История исследования

История исследования
А. о. может быть разделена на 3 периода: 1) от древних плаваний до 1749;
2) 1749-1872 и 3) с 1872 до наст. времени. Первый период характеризуется
изучением распределения вод океана и суши в этой части земного шара и установлением
материковых границ А. о. и его связи с др. океанами. Во время первых известных
плаваний финикиян (1200 лет до н. э.), карфагенян (5 в. до н. э.), греков
(4-2 вв. до. н. э.), римлян (3-1 вв. до н. э.) были получены сведения о
прибрежных водах А. о., прилегающих к берегам Европы и Сев. Африки. В 9-10
вв. норманны плавали к Исландии, Гренландии, Сев. Америке. Слав. племена
в ср. века совершали плавания по Балтийскому м. В 15 в. исп. и португ.
моряки начали совершать далёкие плавания в поисках путей в Индию и Китай.
Наиболее выдающиеся плавания в этот период были совершены португальцем
Б. Диашем (1487), X. Колумбом (1492 - 1503), англичанином Дж. Каботом (1497)
и португальцем Васко да Гамой (1498). В 1520 Ф. Магеллан во время первого
кругосветного плавания прошёл Магел-лановым прол. из Атлантич. в Тихий
ок. В 16 и 17 вв. шло также освоение европ. мореплавателями берегов Сев.
Америки (Дж. Дейвис, 1576-78, Г. Гудзон, 1610, У. Баффин, 1616, и др.).
К началу 18 в. было завершено изучение большой части пространства А. о.
Но его юж. границы - материк Антарктида - была открыта только в 1819-21
первой рус. антарктич. экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.


Второй период характеризуется
началом изучения физ. свойств воды и глубоководными исследованиями. В 1749
были проведены Г. Эллисом первые измерения темп-ры на различных глубинах.
Они были повторены Дж. Куком (1772), О. Соссюром (1780), И. Ф. Крузенштерном
(1803) и др. Особое место занимают наблюдения Крузенштерна во время первой
рус. кругосветной экспедиции (1803-06). Э. Ленц, участник рус. экспедиции
на "Предприятии", впервые применил батометр (прибор для взятия проб воды
с глубин) и проводил первые наблюдения над уд. весом воды в океане. Собранный
во втором периоде материал позволил составить карту Гольфстрима (Б. Франклин,
1770), карту глубин сев. части А. о. (М. Ф. Мори, 1854), а также карты
ветров и течений А. о. (М. Ф. Мори, 1849-60) и провести другие исследования.


В третьем периоде начались
комплексные океанографич. исследования А. о. на специально оборудованных
экспедиц. кораблях. Англ, экспедиция на судне "Челленджер" (1872-76) провела
физ., хим. и биол. наблюдения, в результате к-рых был собран обширный материал,
изд. Дж. Мерреем в 50 тт. За ней последовали экспедиции на кораблях "Газель"
(1874-76), "Витязь" (1886-89), "Валь-дивия" (1898-1899), "Гаусс" (1901-03)
и др. Наиболее крупные работы были проведены на кораблях "Метеор" (1925-38),
"Дисковери-П" (с 1931, ведутся и в наст, время), "Атлантис" (с 1933) и
др. Большое значение в изучении А. о. имело объединение океанографич. исследований
в период Междунар. гео-физич. года (1957-58), в к-ром активное участие
приняли сов. экспедиции на судах "М. Ломоносов", "Седов", "Экватор" и др.


Работы по программе Междунар.
гео-физич. года дали начало широким междунар. контактам в изучении океана
по программам сначала междунар. гео-физ. сотрудничества, затем Межправительственной
океанографич. комиссии (с I960). Последней в 1963-64 была проведена крупная
экспедиция по исследованию экваториальной и тропич. зоны А. о.- "Эквалант",
в к-рой приняли участие СССР, США, Бразилия и др. страны. В последующие
годы и в наст. время изучение А. о. ведётся гл. обр. междунар. экспедициями,
работающими по программам Межправительственной океанографич. комиссии и
экспедициями отд. стран - СССР, Англии, Франции, Нидерландов, США, Бразилии,
Аргентины и др. А. М. Муромцев. Экономико-географический очерк. Место А.
о. на экономич. и политич. картах мира определяется тем, что на его берегах
и берегах прилегающих морей (Балтийское, Северное, Средиземное, Карибское
и др.) расположены социалистич. страны, крупные капиталистич. гос-ва Европы
и Сев. Америки, менее крупные капиталистические гос-ва и развивающиеся
страны Европы, Лат. Америки и Африки (см. карту А. о.). Большие размеры
пром. произ-ва, богатство сырьевыми и прод. ресурсами и обширные внеш-неторг.
операции стран Атлантич. бассейна, прогресс в судостроении, авиастроении
и средствах связи обусловили исключительно важное экономич. значение А.
о. в междунар. экономике.


В странах, омываемых водами
А. о. и его морей, сосредоточено ок. 2/земного шара и производится св. 4/продукции. По мор. путям А. о. проходит ок. 2/мирового судоходства. На воды А. о. и его морей приходится 2/мирового улова рыбы.


Грузопотоки
и судоходство. В 1965 через А. о. перевезено св.
1 млрд. т грузов против 300-350 млн. m в годы, предшествовавшие 2-й мировой
войне. Особенно выросли перевозки жидкого топлива и металлургич. сырья.
Нефть и нефтепродукты составляют св. 50% общего грузооборота, жел. руда
- ок. 10% , зерно и уголь - по 4-5% , бокситы и глинозём-ок. 2%. Доля генеральных
грузов в перевозках по А. о. составляет ок. 25%. Нефть направляется гл.
обр. в США и Зап. Европу из Венесуэлы и др. стран Карибского м., а также
из стран Бл. и Ср. Востока, Сев. и Зап. Африки. В связи с ограниченной
пропускной способностью Суэцкого канала [через канал могут проходить танкеры
с полной грузоподъёмностью (дедвейтом) до 60 тыс. т], а также после его
закрытия в результате захвата Израилем в 1967 отдельных араб. р-нов увеличились
перевозки нефти из стран Бл. и Ср. Востока в Зап. Европу вокруг Африки
на крупнотоннажных танкерах. Большое кол-во нефти перевозится между портами
США в Мекс. зал. и на сев.-вост. побережье. Осн. потоки жел. руды идут
из стран Лат. Америки (Венесуэлы, Бразилии), Сев. и Зап. Африки в США и
Зап. Европу, куда также направляется руда из портов Сев. Скандинавии. Уголь
идёт из США в Зап. Европу, бокситы и глинозём - из стран Карибского моря
и Зап. Африки в США, Канаду, зерно - из Канады, США, Аргентины в Зап. Европу.
Перевозки генеральных грузов (машины и оборудование, хлопок, целлюлозно-бум.
товары) осуществляются между портами Европы и Сев. Америки. Осн. морской
путь в А. о. (по размерам судо- и грузооборота и пасс. перевозок) проходит
между портами Зап. Европы и Сев.-Востока США. Продолжительность рейсов
пасс. лайнеров между Лондоном и Нью-Йорком - 5-6 сут, грузовых судов 10-12
сут. Перевозки пассажиров через океан между Европой и Сев. Америкой достигли
в 1956-57 максимума 1 млн. человек в год, но под влиянием конкуренции со
стороны воздушного транспорта сокращаются (в 1968 - ок. 800 тыс. чел.).
Др. важнейшие направления грузопотоков в А. о.- путь между портами Зап.
Европы и портами Мекс. зал., Карибского м. и Панамского канала; путь между
портами Зап. Европы и портами Атлантич. побережья Лат. Америки; путь между
портами Атлантич. побережья США и Канады и портами Мекс. зал., Карибского
м. и Панамским каналом; путь между портами Атлантич. побережья США и Канады
и Атлантич. побережья Лат. Америки; путь из портов Зап. Европы и Атлантич.
побережья Сев. Америки через Гибралтарский прол. и Средиземное м. к Суэцкому
каналу; путь из портов Зап. Европы и Атлантич. побережья Сев. Америки к
портам Зап. Африки и далее вокруг мыса Доброй Надежды в Инд. ок. (строительство
крупнотоннажных судов увеличило значение этого пути). После реконструкции
водного пути по р. Св. Лаврентия вырос грузопоток между портами на этой
реке и Великих озёрах и портами Зап. Европы.


В бассейне А. о. расположено
большинство крупнейших портов мира (в скобках - годовой грузооборот в млн.
т за 1966-68): в Зап. Европе - Роттердам (157), Марсель (80), Антверпен
(72), Лондон (61), Ливерпул (47), Генуя (51), Гавр (43), Гамбург (38),
Аугуста (35), Саутхемптон (30), Вильгельмсхафен, Триест, Дюнкерк, Бремен,
Венеция, Гё-теборг (по 20-25), Амстердам, Неаполь (по 18), Нант-Сен-Назер,
Копенгаген (по 12); в Сев. Америке - Нью-Йорк (95), Хьюстон (52), Филадельфия
(50), Балтимор (45), Норфолк - Ньюпорт (42), Монреаль, Бостон (по 25),
Новый Орлеан (17); в Юж. Америке- Маракайбо, Рио-де-Жанейро, Сайтус, Буэнос-Айрес;
в Африке-Дакар, Абиджан, Кейптаун. Новые нефтяные порты для приёма супертанкеров,
доставляющих нефть из Перс. зал. вокруг Африки, сооружаются в заливе Бантри
(на Ю.-З. Ирландии), в р-нах Роттердама, Бреста, Марселя. Среди наиболее
крупных портов СССР в бассейне А. о.- Ленинград, Рига, Одесса - Ильичёвск,
Новороссийск.


Воздушный транспорт играет
гл. роль в пасс. сообщении через А. о. между Европой и Сев. Америкой; в
1968 по воздуху в обоих направлениях перевезено св. 5 млн. чел., или 5/общего числа пассажиров, перевезённых по этим направлениям возд. и мор.
транспортом. Возд. грузовые перевозки между Европой и Сев. Америкой составили
200 тыс. т в 1967. Б. ч. трансатлантич. авиалиний проходит через Сев. Атлантику
(через о-ва Исландия и Ньюфаундленд) и связывает Лондон, Париж, Амстердам
и др. европ. столицы с Нью-Йорком и др. городами США и Канады; др. направление
авиасообщения между Европой и Сев. Америкой проходит через Лисабон, Азорские
и Бермудские о-ва. Авиатрасса из Европы в Юж. Америку идёт через Лисабон,
Дакар и далее через самую узкую часть А. о. в Рио-де-Жанейро. Москва связана
через А. о. беспосадочными авиалиниями с Нью-Йорком, Монреалем, Гаваной.
Авиатрасса, связывающая США с Африкой, проходит через Багамские о-ва, Дакар
и Робертсфилд (Либерия).


Телеграфная связь через А.
о. осуществляется по густой сети подводных кабелей общей протяжённостью
св. 200 тыс. км, в т. ч. 16 трансатлантич. кабелей (из к-рых США принадлежит
7, Великобритании - 6 и Франции - 3) связывают Европу с Америкой. Первый
подводный кабель между Европой и Сев. Америкой был проложен в 1866, а в
1882 кабель соединил Европу и Юж. Америку. Кабели проложены также между
Зап. Европой и Юж. Африкой (в 1888), США и Юж. Америкой; Дакаром и Рио-де-Жанейро,
Буэнос-Айресом и Кейптауном. Между Великобританией и США действует 128-канальный
телефонный кабель. На побережье и островах А. о. расположено большое число
радиостанций; с 1965 для связи США с Зап. Европой началось использование
спутника "Эрли Бёрд".


Через Сев. Атлантику (Гебридские
о-ва- Фарерские о-ва - Исландию - Гренландию - п-ов Лабрадор) проходит
действующая в рамках системы оповещения и связи НАТО линия тропосферного
рассеивания, которая соединяет между собой наземные радиорелейные и кабельные
линии НАТО на прилегающих к А. о. территориях стран Зап. Европы и Сев.
Америки. М. Н. Соколов.


Р ы б о л о в с т в о
и м о р с к
о й п р о м ы с е
л. В бассейне А. о., занимающего 27% от площади всего Мирового ок., вылавливается
(1967) 22 млн. т мор. водных объектов (без китов), т. е. 41,3% мирового
улова в мор. водах. Хотя в пос-левоен. период общий вылов в Тихом ок. стал
более высоким, чем в атлантич. бассейне, средний улов с 1 км2
в А. о. (0,21 т) значительно превышает улов в Тихом (0,14 т) и Индийском
(0,03 т) океанах.


Наибольшая часть улова (86%
) состоит из рыб и прежде всего из представителей сельдевых (сельдь, менхеден,
сардины и др.), тресковых (треска, пикша, мерлуза, сайда, мерланг, навага
и др.), окуневых (мор. окуни), камбаловых (камбалы, палтусы) и др., составляющих
ок. 70% общего вылова. Существ. значение в общем вылове имеют беспозвоночные
- ок. 8% - особенно различные моллюски (устрицы, мидии, кальмары) и ракообразные
(омары, крабы). Киты и ластоногие дают 5% улова, растения-1%.


Наиболее интенсивный и результативный
промысел осуществляется в сев.-вост. части океана, включая Баренцево, Норвежское,
Северное и Балт. моря (улов 10,2 млн. т, гл. обр. сельди, трески, мерлузы
и мор. окуня). Крупномасштабный лов трески, сельди, мерлуз и др. рыб (4
млн. т) ведётся в сев.-зап. части океана и на Ньюфаундлендских банках,
вблизи берегов Гренландии, п-овов Лабрадор и Новая Шотландия; в зап. части
океана - Карибском море, Мекс. заливе и вдоль побережья Флориды вылавливается
(1,3 млн. т) преим. эстуарная сельдь - менхеден; в юго-вост. части - вблизи
юго-зап. берегов Африки в уловах (2,5 млн. т) преобладает южноафр. сардина.
За последние годы интенсивно развивается промысел мерлуз, мор. карасей
и др. рыб на Патагонском шельфе, протянувшемся вдоль вост. побережья Юж.
Америки и являющемся наиболее перспективным р-ном для дальнейшего развития
промысла. Бой китов ныне осуществляется в приантарктич. водах, где добываются
гл. обр. финвалы, сейвалы, кашалоты; на льдах Белого, Норвежского и Баренцева
морей добываются тюлени. Интенсивный промысел привёл в ряде р-нов сев.
части А. о. к уменьшению запасов нек-рых промысловых объектов (китов, камбалы
в Северном м., мор. окуня на Ньюфаундлендских банках, тунца в центр. части
океана и др.). В бассейне А. о. создано и действует несколько междунар.
конвенций по рыболовству, ставящих своей целью рациональное и эффективное
использование биол. ресурсов, на основе применения научно обоснованных
мер по регламентации промысла.


В А. о. разнообразный мор.
промысел ведут 115 стран, наибольший вылов (в млн. т) получают (1967):
СССР (2,70),< Норвегия (2,21), США (1,40), Испания (1.43), Исландия
(0,90), Великобритания (1,03), Дания (1,07), Франция (0,82) и Канада (0,78).
П. А. Моисеев.


И с п о л ь з о в а н и е
м и н е р а л ьн ы х и
э н е р г е т и ч. р е с у р с о в А. о.
находится в начальной стадии: ведётся добыча нефти на материковых шельфах
Мекс. зал., в юж. части Карибского м., Бискайского зал., Средиземного м.,
в Сев. м., где разведаны также большие запасы газа; открыта мор. нефть
у побережья Зап. Африки (Габон, Нигерия, Ангола); пром. добычу серы ведут
в Мекс. зал. и жел. руды у о. Ньюфаундленд. На материковом шельфе Юж. Африки
из мор. россыпей добывают алмазы. Вблизи п-ова Флорида материковый шельф
богат фосфоритовыми конкрециями; большое внимание уделяют возможности использования
железо-марганцевых конкреций, приуроченных к днищам океанич. котловин.
Построена приливная электростанция в Сен-Мало (Франция) и разработаны проекты
приливных электростанций в устьях рек Ранс (Франция), Северн (Великобритания),
на побережье США и Канады.


М. Н. Соколов.


Историко-полнтический очерк.
После географич. открытий 15-16 вв. на амер. и афр. побережьях А. о. возникли
первые колонии; первые колониальные державы - Испания и Португалия заняли
господствующее положение на А. о. С этого времени А. о. стал важнейшим
р-ном мор. сообщений и мировой торговли. В эпоху первоначального накопления
капитала по А. о. из Европы на 3. к берегам Америки отправлялись каравеллы
с отрядами конкистадоров и возвращались, нагружённые серебром и золотом;
на Ю. вокруг Африки шли купеч. суда в страны Юж. Азии за пряностями. От
берегов Зап. Африки на невольничьих кораблях везли рабов на плантации Вест-Индии.
С конца 16 в. первенство на А. о. у слабевшей Испании оспаривали Нидерланды
и Англия. К концу 17 - нач. 18 вв-Англия потеснила Нидерланды, а в 18 в.
и др. своего соперника на море - Францию. В 19в. в борьбу за господство
на А. о. вступают США. В начале 20 в. они добиваются господствующего положения
в Зап. Атлантике. В вост. части А. о. наиболее прочные позиции к этому
времени заняли Великобритания и Франция, которые в результате колониального
раздела и передела мира захватили обширные территории на побережье Африки.
Накануне 1-й мировой войны грузопотоки А. о. составили до 3/мировых мор. перевозок. После 2-й мировой войны Великобритании и Франции,
а также Нидерландам удалось в условиях крушения колон. системы империализма
сохранить отдельные, гл. обр. островные, владения в зап. части А. о.


В эпоху империализма резко
возросло политич. и стратегич. значение А. о. Он являлся важным мор. театром
воен. действий в период 1-й и 2-й мировых войн. Его стратегич. значение
обусловливалось в первую очередь исключительно большой ролью мор. перевозок
воен. грузов (особенно для Великобритании) и войск (гл.обр. из США), а
также необходимостью обороны побережья государств, омываемых А. о. Это
определяло деятельность нем. воен.-мор. командования, к-рое во время 1-й
и 2-й мировых войн развернуло активные действия подводных лодок и отчасти
крейсеров на мор. коммуникациях в А. о., что вызвало широкие ответные мероприятия:
организация конвоев и противолодочной обороны, активная борьба с подводными
лодками и крейсерами противника, постановка минных заграждений и т. п.


А. о. играет важную роль
в воен. планах НАТО (см. Организация Североатлантического договора). Во
время 2-й мировой войны США приобрели или закрепили свой контроль примерно
над 70 млн. км2 акватории А. о. и создали в его бассейне разветвлённую
систему воен.-мор. и авиац., а затем и ракетно-ядерных баз. США распоряжаются
(на правах аренды с 1940 сроком на 99 лет) базами на Бермудских, Багамских
и Антильских о-вах: базой Гуантанамо на о. Куба; по соглашению с Испанией
и Португалией после 2-й мировой войны созданы амер. воен. базы в вост.
части А. о.: на Азорских и Канарских о-вах, о. Фернандо-По и на побережье
Рио-Муни. Спец. базы для обслуживания атомных подводных лодок с ракетным
вооружением построены в Холи-Лох в Шотландии (Великобритания) и Роте (Испания).
В Сев. Атлантике расположены авиабазы стратегич. авиации: Гус-Бей (на п-ове
Лабрадор), Кеблавик (в Исландии). На побережье Гренландии, Шотландии, Норвегии
и о-вах Сев. Атлантики создана система радиолокац. станций дальнего обнаружения
самолётов и ракет. Акватория центр. части А. о. (от ракетодрома на мысе
Кеннеди во Флориде в юго-вост. направлении к о. Вознесения) используется
США для испытания стратегич. межконтинентальных ракет и космич. кораблей.


М. Н. Соколов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я