БАЛАКИРЕВ

БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
[21.12. 1836(2.1.1837),< Н. Новгород,- 16(29).5. 1910, Петербург],русский
композитор, пианист,< дирижёр, музыкально- общественный деятель.
Род. в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижёра
К. Эйзриха (Н. Новгород). Муз. развитию Б. способствовало его сближение
с писателем и муз. критиком А. Д. Улыбышевым. В 1853-55 состоял вольнослушателем
математич. ф-та Казанского ун-та. В 1856 дебютировал в Петербурге как пианист
и дирижёр. Большое влияние на формирование идей-но-эстетич. позиций Б.
оказала его дружба с критиком В. В. Стасовым. В нач. 60-х гг. под рук.
Б. складывается муз. кружок, известный как "Новая русская музыкальная школа",
"Балакиревский кружок", "Могучая кучка". В 1862 Б. совм. с хоровым дирижёром
Г. Я. Ломакиным организует в Петербурге Бесплатную муз. школуставшую очагом
массового музыкального образования, а также центром пропаганды рус. музыки.
В 1867-69 был гл. дирижёром Рус. муз. об-ва.


Б. способствовал популяризации
опер М. И. Глинки: в 1866 дирижировал в Праге оперой "Иван Сусанин", в
1867 руководил пражской постановкой оперы "Руслан и Людмила".


Конец 1850-х - 60-е гг. были
периодом интенсивной творч. деятельности Б. Сочинения этих лет -"Увертюра
на три русские темы" (1858; 2-я ред. 1881), вторая увертюра на три рус.
темы "1000 лет" (1862, в поздней ред.- симф. поэма "Русь", 1887, 1907),
чеш. увертюра (1867, во 2-й ред.- симф. поэма "В Чехии", 1906) и др.- развивают
традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль "Новой
русской школы" (в частности, опора на подлинную нар. песню). В 1866 был
опубликован его сб. "40 русских народных песен для голоса с фортепьяно",
явившийся первым классическим образцом обработки нар. песен.


В 70-е гг. Б. уходит из Бесплатной
муз. школы, перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка.
В нач. 80-х гг. он вернулся к муз. деятельности, но она утратила боевой
"шестиде-сятнический" характер. В 1881-1908 Б. вновь возглавлял Бесплатную
муз. школу и одновременно (1883-94) состоял директором Придворной певческой
капеллы.


Центральная тема творчества
Б.- тема народа. Нар. образы, картины рус. жизни, природы проходят через
большинство его соч. Для Б. характерен также интерес к теме Востока (Кавказа)
и муз. культурам др. стран <(польской,< чешской, испанской).


Осн. сфера творчества Б.-
инструментальная (симфонич. и фортепьянная) музыка. Б. работал преим. в
области программного симфонизма. Лучший образец симф. поэмы Б.- "Тамара"
(ок. 1882, по одноим. стихотворению Лермонтова), построенная на оригинальном
муз. материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера.
С именем Б. связано рождение жанра рус. эпич. симфонии. К 60-м гг. относится
замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть - в 1864,
окончена симфония в 1898). В 1908 написана 2-я симфония.


Б.- один из создателей оригинального
рус. фп, стиля. Лучшее из фп. произведений Б.- восточная фантазия "Исламей"
(1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита
с виртуозным блеском.


Видное место в рус. камерно-вокальной
музыке занимают романсы и песни Б.


Лит.: Переписка М. А. Балакирева
с В. В. Стасовым, М., 1935; Переписка Н. А. Римского-Корсакова с М. А.
Балакиревым, в кн.: Римский-Корсаков Н., Литературные произведения и переписка,
т. 5, М., 1963; Письма М. А. Балакирева к М. П. Мусоргскому, в кн.: Мусоргский
М. П., Письма и документы, М.- Л., 1932; Переписка М. А. Балакирева с П.
И. Чайковским, СПБ. 1912; Киселев Г., М. А. Балакирев, М.- Л., 1938; Кандинский
А., Симфонические произведения М. А. Балакирева, М., 1960; М. А. Балакирев.
Исследования и статьи, Л., 1961; М. А. Балакирев. Воспоминания и письма,
Л., 1962; Балакирев. Летопись жизни и творчества. Сост. А. С. Ляпунова
и Э. Э. Язовицкая, Л., 1967.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я