АФАЗИЯ

АФАЗИЯ (греч. aphasia,
от а - отрицат. частица и phasis - высказывание), расстройство речи, состоящее
в утрате способности пользоваться словами ц фразами как средством выражения
мысли вследствие поражения определённых зон коры головного мозга. Экспрессивная
речь (т. е. произношение слов и фраз) может нарушаться и при поражениях
исполнит. речевого аппарата (языка, губ, голосовых связок). Однако эти
нарушения в понятие А. не входят, т. к. при А. больной может произнести
любые звуки,< но не умеет говорить. Нарушение импрес-сивной речи
(т. е. понимание речи по слуху) при А. отличается от глухоты, т. к. все
звуки воспринимаются, но слово звучит как неизвестный сигнал. А. возникает
при поражении коры левого полушария головного мозга у правшей и правого
- у левшей. Различают моторную, сенсорную, амнестич., проводниковую и тотальную
А. Моторная А. обусловлена поражением гл. обр. задних отделов нижней лобной
извилины и проявляется в нарушении экспрессивной речи (речь либо совсем
невозможна, либо затруднена); нарушается грамматич. структура речи, больной
переставляет или заменяет буквы в слове. Произвольная речь (рассказ, разговорная
речь) страдает больше, чем повторения или автоматич. речь. Часто эта форма
А. комбинируется с нарушением письма - аграфией. Сенсорная А. возникает
при очагах поражения в поверхностных зонах височной доли мозга. Проявляется
нарушением импрессивной речи, вплоть до полного её непонимания, а также
и экспрессивной вследствие отсутствия слухового контроля за произносимым
словом. Возникают парафазии - слово заменяется сходным по звучанию, но
чуждым по смыслу. В тяжёлых случаях речь становится совершенно непонятной.
Эта форма часто сочетается с нарушением чтения (алексия). Амнестич. А.
заключается в забывании названия предметов и попытке заменить название
забытого предмета его описанием; часто сочетается с сенсорной А. Др. формы
А.- тотальная и проводниковая - наблюдаются реже. Т о-тальная А. проявляется
нарушением как экспрессивной, так и импрессивной речи. Проводниковая А.
возникает при крупных очагах поражения в белом веществе полушарий коры
головного мозга. Описываются А., обусловленные поражением не только корковых,
но и глубинных образований, что свидетельствует о сложной архитектуре функциональной
системы, обеспечивающей речь. Причинами А. являются сосудистые поражения
мозга, энцефалиты, травмы, опухоли головного мозга. Лечение направлено
на заболевание, вызвавшее А. Речевые процессы, нарушенные при А., могут
восстанавливаться в результате длит. обучения, основанного на том, что
выполнение актов речи, письма, чтения перестраивается и в них включаются
процессы зрит. и кинестезич. анализа, опирающиеся на сохранённые участки
коры.


А., возникающая в детстве,
нарушает общий ход развития ребёнка. Сенсорная А., появившаяся в возрасте
5-7 лет, чаще всего приводит к постепенному исчезновению речи. Восстановит,
работа при этой форме А. представляет крайнюю сложность. Ребёнок обычно
не достигает нормального развития речи. Др. формы А. у детей имеют более
благоприятный прогноз. Детей, страдающих А., обучают вместе с больными
алалией. Большое значение имеют систематич. упражнения в речи и письме.


Лит.: Л е б е д и н с к и
й М. С., Афазии, агнозии, апраксии, Хар., 1941; Ф и л им о н о в И. Н.,
Архитектоника и локализация функций в коре большого мозга. Многотомное
руководство по неврологии под ред. Н. И. Гращенкова, т. 1, кн. 2, М., 1957,
с. 147; Тонконогий И. М., Инсульт и афазия, Л., 1968 (библ. с. 262-66);
Nielsen J. М., Agnosias, apraxias, speech and aphasia, в кн. Clinical neurologic,
ed. by A. B. Baker, v. 1, N, Y., 1962, p. 433.


A.M. Вейн.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я