АРХИТЕКТУРНАЯ АКУСТИКА

АРХИТЕКТУРНАЯ АКУСТИКА акустика
помещений, область акустики, изучающая распространение звуковых волн в
помещении, отражение и поглощение их поверхностями, влияние отражённых
волн на слышимость речи и музыки. Целью исследований служит создание приёмов
проектирования залов (театральных, концертных, лекционных, радиостудий
и т. п.) с заранее предусмотренными хорошими условиями слышимости.


В закрытых помещениях б.
или м. значительного объёма слушатель воспринимает, кроме прямого звука,
ещё и ряд его запаздывающих повторений, обусловленных отражениями от ограничивающих
поверхностей и быстро следующих друг за другом. Вследствие поглощения звуковой
энергии при каждом отражении и в процессе её распространения эти повторения
ослабляются тем сильнее, чем больше их запаздывание относительно прямого
звука. После выключения источника звука количество отражённой энергии в
помещении убывает до тех пор, пока она не будет поглощена; это постепенное
затухание звука наз. реверберацией. Продолжительность реверберации является
важнейшим фактором, определяющим акустич. качество залов. При чрезмерно
медленном затухании звучание речи и музыки оказывается недостаточно чётким,
при короткой реверберации речь звучит слишком глухо, а муз. звучания утрачивают
слитность и выразительность. Даже при оптимальной реверберации на акустич.
оценку зала влияют распределения времён прихода ранних, более интенсивных
отражений, а также и направления, по к-рым они достигают слушателя. Наиболее
благоприятные условия различны не только для речи и музыки, но и для муз.
произведений различного характера (камерная, эстрадная, симфонич. музыка).
Поэтому акустич. проектирование концертных залов (выбор формы, размещение
слушателей, обработка ограничивающих поверхностей рассеивающими и поглощающими
конструкциями, применение подвесных отражателей и т. д.) нередко требует
компромиссных решений. В залах большой вместимости условия слышимости могут
быть улучшены применением электроакустич. систем усиления и искусств. реверберации;
выдающимся примером электроакустически оснащённого зала универсального
назначения (конгрессы, концерты, опера, звуковой кинопоказ) может служить
большой (6000 мест) зал Дворца съездов в Московском Кремле.


Прежде в состав А. а. включали
вопросы изоляции помещений от проникающих извне звуков; теперь эти проблемы
выделились в самостоят. область- строительную акустику. Методами А. а.
пользуются также в технике борьбы с шумом в помещениях.


В А. а. различают более строгую
волновую теорию и менее строгую, но более удобную для технич. расчётов
геометрическую, в к-рой направление распространения и границы основной
части потока звуковой энергии, переносимой падающими на препятствие или
отражёнными звуковыми волнами, изображают прямыми лучами. Геометрические
представления тем более правомерны, чем меньше длина звуковой волны по
сравнению с размерами препятствия.


Совр. А. а. ведёт начало
от работ амер. учёного У. Сэбина, показавшего в последнем десятилетии 19
в., что в замкнутом помещении последовательные многократные и при этом
постепенно ослабевающие отражения сливаются в плавно затухающий гул, сопровождающий
каждый излучённый звук (т. н. реверберация), причём скорость затухания
является существенным показателем условий слышимости. Примеры применения
акустич. знаний в строительстве находят в открытых театрах Древней Греции
и Рима.


Акустич. испытания помещений
основаны на электрич. измерениях звукового сигнала, принимаемого в помещении
микрофоном, и заключаются в определении равномерности распределения звука
в пространстве и в исследовании затухания отзвука во времени. Наряду с
испытаниями залов в натуре всё большее распространение находят испытания
малых моделей, что позволяет своевременно избежать ошибок при проектировании
новых залов и находить способы исправления дефектов уже существующих.


Управление акустич. условиями
в помещении осуществляется путём установки отражающих щитов и регулирования
количества звукопоглощающих материалов, размещаемых на поверхностях. Теория
звукопоглощения и методы его измерения также относятся к А. а. Всё больше
распространяется применение электроакустич. аппаратуры для звукоусиления
и для создания искусственной реверберации. Электроакустич. способами имитации
отзвука помещения пользуются также в лабораторной практике.


Лит.: Ганус К., Архитектурная
акустика, пер. с нем., М., 1963; Ингерслев Ф., Акустика в современной строительной
практике, пер. с англ., М., 1957. Г. Л. Голъдберг, В. В. Фурдуев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я