Любек, Киль (ФРГ), Копенгаген (Дания), Мальме, Стокгольм, Сундс-валль,
Лулео (Швеция), Турку, Хельсинки, Котка (Финляндия).


Через Б. м. имеется паромное
сообщение: Копенгаген - Мальме, Трелле-борг - Засниц (ж.-д. паромы), Норте-лье
- Турку (автопаром) и др.


Совр. военно-политич. положение
района Б. м. характеризуется, с одной стороны, попыткой империалистич.
кругов превратить Б. м. в один из плацдармов НАТО (в зап. части Б. м.,
в частности на территории ФРГ и Дании, расположены военно-воздушные и морские
базы НАТО) и, с другой,- стремлением прогрессивных сил превратить Б. м.
в зону мира.


М. Н. Соколов.


Лит.: Бетин В. В., Ледовые
условия в районе Балтийского моря и на подходах к нему и их многолетние
изменения, "Тр. Государственного океанографического ин-та", 1957, в. 41;
Гидрохимический режим Балтийского моря, Л., 1965; Е г о р ь-ева А. В.,
Балтийское море, М., 1961; Зенкевич Л. А., Биология морей СССР, М., 1963;
Соскин И. М., Многолетние изменения гидрологических характеристик Балтийского
моря, Л., 1963. См. также лит. при ст. Балтийский флот.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я