Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > БАЛАНС НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР

БАЛАНС НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР

БАЛАНС НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР наиболее общая взаимосвязанная система осн. экономич. показателей,
характеризующих процесс общественного воспроизводства. Б. н, х. СССР является
синтетич. инструментом науч. анализа конкретных итогов социалистич. воспроизводства,
состояния и тенденции развития внутр. экономич. связей, отраслевых,терр.
и нар.-хоз. пропорций,< масштабов и темпов воспроизводства. Он служит
гл. методом разработки единого гос. плана развития нар. х-ва на длительную
перспективу и предстоящий год и<, следовательно, гл. средством науч.
планирования. После того как план составлен, Б. н. х. СССР в виде системы
укрупнённых показателей выступает в качестве обобщающего экономич. раздела
нар.-хоз. плана.


Отчётный годовой Б. н. х.
СССР составляется регулярно ЦСУ СССР (см. Балансовый метод в статистике).
Данные балансов за истекший год и несколько прошлых лет являются источником
экономич. информации, приведённой к определённому балансовому единству<,
и
позволяют дать экономический анализ и оценку состояния народного х-ва как
целого, всех важнейших его экономич. связей,< темпов, пропорций и
тенденций развития, дать характеристику всех сторон процесса воспроизводства
в их внутр. единстве и движении.


Науч. основой построения
Б. н. х. СССР является теория социалистич. воспроизводства. Осн. положения
этой теории были разработаны К. Марксом,< Ф. Энгельсом и В. И. Лениным.
В ходе социалистич. строительства марксистско-ленинская теория воспроизводства
получила дальнейшее развитие. Она была конкретизирована применительно к
особенностям строительства социалистич. общества в СССР и др. странах социализма,
обогатилась новыми положениями, основанными на учёте новой обстановки и
условий развития социалистич. экономики.


Схема Б. н. х. СССР включает
4 осн. раздела с соответств. системой показателей (баланса произ-ва обществ.
продукта и его использования; баланса трудовых ресурсов, их распределения
и использования; баланса произ-ва нац. дохода, его распределения, перераспределения
и использования; сводной таблицы). Наряду с этим Б. н. х. СССР включает
множество разветвлённых, конкретизирующих его отд. натуральных и стоимостных
балансов, играющих важную самостоят. роль при разработке крупных экономич.
проблем и разделов нар.-хоз. плана.


Вся разветвлённая система
натуральных, материальных балансов СССР, охватывавших в 1965 более 500
видов продукции - средств произ-ва и предметов потребления, примыкает к
балансу совокупного общественного продукта, образуя с ним единое целое.
К нему же относится и баланс межотраслевых связей произ-ва и распределения
продукции, к-рый играет важную роль в экономич. анализе и планировании
межотраслевых пропорций в нар. х-ве и особенно в пром-сти. Точно так же
самостоятельную роль в планировании розничного товарооборота и ден. обращения
играют баланс ден. доходов и расходов населения и др. стоимостные балансы.
К балансу нац. дохода и Б. н. х. СССР в целом примыкает баланс доходов
и расходов государства (гос. бюджет). Вся эта разветвлённая совокупность
балансов взаимосвязана с Б. н. х. и является дальнейшей его конкретизацией
применительно к разным задачам и аспектам (натуральному и стоимостному)
планирования процесса воспроизводства.


Первым и гл. разделом Б.
н. х. СССР является баланс совокупного общественного продукта и его использования.
В нём получает своё выражение движение обществ. продукта в материально-вещественном
виде на стадии произ-ва и конечного его использования в качестве фондов
потребления и накопления, включая резервы и прочие общегос. расходы. Совокупный
обществ. продукт включает продукцию всех отраслей материального произ-ва
в стране (за отчётный и плановый периоды), что выражает обществ. разделение
труда, к-рое получает отражение и в терр. разрезе баланса (в виде производства
и использования продукции в экономических районах и республиках). Показываются
также имеющиеся в стране социально-экономические формы х-ва.


Это позволяет не только характеризо-вать
существующую социально-экономич. структуру произ-ва, но и происходящие
в ней изменения в результате планирования экономики.


Произ-во обществ. продукта
расчленяется на 2 осн. экономич. подразделения - на произ-во средств произ-ва
(I) и произ-во предметов потребления (II). В свою очередь I подразделение
расчленяется на произ-во средств произ-ва для потребностей самого I подразделения
(I1) и потребностей II подразделения (I2). Произведённая
продукция используется на разные цели, напр. средства произ-ва по своей
натуральной форме могут быть использованы для дальнейшего расширения произ-ва
и для увеличения потребления (зерно для посева, в качестве Корма скоту,
для личного потребления населения; металл для произ-ва машин для I1
и I2 и бытовых телевизоров, холодильников, легковых автомобилей
и т. п.). Следовательно, деление произ-ва на I и II подразделения представляет
известные трудности и должно корректироваться данными по конечному фактическому
Использованию. Это, как показала практика, наилучшим образом достигается
использованием материалов по межотраслевому балансу (см. Баланс межотраслевой).


В практике статистич. учёта
и планирования в составе продукции пром-сти выделяются группы "А" (произ-во
средств произ-ва) и "Б" (произ-во предметов потребления). Соотношение средств
произ-ва и предметов потребления в др. отраслях и по всему нар. х-ву определяется
по расчётам Б. н. х. СССР.


Использование обществ. продукта
предусматривает прежде всего образование фонда возмещения и определение
ресурсов нац. дохода. Последний распадается на фонд непроизводств. потребления
и фонд накопления. Соотношение между потреблением и накоплением в нац.
доходе страны является важнейшей нар.-хоз. пропорцией воспроизводства.
Б. н. х. СССР позволяет находить оптимальное соотношение между потреблением
и накоплением, к-рое обеспечивает высокие и устойчивые темпы развития произ-ва,
рост производительности обществ. труда и на этой основе неуклонное повышение
благосостояния народа. Фонд непроизводств. потребления складывается из
след. элементов: предметов потребления, поступающих в результате реализации
их населению и учреждениям через гос. и кооперативную торговлю; предметов
потребления, поступающих населению в порядке колхозной торговли; в порядке
заказов кустарям и ремесленникам; коммунальных услуг (газ, электричество,
вода, отопление); нетоварного потребления продукции личного подсобного
х-ва населения и др. Кроме того, в состав этого фонда входят такие элементы,
как объём износа обобществлённого и индивидуального жил. фонда и материальные
издержки учреждений и предприятий непрризводств. сферы. Эта сфера не создаёт
нац. дохода, а использует его для выполнения своей полезной обществ. функции.


Остальная часть нац. дохода
используется обществом для накопления и покрытия прочих обшегос. потребностей.
Источником фонда накопления является прибавочный продукт социалистич. общества.
Этот фонд складывается в балансе из след. элементов: прироста осн. производств.
фондов и оборотных средств; прироста осн. непроизводств. фондов; прироста
резервов и прочих затрат. Материалами для этих расчётов служат оценка стоимости
всех фондов на начало и конец планового периода, намечаемые объёмы и структура
капитальных вложений в производственную и непроизводственную сферы (составляется
специальный баланс основных фондов), а также данные об изменении на плановый
период резервов, их структуры и прочих затрат. Прирост оборотных средств
получает своё выражение в балансе нар. х-ва как один из важных элементов
фонда накопления (наряду с приростом осн. фондов). В него входит прирост
запасов сырья, топлива, материалов и др. производств. элементов, незавершённого
произ-ва и строительства, готовой продукции и товаров в пути, а также потребительских
запасов у населения.


Расчёты в действующих ценах
показывают, что примерно 3/на цели потребления населения, а 1/накопления. Это соотношение в различные периоды и отд. годы не остаётся
неизменным и имеет тенденцию к нек-рому росту доли накопления. Б. н. х.
СССР составляется в действующих ценах, в к-рых реально совершается процесс
движения совокупного обществ. продукта, его произ-во и реализация и социалистич.
воспроизводство. На самом деле доля накопления в нац. доходе страны более
высока, поскольку плановые цены на средства произ-ва (из к-рых материально
состоит фонд накопления), в отличие от цен на предметы потребления, в значит.
мере не включают налога с оборота. Повышение эффективности общественного
произ-ва и производств. накопления позволило бы одновременно с обеспечением
высоких и устойчивых темпов развития материального произ-ва добиваться
неуклонного повышения фонда потребления и непроизводств. накопления в нац.
доходе страны, что является важнейшей задачей планирования в совр. условиях.


Вторым разделом Б. н. х.
СССР является сводный баланс трудовых ресурсов и их использования. Посредством
этого баланса осуществляются и поддерживаются планомерное распределение
и перераспределение рабочей силы между отраслями нар. х-ва,< экономич.
р-нами, республиками и внутри них в области как обществ. материального
произ-ва, так и непроизводств. сферы. Определяются потребность в квалифицированной
рабочей силе и источники её покрытия. С помощью баланса трудовых ресурсов
осуществляются мероприятия по обеспечению полной занятости трудоспособного
населения страны на основе высоких и устойчивых темпов роста обществ. произ-ва.
К сводному балансу трудовых ресурсов и их использования примыкают многие
др. балансовые расчёты, имеющие самостоят. значение. Данные баланса трудовых
ресурсов, будучи сопоставлены с данными баланса совокупного обществ. продукта,
дают возможность глубоко проанализировать складывающиеся внутр. связи между
ними по обеспечению необходимых масштабов и темпов произ-ва обществ. продукта
и нац. дохода, важнейшие нар.-хоз. пропорции воспроизводства.


Движение обществ. продукта
на стадии произ-ва и конечного использования получает
свое выражение не только по натурально-вещественному составу, но и по стоимости
в балансе национального дохода и движения доходов населения и социалистич.
предприятий - гос. и кооперативно-колхозных, а также доходов населения
от личного подсобного х-ва. В соответствующей системе показателей баланса
нац. дохода выражается первичное распределение нац. дохода на доходы социалистич.
предприятий и доходы населения, занятого в сфере общественного материального
произ-ва. Сюда относятся: заработная плата и премии рабочих и служащих
в производств. сфере; отчисления на социальное страхование; ден. заработки
кооперированных кустарей; доходы колхозного крестьянства; доходы от личных
подсобных х-в колхозников, рабочих и служащих; доходы индивидуальных х-в
крестьян-единоличников и некооперированных кустарей. Доходы государства,
социалистич. предприятий и учреждений включают: налог с оборота; прибыль;
проценты за кредиты; лесной доход и др.;, отчисления колхозов в обществ.
фонды. Сумма первичных доходов населения и социалистич. предприятий должна
соответствовать общему размеру нац. дохода страны. В социалистич. обществе
имеет место и планомерное перераспределение нац. дохода в интересах успешного
и всестороннего развития общества. Оно обусловлено прежде всего существованием
непроизводств. сферы, к-рая играет важную и всё более возрастающую роль
в жизни социалистич. общества, обеспечивая всестороннее физич. и духовное
развитие трудящихся. Однако это обстоятельство ничего не меняет в природе
непроизводств. сферы как деятельности, к-рая,< в отличие от сферы
материального произ-ва, не создаёт нац. дохода, а, следовательно, осуществляет
свои функции, используя нац. доход страны в порядке его планомерного перераспределения
.


Перераспределение нац. дохода
является объективной необходимостью для форсирования темпов развития экономики,
ускорения индустриализации и выравнивания общего уровня экономич. развития
отд. союзных республик и подъёма уровня жизни в соответствии с принципами
ленинской нац. политики. Перераспределение нац. дохода может охватывать
различные отрасли произ-ва (напр., в пользу пром-сти для обеспечения преимущественного
её роста, а внутри пром-сти - в пользу группы "А" или группы "Б"). На совр.
этапе экономич. развития СССР заметно уменьшается перераспределение нац.
дохода от с. х-ва в пользу пром-сти, а внутри пром-сти усиливается перераспределение
в пользу отраслей, являющихся носителями совр. научно-технич. прогресса
(химич. пром-сти, электронной, атомной, приборостроения и др.). Оно может
охватывать также различные социальные секторы (гос. и кооперативно-колхозный),
классы и отд. социальные группы. Наконец, перераспределение нац. дохода
может быть обусловлено необходимостью регулировать соотношение между накоплением
и потреблением в пользу первого или второго. В качестве рычагов перераспределения
выступают плановые цены, гос. налоги, отчисления от прибылей, кредитная
система. Финансово-кредитная система и её ин-ты осуществляют регулярно
планомерное перераспределение нац. дохода и доходов населения и предприятий.
Перераспределение может происходить также в форме оплаты населением различных
услуг нематериальной сферы произ-ва. Перераспределительные отношения играли
и играют большую роль как объективно необходимые для социализма отношения
и как активный инструмент экономич. политики гос-ва, в особенности в области
капитальных вложений. Указанные соображения и лежат в основе конкретного
построения баланса нац. дохода как одного из главных разделов Б. н. х.
СССР. Сумма доходов всех категорий населения и всех доходов предприятий
и учреждений, к-рые фигурируют в этом балансе, естественно, выше действительного
размера нац. дохода на сумму повторного счёта доходов.


В общую систему Б. н. х.
СССР входят балансы стоимостные - совокупность отд. балансов, все показатели
в к-рых выражены в ден. форме. Они характеризуют в ден. форме движение
ресурсов, экономич. связей и пропорций совокупного обществ. продукта и
нац. дохода в процессе произ-ва, реализации, первичного распределения,
перераспределения и конечного использования на потребление и накопление.
Объективная необходимость в составлении стоимостных балансов обусловлена
тем, что процесс расширенного воспроизводства происходит при социализме
не только в форме планомерного создания и распределения материальных благ
в натуре, но и по стоимости, т. е. опосредствуется деньгами, как ден. выражением
стоимости произведённых товаров. К числу наиболее важных стоимостных балансов
относятся: баланс нац. дохода, баланс денежных доходов и расходов населения,
баланс доходов и расходов предприятий, кредитный план, кассовый план Госбанка,
гос. бюджет СССР и гос. бюджеты союзных республик; сводный финанс. план
нар. х-ва. Мн. из этих балансов составляются не только в масштабе нар.
х-ва СССР, но также союзных республик, а нек-рые из них и по отд. экономич.
р-нам, краям и областям (напр., балансы ден. доходов и расходов населения).


Баланс денежных доходов и
расходов населения. представляет собой дальнейшую конкретизацию баланса
нац. дохода. В балансе детально учитываются все ден. доходы населения,
образующие его платёжеспособный спрос, и все возможные каналы расходования
населением своих денежных доходов. Этот баланс важен для изучения состояния
розничного товарооборота страны в целом, по республикам и р-нам и его структуры,
тенденций развития, динамики розничных цен, для изучения и планирования
спроса и предложения на товары нар. потребления и планирования розничного
товарооборота, розничных цен, финанс. планов накопления, ден. сбережений
населения (в сберкассах), а также регулирования ден. обращения и эмиссии
денег в стране.


Наряду с балансом ден. доходов
и расходов населения важную функцию выполняет кассовый план Госбанка СССР,
к-рый служит средством текущего планирования и регулирования ден. обращения.
Он охватывает поступления наличных денег в банк и выдачи денег из банка.
Строится в форме баланса - в приходной его части фигурируют все поступления
наличных денег в кассы Госбанка, в расходной - все платежи, производимые
Госбанком наличными деньгами. Превышение расхода над приходом по этому
балансу означает выпуск денег в обращение, обратное показание - изъятие
денег из обращения.


Основным финансовым планом
гос-ва, характеризующим объём и структуру его ден. доходов и расходов,
основывающихся на планах развития нар. х-ва СССР и союзных республик, является
Г о с у д а р с т в е н н ы й б ю д ж е т СССР (см. Бюджет государственный).
Это один из важных видов стоимостного баланса. Выражая планомерное образование
централизов. ден. ресурсов и их движение, их распределение и перераспределение
между республиками и экономич. р-нами, отраслями нар. х-ва, предприятиями,
орг-циями и учреждениями, производственной и непроизводственной сферами,
гос. бюджет играет активную роль в обеспечении предусмотренных нар.-хоз.
планом темпов роста совокупного обществ. продукта и нац. дохода, внутренних
связей и пропорций, необходимых для расширенного социалистич. воспроизводства.


В процессе разработки нар.-хоз.
плана возникает необходимость в составлении наряду с гос. бюджетом сводного
ф и н а н с о в о г о п л а н а ( б а л а н с а), где получают отражение
все финанс. ресурсы, к-рыми располагают социалистич. гос-во и социалистич.
предприятия и хоз. органы, и все расходы по их гл. направлениям. В доходную
часть сводного финанс. плана - финанс. ресурсы - включаются след. категории
доходов: прибыль всех гос. предприятий и хоз. орг-ций, налог с оборота,
поступления в форме платы за производств. фонды, доходы от внешней торговли,
от лесного х-ва, отчисления в фонд гос. социального страхования, на н.-и.
работы и подготовку кадров, амортизац. отчисления и выручка от реализации
выбывших осн. средств, подоходный налог с колхозов и кооперативных орг-ций
и поступления ден. средств от населения (налоги и сборы, прирост остатков
вкладов в сберегат. кассах, реализация облигаций гос. займов и др.). В
расходной части учитывается направление финанс. ресурсов: на финансирование
капитальных вложений и капитального ремонта, прирост нормативов собственных
оборотных средств, предоставление средств банкам, прирост гос. материальных
резервов, отчисления в фонд предприятий, операционные расходы по отд. отраслям,
расходы на социально-культурные мероприятия, на оборону, на содержание
органов гос. управления, расходы по гос. займам и образование резервных
фондов Сов. Мин. СССР и Сов. Мин. союзных республик. Составление сводного
финанс. плана как одного из синтетич. стоимостных балансов, внутренне связанного
с балансом ден. доходов и расходов населения и в конечном счёте с материальными
балансами, а также балансом рабочей силы, позволяет с позиций финансов
проконтролировать правильность намечаемых в нар.-хоз. плане темпов, масштабов
и структуры произ-ва обществ. продукта и нац. дохода, важнейших пропорций
воспроизводства.


Сводная таблица Б. н. х.
С С С Р в принципе представляет собой дальнейшее обобщение всех трёх разделов
баланса, их общий синтез. Построение её должно обеспечить увязку осн. факторов,
обусловливающих движение совокупного общественного продукта и национального
дохода (по отраслям, социальным секторам, экономическим подразделениям),
и единство основных показателей баланса в аспектах натурально-вещественном
и стоимостном. Осн. связи, пропорции, темпы и масштабы важнейших элементов
воспроизводства в сводной таблице приводятся к этому единству, что означает
наивысшую сбалансированность осн. элементов нар.-хоз. плана.


Плановый баланс нар. х-ва
должен обеспечивать внутр. сбалансированность основных элементов социалистич.
воспроизводства на основе роста эффективности обществ. произ-ва, что является
центр. проблемой дальнейшего совершенствования методологии Б. н. х. СССР.


В предплановый период, когда
вырабатывается общая концепция плана развития нар. х-ва СССР, составляется
предварительный Б. н. х. СССР для самой общей ориентировки и обоснования
возможных и необходимых темпов, масштабов и важнейших нар .-хоз. пропорций
воспроизводства на предстоящий период развития. Составление данного баланса
производится по очень ограниченному кругу наиболее обобщающих показателей,
по параметрам, к-рые имеют решающее значение для роста нац. дохода, характеристики
структуры обществ. продукта, соотношения накопления и потребления, объёма
и структуры капитальных вложений, темпов роста производительности труда
в целом по нар. х-ву и важнейшим его отраслям, темпов снижения себестоимости
продукции, роста доходов населения и розничного товарооборота и нек-рых
др. показателей, включая предварит. намётки произ-ва отд. важнейших продуктов
в натуральном выражении. Эти отдельные, но внутренне между собой связанные
показатели развития нар. х-ва получают балансовую увязку и могут быть составлены
в виде различных вариантов. Предварительный баланс помогает выявить наилучший
вариант решения очередных хоз.-поли-тич. задач плана с позиций воспроизводства
в целом.


Предварит. разработка важнейших
показателей очередного нар.-хоз. плана не исчерпывается составлением предварительного
баланса. Наряду с ним всё возрастающую роль играет межотраслевой баланс
произ-ва и распределения общественного продукта.


Для осуществления синтетич.
экономич. расчётов всё большее значение в предплановый период приобретает
метод долгосрочного прогнозирования развития нар. х-ва путём составления
соответствующих динамич. экономико-математич. моделей. Он основан на изучении
и учёте конкретных результатов и механизма действия экономич. законов социализма,
определившихся закономерностей и тенденций развития важнейших отраслей
нар. х-ва, темпов, структурных изменений, различных пропорций воспроизводства,
важнейших направлений технич. прогресса.


В процессе дальнейшей работы
над нар.-хоз. планом Б. н. х. СССР используется для согласования показателей
развития различных отраслей и их взаимной увязки и определения темпов развития
всего нар. х-ва и общеэкономич. пропорций воспроизводства. При этом Б.
н. х. СССР разрабатывается по развёрнутой схеме его таблиц и показателей.


Лит.: Маркс К., Капитал,
т. 2, МарксК. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 24, гл. 18, 20, 21; его же,
Критика Готской программы, там же, т. 19, гл. 1; Ленин В. И., Развитие
капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3, гл. 1; е г о же,
По поводу так называемого вопроса о рынках, там же, т. 1; е г о же, Государство
и революция, там же, т. 33, гл. 5; Методические положения Госплана СССР
по составлению планового баланса народного хозяйства СССР и союзных республик,
М., 1967 (раздел Плановый баланс народного хозяйства); Б о р М. 3., Вопросы
методологии планового баланса народного хозяйства СССР, М., 1960; СобольВ.
А., Очерки по вопросам баланса народного хозяйства, М., 1960, гл. VI и
VII: С т р у -м и л и н С. Г-., К схеме баланса народного хозяйства СССР,
"Уч. зап. по статистике АН СССР. Отд. экономической... науки", 1955, №1;
Петров А. (ред.), Курс экономической статистики, М., 1967 (раздел II, IV,
VIII); Курский А. Д., Научные основы и совершенствование системы планирования
народного хозяйства СССР, М., 1969; К а ц В., Народный доход СССР и его
распределение, М., 1932; Т у р е ц к и и Ш. Я., Планирование и проблемы
баланса народного хозяйства, М., 1961, гл. III; Рост общественного производства
и пропорции народного хозяйства СССР, под ред. Л. Б. Альтера, В. И. Каца,
П. Н. Крылова и В. М. Кудрова, М., 1962, гл. 1 и 6; А н ч и щ к и н А.
И. и Яременко Ю. В., Темпы и пропорции экономического развития, М., 1967.
В. И. Кац.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я