АНТРОПОЛОГИЗМ

АНТРОПОЛОГИЗМ филос.
концепция, представители к-рой усматривают в понятии "человек" осн. мировоззренч.
категорию и утверждают, что только исходя из неё и можно разработать систему
представлений о природе, обществе и мышлении. Сторонники А. отстаивают
либо материалистич., либо идеалистич. взгляды. Наиболее значит. представителями
материалистич. А. были К. Гельвеции, Л. Фейербах и Н. Г. Чернышевский.
Ввёл и универсально обосновал антропологич. принцип в философии Фейербах.
Категория "человек" была выдвинута им как антитеза "идеи" и "духа" - понятий,
в к-рых резюмировался господствовавший в тот период объективный идеализм.
Начиная со 2-й пол. 19 в. быстро развиваются идеалистич. варианты А. (Ф.
Ницше, В. Дилътей, Г. Зиммель). Наиболее полное его обоснование было дано
М. Шелером, одним из создателей совр. идеалистич. философской антропологии.
Её приверженцы (А. Гелен и др.), а также близкие им по духу философы-экзистенциалисты
выдвигают категорию "человек" в качестве антитезы понятий "общество" и
"природа". Ограниченность А. проявляется прежде всего в абстрактном и одностороннем
понимании самого человека, в неумении учесть особенности его жизнедеятельности
как обществ. существа. А. в любых его вариантах означает идеализм в понимании
общества, сведение объективных социальных отношений между людьми к идеалистически
понятым связям между "Я" и "Ты". Как методологич. принцип А. получил распространение
в немарксистской социологии, этике, эстетике. Подробнее см. Философская
антропология.


Лит.: Энгельс Ф., Людвиг
Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К., Энгельс Ф.,
Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч.,
5 изд., т. 29, с. 64; История философии, т. 5, М., 1961, гл. 7, разд. 1;
Корнеев П. В., Современная философская антропология, М., 1967. Э. Ю. Соловьев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я