БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ высшее
оперативное объединение, часть ВМФ СССР. Был создан в ходе Северной войны
1700-21 по замыслу и под руководством Петра I. Первые боевые корабли для
Б. ф. строились в 1702-03 в устье р. Сясь на Ладожском оз. и на р. Свирь.
В октябре 1702 гребная флотилия участвовала во взятии крепости Нотебург
(позднее Шлиссельбург, ныне Петрокре-пость). Первой эскадрой Б. ф. командовал
вице-адм. К. Крюйс, а всем Б. ф. в 1723-26 ген.-адм. Ф. М. Апраксин. В
1703 была заложена база Б. ф.- Кроншлот (позднее Кронштадт). С 1704 началось
строительство Адмиралтейской верфи в Петербурге, ставшей центром кораблестроения
в России. Первыми русскими кораблестроителями были мастера Ф. М. Скляев,
Г. Меншиков, И. Рам-берг. Подготовка офицерских кадров для Б. ф. была организована
в 1701 в Москве в Навигацкой школе (перенесена в 1715 в Петербург под наименованием
Академии мор. гвардии, с 1752 - Мор. кадетский корпус). В 1724 Б. ф. имел
141 парусный боевой корабль и неск. сот гребных судов. Во время Сев. войны
при содействии Б. ф. были взяты Выборг, Ревель (Таллин), Рига, Моонзундские
о-ва, Гельсингфорс и Або. На море Б. ф. одержал победы при Гангуте (1714),
Эзеле (1719) и Гренгаме (1720). Флот подходил к берегам Швеции, высаживал
десанты, уничтожал гарнизоны крепостей. В результате Сев. войны Россия
стала крупной мор. державой.


В Семилетнюю войну 1756-63
эскадра Б. ф. содействовала армии в её операциях в Померании, при взятии
Мемеля (1757) и Кольберга (1761), осуществляла блокаду прол. Зунд для недопущения
англ. флота в Балтику. Напряжённая междунар. обстановка в Европе во 2-й
пол. 18 в. потребовала значит. увеличения Б. ф. В 1775-1800 было построено
50 лин. кораблей, 31 фрегат, 168 бомбар-дирских и вспомогательных, 362
гребных судна.


В рус.-тур. войнах 2-й пол.
18 - нач. 19 вв. Б. ф. решал важные стратегич. задачи. Эскадры Б. ф. неоднократно
совершали походы в Средиземное м. (см. Архипелагские экспедиции русского
флота) для отвлечения сил противника с Придунайского и Черноморского театров,
для воен. действий и содействия грекам и сербам в их освободит. борьбе.
Турецкий флот был разгромлен кораблями Б. ф. в Чесменском бою 1770, Дар-данелльском
сражении 1807, Афонском сражении 1807 и Наваринском сражении 1827. Во время
рус.-швед. войн 18 в. Б. ф. активно оборонял побережье Балтики и сорвал
попытки шведов захватить Кронштадт и Петербург, разгромив швед. флот при
Гогланде (1788), Роченсальме (1789), Ревеле и Выборге (1790).


Экономич. отсталость России
и частые войны не позволили ей ко времени Крымской войны 1853-56 создать
паровой флот. Б. ф. к началу войны имел лишь 11 пароходов-фрегатов против
42 колёсных и винтовых англ. и франц. боевых кораблей. Однако Б. ф. героически
защищал побережье и не допустил захвата Гангута, Свеаборга и Петербурга.
Во время войны на Балтике были впервые применены мины заграждения, изобретённые
русским учёным Б. С. Якоби. С 1861 началось строительство парового броненосного
флота (канонерская лодка "Опыт"), а в 1869 был заложен первый в мире башенный
мореходный броненосец "Пётр Великий". К концу 19 в. Б. ф. имел в своём
составе св. 250 совр. кораблей всех классов. Первой броненосной эскадрой
Б. ф. командовал выдающийся учёный и флотоводец адм. Г. И. Бутаков. Была
изменена организация Б. ф.: в 1860 воен. порты разделены на главные (Кронштадт,
Петербург) и 2-го разряда (Ревель, Свеа-борг); в 1891 экипаж Б. ф. разделён
на 2 дивизии. Вскоре введена должность гл. командира флота и портов и нач.
мор. обороны Балтийского м., с сер. 1908 - начальник морских сил Балтийского
м., а с 1909-начальник
действующего флота Балтийского м.


Важное место в истории Б.
ф. занимают экспедиции, науч. открытия и изобретения. Большой вклад в мировую
географическую науку внесли экспедиции И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского,
Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева, О. Е. Коцебу, Ф. П. Литке, Г. И.
Невельского и др. На Б. ф. начали свою деятельность учёные и кораблестроители
адм. А. А. Попов, адм. С. О. Макаров, судостроители П. А. Титов, акад.
А. Н. Крылов, создатель одного из первых в мире самолётов А. Ф. Можайский,
изобретатель радио А. С. Попов, создатели подводных лодок С. К. Джевецкий,
И. Г. Бубнов, Н. Н. Беклемишев и первого в мире подводного минного заградителя
М. П. Налётов.


В 19 в. на Б. ф. зарождается
революционное движение. В восстании декабристов участвовал гвард. экипаж.
В 1902-03 под влиянием ленинской "Искры" на Б. ф. появляются первые с.-д.
кружки. Балтийцы активно участвовали в Революции 1905-07 (восстания в Ли-баве,
Свеаборге, Кронштадте, Ревеле, Риге, Гельсингфорсе).


Во время рус.-япон. войны
1904-05 для усиления флота на Д. Востоке из разнотипных, частью новых,
не освоенных ещё, а частью уже устаревших кораблей Б. ф. была наспех сформирована
2-я Тихоокеанская, а затем и 3-я Тихоокеанская эскадры, к-рые совершили
беспримерный в истории вс-йн переход броненосных кораблей из Балт. м. в
Японское в очень сложных условиях, но были разгромлены в Цусимском сражении
1905. С 1909 началось восстановление Б. ф. К нач. 1-й мировой войны 1914-18
Б. ф. имел 4 линкора, 6 броненосных и 4 лёгких крейсера, 13 эсминцев, 50
миноносцев, 6 минных заградителей, 13 подводных лодок, 6 канонерских лодок
и др. Во время войны Б. ф. пополнился 4 новыми линкорами, а также эсминцами
и подводными лодками. Б. ф. систематически проводил активные миннозагра-дит.
операции у берегов противника и на его мор. коммуникациях. Б. ф. проявил
высокое искусство в создании минно-арт. позиций и не допустил прорыва нем.
флота в Финский зал. Противник потерял 53 боевых и 49 вспомогательных кораблей,
Б. ф. потерял 36 боевых кораблей. В 1914-17 Б. ф. командовали адм. Н. О.
Эссен (с 1909), вице-адм. В. А. Канин, вице-адм. А. И. Непенин, вице-адм.
А. С. Максимов, контр-адм. Д.Н.Вердеревский, контр-адм. А. В. Развозов.


В 1915 в Кронштадте был создан
центр большевистской организации Б. ф.- Гл. судовой к-т РСДРЛ(б) во главе
с И. Д. Сладковым, Т. И. Ульянцевым, Н. А. Ховриным. Во время Февр. революции
1917 балтийцы перешли на сторону восставшего народа. Б. ф. находился под
сильным влиянием большевиков (к лету 1917 их было на Б. ф. св. 12 тыс.
чел.). 30 апр. был создан Центр. к-т Б. ф.- Центробалт. В сент.- окт. Б.
ф. героически сражался с нем. флотом в Моонзундской операции 1917, защищая
подступы к революц. Петрограду. Балтийцы вместе с рабочими-красногвардейцами
Петрограда составили решающую ударную силу Окт. вооруж. восстания. После
победы Окт. революции балтийцы активно участвовали в Гражд. войне, они
составили боевое ядро сов. воен.-мор. сил на
различных мор. и речных театрах. До 20 тыс. балтийцев сражалось на сухопутных
фронтах. В февр.- мае 1918 гл. силы Б. ф. совершили героич. Ледовый поход
Балтийского флота 1918 из Ревеля в Гельсингфорс, а затем в Кронштадт, чтобы
спасти Б. ф. от захвата немцами. Б. ф. (командующий А. П. Зеленой, чл.
РВС А. В. Баранов, В. И. Зоф, Ф. С. Аверичкин) активно участвовал в обороне
Петрограда в 1919, потопив 18 и повредив 16 кораблей англ. интервентов.


В 1920 Совет труда и обороны
принял решение об укреплении Б. ф., на флот было возвращено св. 700 коммунистов
- старых моряков. В 1928 Б. ф. был награждён орденом Красного Знамени.
В течение предвоен. пятилеток Б. ф. пополнился десятками новейших кораблей,
самолётами мор. авиации, дальнобойными орудиями береговой обороны. В 30-х
гг. он увился базой создания Сев. и Тихоокеанского флотов. Во время сов.-финл.
войны 1939-40 Б. ф. оказывал содействие войскам Ленинградского фронта в
наступлении на Карельском перешейке и занял острова Гогланд, Ла-венсари,
Сескар. В 1922-41 Б. ф. командовали: М.Б.Викторов, И. К. Кожанов, А. К.
Векман, Л. М. Галлер, А. К. Сивков, И.С.Исаков, Г. И. Левченко, В. Ф. Трибуц.


К нач. Великой Отечеств.
войны 1941-45 Б. ф. имел 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера эсминцев, 19 эсминцев,
65 подводных лодок, 48 торпедных катеров и др. корабли, 656 самолётов.
Во время войны Б. ф. (командующий вице-адм. Трибуц) во взаимодействии с
армией в 1941 оборонял Ханко, Таллин и Моонзундские о-ва, в 1941-43 активно
участвовал в героич. обороне Ленинграда, а в 1944-45 в разгроме нем.-фаш.
войск под Ленинградом, в Прибалтике, в Вост. Пруссии и Вост. Померании.
Десятки тысяч моряков Б. ф. сражались на сухопутном фронте в морских бригадах.
За время войны авиация, подводные и надводные корабли и береговая артиллерия
Б. ф. уничтожили 581 боевой и вспо-могат. корабль, 624 транспорта тоннажем
(брутто) ок. 1,6 млн. т. Св. 100 тыс. балтийцев были награждены орденами
и медалями, 137 чел. удостоены звания Героя Сов. Союза.


17 мая 1954 Кронштадтская
воен.-мор. крепость была награждена орденом Красного Знамени, 7 мая 1965
Краснознамённый Б. ф. был вторично награждён орденом Красного Знамени.
После войны Б. ф. командовали адмиралы Г. И. Левченко, В. А. Андреев, А.
Г. Головко, Ф. В. Зозуля, Н. М. Харламов, В. А. Касатонов, А. Е. Орёл,
В. В. Михайлин (с 1965).


В наст. время Б. ф. в результате
новых достижений в технике и вооружении состоит из совр. боевых кораблей.
Подводные и надводные корабли, авиация и береговые ракетные части Б. ф.
бдительно защищают мор. рубежи Сов. Родины и вместе с др. флотами обеспечивают
её государственные интересы на морях и океанах.


Лит.: Веселаго Ф. Ф., Краткая
история русского флота, М.- Л., 1939; Флот в первой мировой войне, т. 1,
М., 1964; А ч к а с о в В. И., В а и н е р Б. А., Краснознамённый Балтийский
флот в Великой Отечественной войне, М., 1957; Балтийский флот. Исторический
очерк. М., 1960; Боевой путь Советского Военно-Морского Флота, 2 изд.,
М., 1967. Ю.А.Пантелеев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я