АЭРОВОКЗАЛ

АЭРОВОКЗАЛ здание,
для обслуживания пассажиров возд. транспорта в аэропортах. Осн. сооружение
пассажирского комплекса (рис. 1), расположенного в центр. зоне аэропорта;
в его состав входят: привокзальная площадь со стоянками гор. транспорта,
перрон со стоянками самолётов, здания перронно-технич. служб, цех приготовления
бортового питания, гостиница, командно-диспетчерский пункт. Как правило,
эти здания и сооружения объединяются со зданием А. Различают А. внутр.
и междунар. линий. Обслуживание пассажиров в А. включает: продажу и регистрацию
билетов; приём, оформление, комплектование по рейсам и выдачу багажа; информацию
об отправлении и прибытии самолётов; почтовые, бытовые, мед. и пр. услуги.
В А. между-нар. линий осуществляются также пограничный паспортный контроль
и таможенный досмотр багажа. В зависимости от назначения все помещения
А. объединены в 3 группы: пассажирские (операционные залы, залы ожидания
и посадки, торговые залы кафе и ресторана); вспомогательного назначения
(багажные помещения, комнаты матери и ребёнка, отделение связи и т. д.);
служебно-эксплуатационные (помещения службы перевозок, инженерно-технич.
оборудования и др.). Размеры А. зависят от установленного для данного аэропорта
объёма пасс. перевозок. При определении площади помещений А. учитывают
также необходимость обслуживания посетителей, сопровождающих пассажиров,
из расчёта 30-40% от числа пассажиров.


Для лучшего обслуживания
населения больших городов и разгрузки А. аэропортов сооружаются городские
А. в пунктах, удобно связанных с аэропортом гор. транспортом. Первые А.
были построены в странах Зап. Европы в 1922-23 (в аэропортах Париж-Бурже,
Берлин-Темпельхоф). Стр-во А. получило значит. развитие после 2-й мировой
войны в связи с совершенствованием и обновлением парка пассажирских самолётов,
а в СССР - особенно после 1958, с вводом в эксплуатацию скоростных многоместных
самолётов Ту-104, Ил-18, Ан-10, Ту-114.


Практика проектирования и
стр-ва А. в СССР обширна и разнообразна. Раз-ветвлённость сети авиалиний
даёт возможность применять типовые проекты А. с расчётной пропускной способностью
50, 100, 200 и 400 пассажиров в час. Более крупные А.- от 600 до 3000 пассажиров
в час (напр., А. в аэропорту Домодедово под Москвой, рис. 2), а также строящиеся
в особых условиях (в сев. и сейсмич. р-нах) - проектируются индивидуально.


Архитектурно-планировочное
решение совр. А. подчинено технологич. схеме обслуживания пассажиров, организации
их посадки в самолёты. Осн. помещением является операционный зал, площадь
и характер оборудования к-рого определяют пропускную способность здания
А. Объёмно-планировочная структура пассажирских помещений должна соответствовать
принятой для данного А. схеме планировки перрона. При большой интенсивности
движения самолётов, особенно многоместных, для сокращения времени стоянки
самолёта, обеспечения безопасности и создания удобств пассажирам планировка
А. предусматривает устройство наземных или подземных переходных галерей
и спец. павильонов, связанных с самолётами стационарными крытыми трапами
на уровне 2-го этажа здания А. Планировка А. должна быть чёткой, исключать
пересечения и встречи массовых потоков пассажиров и принятого к перевозке
багажа, лишние спуски и подъёмы, обеспечивать возможность самостоятельной
ориентировки пассажиров на пути к самолётам (и от самолётов). Архитектурная
выразительность совр. А. достигается применением большепролётных железобетонных
и металлич. конструкций, эффективных стеновых материалов, витражей и т.
д. (А. аэропорта Домодедово, 1965, арх. Г. А. Елькин, Г. В. Крюков, В.
Г. Локшин, инж. Н. И. Ирмес, Б. И. Журавлёв, А. А. Арнольд). Ритм повторяющихся
унифици-ров. металлич. и сборных железобетонных конструкций, открытых в
интерьере и легко читаемых на фасаде, создаёт впечатляющий художественный
эффект. Архитектурно-пространственная композиция отд. А. связана с поисками
новых форм, пластически выражающих многообразные конструктивные возможности
монолитного железобетона (А. в аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке, 1962, арх.
Э. Сааринен).


Лит.: Локшин В., Согомонян
Н., Берлин Ю-, Аэровокзалы аэропортов. Типы зданий, М., 1966; Голубев Г.
Е., А н д ж е л и н и Г. М. , М о д о р о в А.Ф., Современные вокзалы...,
М., 1967; Haas Е., Moderne Flughafen fur den zivilen Luft-verkehr, В.,
1962; Kohl F., Moderner Flughafenbau, В., 1956.


Л. И. Гарецкий, В. Г. Локшин.


Илл. см. на вклейке, табл.
XXXIX.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я