АССОЦИАНИЗМ

АССОЦИАНИЗМ ассоциативная
психология, направления в психологии, в к-рых понятие ассоциации выступало
как главный объяснительный принцип всей психич. жизни; А. стремился утвердить
строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу А. легло
представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании,
отражает порядок внешних воздействий на организм. Предполагалось, что поскольку
взаимодействие организма с физич. миром совершается по законам механики,
то и связи идей возникают по этим же законам. Это положение, впервые выдвинутое
англ. философом Т. Гоббсом, было развито голл. философом Б. Спинозой, сформулировавшим
закон ассоциации: "Если человеческое тело подвергалось однажды действию
одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии
одно из них, тотчас будет вспоминать и о других" ("Этика", в кн.: Избр.
произв., т. 1, М., 1957, с. 423). Термин "ассоциация" употребил впервые
англ. философ Дж. Локк (в 1698), к-рый, однако, обозначил им "...неверные
и неестественные сочетания идей..." ("Опыт о человеческом разуме", в кн.:
Избр. филос. произв., т. 1, М,< I960, с. 400), противопоставив их
связям на основе разума. В сер. 18 в. англ. философ Д. Гартли, опираясь
на механику И. Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психич.
жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации - универсальному
н неотвратимому, как закон всемирного тяготения. Влияние этой теории, полагавшей,
что любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных
ими следов в мозгу, было исключительно велико. Оно распространялось не
только на психологию, но и этику, эстетику, биологию, педагогику, логику.
В противовес этому естественнонаучному направлению возник идеалистич. А.
англ. философов Дж. Беркли, Д. Юма, утверждавших, что связь между психич.
элементами дана внутри сознания и является чисто субъективной. Свойственный
А. взгляд на сложные процессы сознания как продукт соединения элементов
(ощущений, представлений) привёл в нач. 19 в. к прямолинейной механистич.
концепции англ. философа Дж. Милля, согласно к-рой всё здание психич. жизни
составлено из "кирпичей" - ощущений и связывающего их "цемента" - ассоциаций.
Стремясь смягчить крайность этой концепции, англ. философы Дж. С. Милль
и А. Бэн модернизировали её, признав. что из ощущений могут возникать качественно
новые психич. единицы.


Принципы А. оплодотворили
прогресс психологич. исследований, в частности разработку новых методов
изучения памяти [механической (Г. Эббингауз - Германия) и образной (Ф.
Галътон - Англия)], эмоций (Ч. Дарвин - Англия), мотивации (3. Фрейд -
Австрия, К. Юнг - Швейцария). Происходит переориентация А. Взамен устаревших
механистич. объяснений выдвигаются биологические (Г. Спенсер - Англия,
И. М. Сеченов - Россия). Концепция А. преобразуется на новой физиологич.
основе в учении об условных рефлексах и бихевиоризме. Нек-рые психологич.
школы (Вюрцбургская школа и гештальт-психология) подвергли А. критике замеханицизм,
атомизм, неспособность объяснить целостность и активность сознания. С позиций
марксистской психологии эта критика носила односторонний характер и, хотя
и содержала рациональные моменты, игнорировала историч. значение А., его
вклад в причинное объяснение психич. деятельности.


Лит.: Ивановский В. Н., Ассоциа-низм
психологический и гносеологический, Казань, 1909; его же, Учение об ассоциации
идей, "Уч. зап. имп. Казанского ун-та", 1915, кн. 12; 1917 - 18, кн. 2,
7 - 9, 10 - 12; Шеварев П. А.,Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника,
М., 1959; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966. гл. 6; Warren
H. С., A history of the association psychology, [L.], 1921. В. А. Костеловский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я