БАКУНИН

БАКУНИН Михаил Александрович
[18(30).5.1814, Новоторжский у. Тверской и<,-19.6(1.7).187б], русский
революционер, один из основателей и теоретиков анархизма и народничества.
Род. в помещичьей семье. Учился в Арт, уч-ще
в Петербурге, недолго служил офицером, в 1835 вышел в отставку. Во 2-й
пол. 30-х гг. жил в Москве, играл видную роль в кружке Н. В. Станкевича,
был близок с В. Г. Белинским, потом также с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым.
В эти годы Б.- последователь философии И. Фихте, позднее - Г. Гегеля. В
1840 уехал за границу (Германия, Швейцария, Бельгия<, Франция). В
Берлинском ун-те Б. слушал лекции К. Вердера по логике и Ф. Шеллинга по
"философии откровения" (1840). Примкнув к левым гегельянцам, выразил свои
радикальные воззрения в ст. "Реакция в Германии" (1842), к-рую приветствовали
в России Герцен и Белинский. В Цюрихе Б. познакомился с В. Вейтлингом,
заинтересовался коммунистич. движением. В Париже (1844) сблизился с П.
Прудоном. Тогда же познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. Деятельность
Б. за границей обратила на себя внимание царских властей. Требованиям правительства
о возвращении на родину Б. не подчинился. В 1844 заочно приговорён Сенатом,
в случае возвращения в Россию, к лишению прав и ссылке в Сибирь на каторгу.
17(29) нояб. 1847 в Париже на собрании в память Польск. восстания 1830-31
Б. произнёс речь, в к-рой обличал царизм, предсказывал неизбежность революции
и от имени передовой России призывал поляков к союзу во имя освобождения
всех славян. По настоянию рус. пр-ва был выслан из Франции. Принимал деятельное
участие в Революции 1848-49,< причём особенно интересовался движением
слав. народов. Участник слав. съезда в Праге (1848)<, Б. стал одним
из руководителей вспыхнувшего во время съезда восстания (12-17 июня 1848).
В двух воззваниях к славянам призывал их к сближению с нем. и венг. народами,
к созданию слав. федерации<, протестовал против интервенции Николая
I в Венгрию (1849). В мае 1849 - один из руководителей восстания в Дрездене
(Саксония). После его подавления арестован в Хемнице, в апр. 1850 приговорён
саксонским судом к смертной казни<, заменённой пожизненным заключением.
Передан в руки австр. пр-ва и в мае 1851 воен. судом в Ольмюце вторично
приговорён к смертной казни, к-рая также была заменена пожизненным заключением.
Вслед за этим австр. властями выдан Николаю I и заключён в Алексеев-ский
равелин Петропавловской крепости, где по предложению царя написал "Исповедь",
в к-рой, не компрометируя никого<, рассказал о революц. событиях
в Европе и своём участии в них. Форма этого документа порой носила характер
покаяния, что можно объяснить тактикой Б. и<, стремившегося любой
ценой вырваться на волю. В 1857 Б. был отправлен на поселение в Сибирь.
В 1861 бежал через Японию и США в Лондон. В 1862-63 сотрудничал с Герценом
и Огарёвым, был связан с первой "Землёй и волей". В 1864-67 жил в Италии,
затем в Швейцарии. Во время франко-прусской войны участвовал в Лионском
восстании (сент. 1870), в 1874 - в выступлении анархистов в Болонье (Италия).
Умер в Берне (Швейцария), там и похоронен.


К периоду жизни в Италии
относится окончат. формирование, частью на основе учения Прудона, анархистских
воззрений Б.<, получивших распространение в ряде стран Запада и в
России (см. Анархизм).


История, по Б.,- эволюц.
процесс, шествие человечества из "царства животности" в "царство свободы".
Атрибутами низшей ступени являются религия и гос-во. Человек отличается
от животного только мышлением, к-рое вызывает к жизни религию. Гос-во,
олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее
общество - строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека
от всякой власти, полного развития всех его способностей. Пронизанная индивидуализмом,
анархистская теория Б. во многом соприкасается с учением М. Штирнера. Ошибочно
усматривая в государстве основной источник угнетения масс, всех социальных
зол, Б. высказывался против всякой государственности; он резко выступал
и против к.-л. использования гос-ва рабочим классом, против марксистского
учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг "свободной федерации"
земледельческих и фабрично-ремесл. ассоциаций, Б. и его последователи отвергали
участие в поли-тич. борьбе в рамках существующих гос-в, использование избират.
агитации, парламентов и т. д. Мечтая о социальной революции, Б. не понимал
её действительного содержания, её экономич. и по-литич. условий, подлинной
ист. миссии рабочего класса. Он возлагал гл. надежды на крестьянство и
на ремесл. полупролет. слои города, на люмпен-пролетариат. Объективно бакунинский
анархизм и бунтарская революционность были отражением недовольства и протеста
разоряемых капитализмом мелко-бурж. масс. Причисляя себя в 60-70-х гг.
к материалистам и атеистам, Б., однако, в понимании роли и задач философии
был близок к позитивизму О. Конта (см. "Федерализм, Социализм и Антитео-логизм",
в кн.: Избр. соч., т. 1, Лондон, 1915, с. 125-27). Называя себя сторонником
материалистич. понимания истории, Б. трактовал марксизм в духе "экономического
материализма". В кон. 1864 Б. вступил в Междунар. т-во рабочих (см. Интернационал
1-й), но фактически вёл работу против Интернационала, создав тайное "Интернациональное
братство" анархистского характера. В 1868 в Швейцарии основал анархистскую
орг-цию "Международный альянс социалистической демократии" (L'Alliance
Internationale de la democratiе Socialiste), добиваясь принятия её в Интернационал
как самостоят. междунар. орг-ции. Встретив отказ и объявив о роспуске открытого
"Альянса", Б. и его сторонники на самом деле сохранили свой тайный союз
и при его посредстве всячески стремились овладеть руководством в Интернационале.
Систематич. раскольнич. кампания Б. против руководимого К. Марксом Ген.
совета Интернационала наносила серьёзный ущерб междунар. рабочему движению
и угрожала самому существованию Интернационала. На Гаагском конгрессе (1872)
Б. был исключён из Интернационала.


С рус. революц. движением
связи Б. снова стали активными в 1868-70. Под его редакцией в 1868 в Женеве
вышел первый номер журнала "Народное дело". В 1869 Б. вступил в тесные
отношения с С. Г. Нечаевым, через к-рого рассчитывал распространить на
Россию влияние тайной анархистской междунар. орг-ции. К 1869-70 относится
ряд печатных обращений Б. к рус. демократич. молодёжи. В 1873 появилась
книга Б. "Государственность и анархия", к-рая оказала значит. идейное влияние
на народнич. революц. движение. Б. называл рус. крестьянина прирождённым
социалистом и доказывал существование "русского народного идеала", главные
черты к-рого он видел в общинном землевладении, в самой идее "права на
землю", присущей рус. крестьянину. Он внушал молодёжи веру в глубокую и
неистощимую революционность крест. масс. Уверяя, что "ничего не стоит поднять
любую деревню", Б. подчёркивал недостаточность "частных вспышек" (хотя
считал и их безусловно полезными) и указывал революц. интеллигенции задачу
установления "всеми возможными средствами... живой бунтовской связи между
разъединёнными общинами". Под прямым воздействием Б. сложилось бунтарское
бакунистское направление в народнич. движении 70-х гг. и преобладало в
нём в течение ряда лет. По существу в условиях России того времени бакунизм
был одним из проявлений революц. демократизма<, выражавшего чаяния
и мечтания угнетённых крест. масс. Бакунистское направление в народнич.
движении имело различные оттенки и претерпело на протяжении 70-х гг. заметную
эволюцию (см. Народничество). Помимо чисто бакунистских кружков (С. Ф.
Ковалика и др.), бакунистское влияние сказалось в деятельности дол-гушинцев,
отчасти чайковцев, во "Всероccийской социально-революционной организации"
(кружок "москвичей"). Взгляды Б. оказали влияние на программу и тактику
"Земли и воли" 70-х гг. Всестороннее и последоват. преодоление бакунизма
связано с появлением рус. социал-демократии.


Против анархистских взглядов
Б. и его дезорганизаторской деятельности в европейском рабочем движении
настойчиво боролись К. Маркс и Ф. Энгельс. Г. В. Плеханов подверг критике
гл. основы обществ. мировоззрения Б. и показал утопич. характер его взглядов
на соци-ально-экономйч. уклад России. Против анархизма, во всех его формах,
боролся В. И. Ленин, считавший анархизм и, в частности, бакунизм порождением
отчаяния, миросозерцанием мелкого буржуа. Вскрывая теоретич. несостоятельность
бакунизма и его вредное влияние в междунар. рабочем движении, Ленин вместе
с тем вполне признавал вклад в революц. борьбу в России народников-бакунистов
70-х гг. 19 в.


Соч.: Избр. соч., т. 1 -
5, П.- М. 1919 - 21; Собр. соч. и писем, т. 1 - 4, М. 1934 - 35.


Лит.: Маркс К. и Энгельс
Ф. Мнимые расколы в Интернационале Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. 2 изд.,
т. 18; Маркс К.иЭнгельс Ф. Альянс социалистической демократии и Меж дународное
товарищество рабочих, там же Энгельс Ф., Бакунисты за работой там же; его
же, Эмигрантская литература, там же; М а р к с К., Конспект книги Бакунина
"Государственность и анархия", там же; Маркс К., Ф. Энгельс и революционная
Россия, М., 1967; Ленин В. И., "Что такое „друзья народа" и как они воюют
против социал-демократов?", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Анархизм
и социализм, там же, т. 5; е г о же, Памяти Герцена, там же, т. 21; его
же, Государство и революция, там же, т. 33; Плеханов Г. В., Наши разногласия,
Соч., т. 2, М., [б. г.]; его же, Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М.,
[б. г.]; Стек-лов Ю., М. А. Бакунин. Его жизнь и деятельность, т. 1-4,
М.- Л., 1926 - 27; История Коммунистической партии Советского Союза, т.
1, М., 1964; Революционное народничество 70-х годов 19 в., т. 1-2, М.-
Л., 1964-65; Левин Ш. М., Общественное движение в России в 60 -70-е годы
XIX в., М., 1958; Кол пине кий Н. Ю. и Твардовская В. А., Бакунин в русском
и международном освободительном движении, "Вопросы истории", 1964, № 10;
И т е н б е р г Б. С., Движение революционного народничества, М., 1965;
Первый Интернационал, ч. 1 - 2, М., 1964- 1965; Пирумова Н., Бакунин, [М.,
1970]; Venturi F., 11 popuhsmo russo, v. 1 - 2, [Torino], 1952; L e q u
i e n E., Bakounme et le marxisme, "Revue d'his-toire economique et sociale",
1954, v. 32, № 4, p. 389-412; Lampert E., M. Bakunin, (1814 - 1876), в
его кн.: Studies in rebellion, L., 1957. Ш. М.Левин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я