АЭРОДРОМНОЕ ПОКРЫТИЕ

АЭРОДРОМНОЕ ПОКРЫТИЕ искусственно
создаваемое покрытие на взлётно-посадочных полосах, рулёжных дорожках,
местах стоянок самолетов, перронах и предангарных площадках аэродромов
для обеспечения бесперебойной круглогодичной эксплуатации.


По условиям работы различают
два осн. вида А. п.: жёсткие (конструкции из достаточно упругих материалов,
способные распределять нагрузки от самолёта на большую площадь, что достигается
их работой на изгиб) и нежёсткие (покрытия, обладающие весьма малым сопротивлением
изгибу, работающие гл. обр. на сжатие и передающие нагрузки от самолёта
на сравнительно небольшую площадь грунтового основания).


Типы А. п. и их конструкции
назначаются в зависимости от классов аэродромов и категории расчётных нагрузок.
Поверхность А. п. должна обеспечивать безопасность движения самолётов с
требуемыми скоростями, а также естеств. сток поверхностных вод. Максимально
допустимые продольные и поперечные уклоны и радиусы вертикальных сопрягающих
кривых для различных участков А. п. предусматриваются спец. технич. требованиями.


А. п. жёсткого типа могут
быть: монолитные - из предварительно напряжённого железобетона, ненапряжённого
железобетона или цементобетона; сборные - из предварительно напряжённых
железобетонных плит заводского изготовления. Осн. тип монолитного предварительно
напряжённого А. п.- струнобетонное покрытие, армированное в продольном
направлении высокопрочной проволокой. Поперечное армирование выполняется
стержневой арматурой с натяжением на затвердевший бетон. Монолитные железобетонные
А. п. делают из плит дл. 20 - 25 м, шириной, равной ширине бетоноукладочной
машины. Сборные А. п. из предварительно напряжённых железобетонных плит
применяются гл. обр. при необходимости стр-ва и ввода в эксплуатацию покрытий
в короткие сроки, при про-из-ве работ в зимних условиях, на рулёжных дорожках,
местах стоянок и на др. площадях, где затруднено эффективное использование
бетоноукладочных машин. Размеры плит в сборных А. п. принимаются максимальными,
исходя из технологич. возможностей их заводского изготовления, с учётом
грузоподъёмности трансп. средств и кранов, используемых при монтаже покрытий,
но не менее (в м) 2x4 для прямоугольных плит и 3X3 - для квадратных. Устойчивость
плит в покрытии обеспечивается применением специальных стыковых соединений
на сварке.


А. п. нежёсткого типа бывают:
асфальтобетонные; чёрные щебёночные и гравийные (устраиваемые способом
пропитки или смешения на месте); грунтовые, укреплённые вяжущими материалами.


Лит.: Жесткие покрытия аэродромов,
М., 1961; Строительство аэродромов, М., 1968. Л. И. Горецкий, Ф. Я. Зайцев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я