БАЙРОН

БАЙРОН (Byron) Джордж
Ноэл Гордон (22.1.1788, Лондон,-19.4.1824, Мис-солунги, Греция), английский
поэт-романтик, сыгравший выдающуюся роль в общест. жизни Европы как смелый
борец против политич. и идеологич. реакции в годы Священного союза. Принадлежал
к знатному роду. Учился в Кембриджском ун-те. В 1807 опубл. сб. "Часы досуга",
сатирич. поэму "Английские барды и шотландские обозреватели" (изд. 1809),
направленную против реакц. романтиков. С марта 1809 Б. чл. палаты лордов.
В 1812 вышли две первые песий поэмы "Паломничество Чайльд Гарольда", где
воссозданы этапы путешествия Б. по Бл. Востоку и Юж. Европе. Герой поэмы
- яркий образ разочарованного в жизни молодого человека, скорбящего о крахе
идеалов и об отсутствии свободы. Речь Б. в палате лордов 27 февр. 1812
была посвящена рабочим-луддитам и прозвучала как грозное обвинение господствующих
классов Англии. В "Оде авторам билля" (1812) Б. выступил против закона
о казни за разрушение машин.


В обстановке политич. реакции
1813- 1816 трагич. мироощущение Б. углубляется, что отражено в его лирике
и поэмах т. н. восточного цикла: "Гяур" (1813), "Абидосская невеста" (1813),
"Корсар" (1814), "Лара" (1814), "Осада Коринфа" (1816), "Паризина" (1816).
Герои этих поэм - люди, порвавшие со своей средой, вставшие на путь непримиримой
борьбы, мести, даже преступлений. Покинув Англию в 1816, Б. поселился в
Швейцарии на берегу Женевского озера; встретившись здесь с П. Б. Шелли,
стал его другом. Настроение Б. этого периода нашло выражение в поэме "Шильонский
узник" (1816). Олицетворением бесстрашия и свободолюбия явился образ Прометея
(стих. "Прометей"). Герой философско-символич. поэмы "Манфред" (1817) презирает
власть, успех, порывает с религией; однако индивидуализм сказывается в
его характере ещё сильнее, чем у героев вост. поэм.


В 1817-20 Б. жил в Венеции.
С глубоким сочувствием отнёсся он к судьбе итал. народа, страдавшего под
игом Австрии. В эти годы написаны поэмы "Жалоба Тассо" (1817), "Мазепа"
(1818), 3-я и 4-я песни "Чайльд Гарольда" (1816-17), где сказалась вера
Б. в силы народа. "Песня для луддитов" (опубл. 1830) - отклик на новую
волну рабочего движения. В 1818 написана поэма "Беппо", знаменующая возникновение
нового вида сатиры в творчестве Б. В стих. "Ода к Венеции" (1818) и политич.
поэме "Пророчество Данте" (1819) Б. призывал итальянцев бороться за объединение
Италии, нац. независимость и свободу. В 1820-21 жил в Равенне, где стал
деятельным членом орг-ции карбонариев. В трагедиях "Марино Фальеро, дож
Венеции" (изд. 1821), "Сарданапал"


(1821), "Двое Фоскари" (1821)
одной из причин гибели героев является их оторванность от народа. В философско-сим-волич.
драме "Каин" (1821) герой-бунтарь, усомнившийся во всеблагости бога, возмущён
униженностью и страданиями человека. В Пизе Б. создаёт драматич. трилогию
на библейский сюжет "Небо и земля" (закончена только 1-я часть), семейно-психологич.
драму "Вернер"


(1822), поэму "Остров" (1823).
Поэма "Видение суда" (1822) - пародия на одноим. поэму Р. Саути, прославлявшую
умершего короля Георга III. В сатире "Ирландская аватара" (1821, полн.
изд. 1831) Б., описывая торжеств. встречу, устроенную Георгу IV в Дублине,
клеймит ирландцев за раболепие и забвение нац. чести. Поводом для политич.
сатиры "Бронзовый век" (1823) послужил конгресс Священного союза в Вероне
(1822), принявший решение подавить революц. движения в Европе. В Пизе и
Генуе Б. продолжал работать над стихотв. романом, начатым в 1818,- "Дон
Жуан" (16 глав или песен; 17-я незаконч.). Рисуя экзотич. картины и романтич.
приключения героя, Б. вместе с тем выступил как обличитель совр. об-ва.
Вместо характерной для него прежде проблемы "человек и мир" в "Дон Жуане"
возникает проблема "человек и среда", приближающая Б. к реализму.


В июле 1823 Б. отправился
в Грецию, чтобы принять участие в освободит. борьбе греч. патриотов против
тур. ига. В дек. 1823 он достиг г. Миссолунги, где заболел лихорадкой и
умер. Героич. борьбе греков Б. посвятил стихи "Песнь к сулиотам", "Из дневника
в Кефалонии", "Последние слова о Греции". Память его была отмечена в Греции
нар. трауром.


Поэтич. страстность, глубокий
лиризм, идейная смелость, выразительность образов сделали Б. одним из любимейших
поэтов в Европе 19 в. Влияние, оказанное Б. на всю мировую, в т. ч. русскую,
лит-ру, очень велико.


С именем Б. связано обществ.
умонастроение в европ. лит-ре нач. 19 в. под назв. байронизм. Противоречивостью
мировоззрения Б. обусловлено то, что с этим умонастроением ассоциировались
индивидуализм, подчёркнутая разочарованность в обществ. жизни, особый интерес
к диким, экзотич. странам, но также бунтарский дух, свободолюбие, готовность
бороться на стороне угнетённых народов.


Высокую оценку получило творчество
Б. у рус. писателей и критиков.


Соч.: The works. A new revised
and enlarged, ed., v. 1 - 13, L., 1898 - 1904; Byron's letters and diaries,
ed. by P. Quen-nell, v. 1-2, [L.], 1950; Selected verse and prose works
including letters and extracts from Lord Byron's journals and diaries,
L.- Glasgow, 1965; в рус. пер.- Сочинения, т. 1 - 3, СПБ, 1904-05; Драмы,
П.- М., 1922; Лирика и сатира, М., 1935; Избр. произв. в одном томе, [вступ.
ст. А. В. Луначарского], Минск, 1939; Поэмы, [вступ. ст. М. Заблудовского],
т. 1-2, М., 1940; Избр. произв., [вступ. ст. А. А. Ели-стратовой], М.,
1953; Дон Жуан, пер. Т. Гне-дич, [вступ. ст. Н. Дьяконовой], М.- Л., 1959;
Пьесы. [Вступ. ст. А. А. Аникста], М., 1959; Дневники.- Письма, М., 1963.


Лит.: Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 462-63; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т.
1 - 13, М., 1953 - 59 (см. Указатель); Розанов М. Н., Очерк истории английской
литературы XIX в., ч. 1- Эпоха Байрона, М., [1922]; Жирмунский В. М., Байрон
и Пушкин, Л., 1924; Е л и с т -ратова А. А., Байрон, М., 1956; её же, Наследие
английского романтизма и современность, М., 1960; К у р г и н я н М., Джордж
Байрон, М., 1958; Алексеев М. П., Из истории английской литературы, М,-
Л., 1960; Клименко Е. И. Байрон, Язык и стиль, М., 1960; Gray D. The life
and work of Lord Byron, Nottingham 1964; Joseph М. К., Byron the poet,
L. 1964; MarchandL. A., Byron's poetry... Boston, 1965; его же, Byron.
A biography v. 1 - 3, N. Y., 1957. М. С. Кургинян

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я