Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА одно из направлений в бурж. теории уголовного права.
Возникла в 70-х гг. 19 в. Родоначальник - проф. судебной медицины из Турина
(Италия) Ч. Ломброзо (иногда это направление наз. ломброзианством); ближайшими
его последователями были итал. учёные Э. Ферри и Р. Гарофало. Наибольшее
распространение А. ш. у. п. получила в период империализма, когда преступность,
особенно профессиональная, стала принимать угрожающие размеры. Почти полностью
игнорируя социальные условия и причины существования преступности, бурж.
юристы - представители т. н. классической школы уголовного права - заявляли
о том, что для борьбы с преступностью достаточно хорошо разработанного
уголовного права. Поскольку стало очевидным, что уголовное право, основывавшееся
на теориях классической школы, было не способно сдерживать рост преступности,
возникла необходимость в разработке нового подхода к решению указанных
проблем. Таким образом, А. ш. у. п. явилась определённой реакцией на ограниченный
догматич. характер классич. школы, практически не принимавшей во внимание
при решении вопроса об уголовной ответственности личность преступника.
Однако, если классич. школа обосновывала зависимость уголовной ответственности
только от деяния (концепция т. н. "уголовного права деяния" - Tatstrafrecht),
то А. ш. у. п. при решении вопроса об уголовной ответственности учитывала
лишь личность преступника (концепция т. н. "уголовного права деятеля",
т. е. лица, совершившего преступление,- Taterstrafrecht).


Ломброзо сформулировал положение
о прирождённом преступнике, согласно к-рому нек-рые лица уже рождаются
преступниками и об этом можно судить по их определ. физ. особенностям.
Эти особенности внешнего строения человеческого тела - антропологич. признаки
(отсюда назв. школы)-определяют психику человека, весь его внутр. мир,
в т. ч. и его преступные наклонности. По мнению Ломброзо, прирождённый
преступник унаследовал физиол., психич. и нравств. качества первобытного
человека. Сторонники школы, деля прирождённых преступников на 3 типа (убийц,
воров и изнасилователей), считали, что убийцы, напр., обладают след. характерными
антропологич. признаками: стеклянные, холодные глаза, налитые кровью, большой,
часто орлиный, загнутый вниз нос, развитые клыки, челюсти и скулы. Помимо
особенностей лица, к-рые Ломброзо считал наиболее значительными для диагностики
преступного типа, не отрицалась роль физиол. и нравств. особенностей. Ломброзо
и его последователи считали, что прирождённые преступники составляют до
40% общего числа преступников (остальные - случайные преступники). Поскольку
прирождённый преступник, по мнению Ломброзо, рано или поздно должен совершить
преступление, нужно заблаговременно принять в отношении его соответств.
меры безопасности (а не меры наказания). Такая позиция означала отказ от
законности в борьбе с преступностью и в этом прежде всего заключается реакционность
А. ш. у. п. Антинар. направленность школы особенно проявлялась в её оценках
и рекомендациях в связи с революц. борьбой трудящихся. Напр., в книге Ломброзо
и Р. Ласка "Политическая преступность и революция" (1890) авторы пытались
доказать, что революционеры, активные деятели Парижской Коммуны, были прирождёнными
преступниками. Чисто био-логич. причинами объясняли Ломброзо и его сторонники
женскую преступность и проституцию (см. кн. Ч. Ломброзо и Г. Ферреро, "Женщина
- преступница и проститутка", 1893).


Под влиянием критики А. ш.
у. п. претерпевала изменения. Так, со временем Ломброзо перестал считать
преступность только атавизмом и выдвинул положение о том, что она обусловливается
ещё "нравственным помешательством" и эпилепсией, он стал признавать влияние
на преступность нек-рых социальных факторов. В рамках А. ш. у. п. возникали
новые течения и направления (т. н. неоломброзианство), но в целом концепция
Ломброзо сохраняла свою биокриминальную сущность. Взгляды последователей
А. ш. у. п. исключали подлинно науч. изучение причин преступности, т. к.
из сферы исследования почти полностью исключались социальные основы преступности-
неизбежного явления в условиях эксплуататорского общества. Ряд положений
А. ш. у. п. нашёл применение в империалистич. гос-вах для борьбы с деятелями
революционного демократич. и национально-освободит. движения. На положениях
А. ш. у. п., в частности, основывалась и фашистская расовая теория (один
из ломброзианцев Э. Ферри стал фашистом). Ломброзианство стало основой
биокриминологии.


Лит.: Решетников Ф. М., Уголовное
право буржуазных стран, в. 2, Классическая школа и антрополого-социологическое
направление, М., 1966. Н. А. Стручков.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я