АСАФЬЕВ

АСАФЬЕВ Борис Владимирович
[17 (29).7.1884, Петербург,-27.1.1949, Москва], советский музыковед и композитор,
академик АН СССР (1943), народный артист СССР (1946). Род. в семье служащего.
Окончил историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та (1908) и Петерб. консерваторию
по классу соч. у А. К. Лядова (1910). С 1910 работал концертмейстером балета
в Мариинском театре. С 1914 постоянно выступал в печати как муз. критик
(псевд.- Игорь Глебов). Научно-публицистич. и муз.-обществ. деятельность
А. широко развернулась после Октябрьской революции. Он был муз. консультантом
Театра оперы и балета им. Кирова и Ленингр. Малого оперного театра, принял
участие в организации Ленингр. филармонии; в 1919-30 работал в Ин-те истории
иск-в в Ленинграде. С 1925 проф. Ленингр. консерватории. В 1943 переехал
в Москву, руководил научно-исследоват. кабинетом при Моск. консерватории
и сектором музыки Ин-та истории иск-в АН СССР. На 1-м Всесоюзном съезде
сов. композиторов (1948) был избран пред. Союза композиторов СССР.


Музыкально-научная деятельность
А. отличается исключит. широтой интересов, охватывая различные отрасли
теории и истории музыки. Выдающуюся ценность представляют его работы о
рус. классич. музыке, особенно о М. И. Глинке, П. И. Чайковском, М. П.
Мусоргском. Много внимания уделял А. и вопросам современности. Его статьи
о творчестве С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, А.
И. Хачатуряна, В. Я. Шебалина, о виднейших заруб. композиторах 20 в. принадлежат
к лучшим образцам сов. муз. критики. А. был талантливым популяризатором,
написал ряд статей по вопросам муз. быта, эстетич. воспитания трудящихся.
Разработанная им теория интонации, как выразительно-смысловой основы музыки,
имеет большое значение для решения коренного вопроса реалистич. эстетики
- об отношении музыки к действительности.


Являясь достойным продолжателем
виднейших представителей рус. муз. критики, А. определил своей деятельностью
новый этап в развитии муз. науки. Его идеи плодотворно разрабатываются
в трудах совр. советских, а также мн. зарубежных музыковедов.


Композиторское творчество
А. включает 28 балетов, 11 опер, музыку к драм. спектаклям, 4 симфонии,
большое количество романсов и камерно-инструмент. произведений. Постоянное
место в репертуаре муз. театра заняли его балеты "Пламя Парижа" (1932),
"Бахчисарайский фонтан" (1934), "Кавказский пленник" (1938). Гос. пр. СССР
(1943, 1948). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени
и медалями.


Соч.: Избр. труды, т. 1 -
5, М., 1952 - 1957 (в т. 5 даны библиография и нотография); Избр. статьи
о музыкальном просвещении и образовании, М.- Л., 1965; Критические статьи
и рецензии, М.- Л., 1967; Симфонические этюды, П., 1922; П. И. Чайковский.
Его жизнь и творчество, М.- П., 1922; Инструментальное творчество Чайковского,
П., 1922; Глазунов. Опыт характеристики, Л., 1924; К восстановлению "Бориса
Годунова" Мусоргского, М., 1928; Книга о Стравинском, Л., 1929; Русская
музыка от начала 19 столетия, М. -Л., [1930]; "Евгений Онегин". Лирические
сцены П. И. Чайковского, М.- Л., 1944; Н. А. Римский-Корсаков, М.-Л., 1944;
Глинка, М., 1947; [2 изд.], М.-Л., 1950; Григ, М.-Л., 1948; Музыкальная
форма как процесс, кн. 1 - 2, Л., 1963; Речевая интонация, М.- Л., 1965.


Лит.: Богданов-Березовский
В., Б. В. Асафьев, Л., 1937; Памяти академика Б. В. Асафьева. Сб. статей
о научно-критическом наследии, М.-Л., 1951; Орлова Е., Б. В. Асафьев. Путь
исследователя и публициста, Л., 1964; Рыжкин И.,


Становление советской музыкальной
эстетики (Луначарский, Асафьев), в кн.: Из истории советской эстетической
мысли, М., 1967, с. 285-362; Jiranek J., Pfispevek k teorii a praxi intonacni
analyzy, Praha, 1965. Ю. В. Келдыш.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я