АРБИТРАЖ

АРБИТРАЖ (франц. arbitrage),
1)способ разрешения споров, при к-ром стороны обращаются не в судебные
органы, а к отд. лицам - арбитрам или третейским судьям. Арбитры избираются
самими сторонами или назначаются в порядке, обусловленном в их соглашении
или установленном законом. А. используется гл. обр. для разрешения имуществ.
споров, возникающих при осуществлении торг.


операций, перевозке грузов,
поставке товаров и т. п. 2) Спец. орган для разрешения имуществ. и связанных
с ними неимуществ. споров. Обычно различают: случайный (или изолированный)
А. и постоянно действующий (или перманентный) А. Случайный, или изолированный,
А. (т р е-тейский суд) образуется только для разрешения к.-л. конкретного
дела. Его состав утверждается по соглашению сторон или в порядке, определяемом
ими. Это первая в истории форма А., возникшая в ср. века. Однако в 19-20
вв. ведущее место занял постоянно действующий А., к-рый рассматривает все
споры, возникающие между сторонами и вносимые ими на его рассмотрение,
по вопросам, отнесённым к его компетенции. Такой А. образуется при торг.
палатах, гос. органах, различных ассоциациях и т. д. из числа лиц, включённых
на определённый срок или бессрочно в список арбитров (составляется руководящим
органом той орг-ции, при к-рой состоит данный А.). Если постоянно действующий
А. предназначается для разрешения споров между любыми сторонами, к-рые
захотят к нему обратиться, он относится к категории открытых А., если же
А. может разрешать споры только между членами соответствующей орг-ции (объединения,
системы органов), он является закрытым А.


Одним из видов А. является
т. н. международный А., сторонами в к-ром выступают, как правило, юридич.
и физич. лица разных гос-в, а иногда и непосредственно гос-во в лице своих
органов. Напр., в СССР действуют два междунар. А.: Морская арбитражная
комиссия (МАК) и Внешнеторговая арбитражная комиссия (ВТАК), к-рые состоят
при Всесоюзной торговой палате. (См. также Арбитраж внешнеторговый.) В
СССР действуют нац. А. (т. е. разрешающие споры между сторонами внутри
гос-ва) в двух формах: А. государственные и А. ведомственные. Сов. А. были
созданы после окончания Гражданской войны, когда в связи с переходом к
нэпу хоз. деятельность гос. предприятий стала строиться на началах хозяйственного
расчёта. В 1922 созданы гос. и ведомств. арбитражные комиссии (впоследствии
упразднённые). На основании пост. СНК СССР от 20 марта 1931 "Об изменении
в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного
расчёта во всех хозяйственных органах" (СЗ СССР, 1931, № 18, ст. 166) были
созданы вновь органы гос. А., действующие и в наст. время. Современная
система гос. А. включает: Государственный арбитраж СССР при Совете Министров
СССР и гос. А. при Советах Министров союзных республик, при Советах Министров
автономных республик, при исполнит. комитетах областных (краевых) и городских
(в Москве и Ленинграде) Советов депутатов трудящихся. Каждый из этих А.
подчинён только тому органу гос. управления, при к-ром он состоит и под
непосредственным руководством к-рого работает. Порядок деятельности гос.
А. определяется спец. положениями, утверждаемыми соответствующими Советами
Министров, и правилами, издаваемыми Государственным А. при Совете Министров
СССР. Дела в гос. А. разрешаются арбитром с участием ответственных представителей
спорящих сторон, решения вступают в силу немедленно по вынесении их и приводятся
в исполнение, как правило, самими сторонами в установленный А. срок.


Деятельность органов гос.
А. приобрела особое значение в свете осуществляемой в СССР с 1965 хоз.
реформы в связи с переводом нар. х-ва на новую систему планирования и экономич.
стимулирования, когда основными показателями в работе предприятий и организаций
стали объём реализованной продукции, прибыль, рентабельность, выполнение
заданий по важнейшей номенклатуре продукции, а также требований, предъявляемых
к качеству продукции.


Рассматривая разногласия,
возникающие между сторонами при заключении договоров и исполнении договорных
обязательств, органы гос. А. принимают меры к обеспечению интересов гос-ва
и хозрасчётных интересов сторон, воздействуют на предприятия и хоз. орг-ции
в направлении своевременного и правильного выполнения стоящих перед ними
задач, помогают устранять недостатки в деятельности предприятий и хоз.
орг-ции, выявленные при рассмотрении дел,< и т. д. О выявленных при
рассмотрении дел недостатках в работе спорящих сторон гос. А. сообщает
вышестоящим по отношению к ним органам, а в надлежащих случаях и органам
прокуратуры. Работа ведомственного А. строится на тех же основах, что и
работа гос. А. Эти А. создаются при министерствах и ведомствах (центр.
учреждениях, кооп. центрах) для разрешения хоз. споров между подведомственными
данным органам предприятиями, организациями и учреждениями. Ведомственный
А. образуется обычно как часть аппарата указанных органов. В. Н. Ершов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я