АНТРОПОГЕНЕЗ

АНТРОПОГЕНЕЗ (от антропо...
и греч. genesis - происхождение), процесс исто-рико-эволюционного формирования
фи-зич. типа человека, первонач. развития его трудовой деятельности, речи,
а также общества. Исследование факторов, путей и закономерностей этого
процесса составляет задачу одного из осн. разделов антропологии - учения
об А. К гл. проблемам А. относятся: место (прародина) и время появления
древнейших людей; непосредств. предки человека; осн. стадии А., движущие
силы А. на различных его этапах; соотношение эволюции физич. типа человека
с ист. прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи.
Решение коренных и частных проблем А. осуществляется с помощью данных антропологии
(особенно палеоантропологии) и близких наук - эволюц. морфологии и эмбриологии,
приматологии, палеонтологии приматов, психологии и физиологии, геологии
палеогена, неогена и антропогена, археологии палеолита, этнографии и лингвистики.
Методологич. основой анализа и синтеза материалов, привлекаемых к решению
проблем А., служат эволюционное учение Ч. Дарвина и, главное, диалектико-материалистич.
философия и как её конкретное выражение трудовая теория А., разработанная
Ф. Энгельсом в 70-х гг. 19 в. Её центр. идея заключается в том, что в процессе
А. осн. фактором прогрессивного эволюц. и ист. развития человека была трудовая
деятельность, осуществлявшаяся коллективно на различных уровнях становления
общества. Изготовление и применение орудий труда, осознание этой деятельности
давали человеку всё возраставшие возможности активного воздействия на природу,
постепенно устраняли действие биол. факторов эволюции. В этом заключается
качеств. отличие А. от эволюции органич. мира, регулируемой исключительно
природными закономерностями. К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчёркивали,
что труд, произ-во лежат у истоков истории человека и социального объединения
человеческих индивидов-общества. "Первый исторический акт этих индивидов,
благодаря которому они отличаются от животных, состоит не в том, что они
мыслят, а в том, что они начинают производить необходимые им средства к
жизни" (Соч., 2 изд., т. 3, с. 19, прим.). Творец мате-риалистич. теории
происхождения человека Ч. Дарвин также придавал известное значение трудовой
деятельности в А., но он не сумел оценить её роли как гл. движущей силы
этого процесса и не смог увидеть диалектич. "скачок" в А., ознаменовавший
переход от эволюции животного к истории социального существа - человека.
Наиболее плодотворная сторона дарвиновской теории А. заключается в синтезе
данных различных наук и ист. преемственности взглядов предшественников.
В частности, Дарвин учитывал и соображения англ. геолога Ч. Лайеля о значит.
древности существования человека, и гипотезу франц. естествоиспытателя
Ж. Ламарка о возникновении людей от развитой формы "четвероруких",< т.
е. обезьян. Теорию Дарвина часто наз. симиидной (от лат. simia - обезьяна),
т. е. обосновывающей происхождение человека от ископаемых высших (человекообразных)
обезьян. Сходство совр. человека с ныне живущими человекообразными обезьянами,
особенно африканскими (шимпанзе, горилла), проявляющееся во мн. анатомич.
особенностях, в строении зародышей, в биохим. и физиол. показателях, служит
серьёзным подтверждением этой теории. Весьма существенно её подкрепляют
и данные палеонтологии приматов. Доказывая, что предком людей был один
вид обезьян, Дарвин обосновал также и видовое единство человека, единое
происхождение его рас (монофилия). Дарвин полагал, что древнейшие люди
могли возникнуть в Африке.


В антропологии проблема прародины
человека ещё не получила окончат. решения. Одни исследователи считают,
что человек возник в Африке, другие - в юж. р-нах Евразии. Есть учёные,
считающие местом происхождения человека область т. н. Средиземья, охватывающего
С.-В. Африки и Ю. Европы и Азии. Из возможных областей прародины исключаются
Австралия, где эволюц. развитие млекопитающих не пошло выше сумчатых животных,
и С. Евразии и Америки, поскольку здесь не обитали высшие обезьяны.


А. как единый процесс эволюц.
становления человека и историч. формирования общества может быть разделён
на стадии, смена к-рых была связана с наиболее значит. качественными преобразованиями
в трудовой деятельности человека, в его морфологии и сознании, в структуре
социальной организации. Стадиальный подход к проблеме А.- крупная заслуга
сов. учёных - антропологов, археологов, историков первобытного общества,
философов. Большинство исследователей выделяет в А. три стадии: антропоидные
предки человека - высокоразвитые двуногие приматы, систематически пользовавшиеся
в качестве орудий естеств. предметами (палками, камнями, обломками костей
животных); древнейшие и древние люди (архантропы и палеоантропы), с к-рыми
связано появление искусственно изготовленных орудий труда, их усложнение
до известных пределов, начальная форма обществ. организации; люди совр.
физ. строения (неоантропы), начало этой стадии относится к эпохе позднего
палеолита. Длительность стадий весьма различна: начало первой удалено от
нас на 2-3 млн. лет, второй-ок. 1 млн. лет, третьей - всего на 40-50 тыс.
лет. Первой стадии А. предшествует интенсивная эволюция высших обезьян
в различных направлениях. Возникают разные формы древесных и наземных человекообразных
обезьян, населявших Европу, Юж. и Юго-Вост. Азию, Африку. Нек-рые из них
характеризуются признаками сходства с человеком. Таковы рамапи-тек, ореопитек,
дриопитеки. Последних многие учёные рассматривают как предков гориллы,
шимпанзе и человека. Время их существования - миоцен (20- 25 млн. лет назад);
есть исследователи, считающие, что наиболее ранние предки человека появились
уже в олигоцене (40 млн. лет назад).


Высокоразвитые приматы -
предки человека, переходят позднее к передвижению на двух ногах и употреблению
природных предметов в качестве орудий. К таким приматам, представляющим
уже первую стадию А., относятся австралопитеки, костные остатки к-рых открыты
в антропогеновых отложениях Вост. и Юж. Африки. Их можно рассматривать
как своего рода "модель" ближайших предков человека. Однако многие черты
строения и биологии австралопитеков показывают, что это особая линия в
эволюции, не получившая дальнейшего развития. Предковым видом для человека
были близкие к австралопитекам приматы, для к-рых характерны несколько
более развитый мозг и более совершенное хождение на двух ногах. Они уже
умели немного обрабатывать природные предметы (камни, палки). Возможно,
что к таким формам относится т. н. презинджантроп, кости к-рого были найдены
в 1960 в раннечетвертичных отложениях Танзании (Вост. Африка) вместе с
грубо оббитыми гальками. Древность находки, определённая калий-аргоновым
методом, составляет ок. 2 млн. лет. Мн. авторы рассматривают презинджантропа
как древнейшего человека, называют его Homo habilis (человек умелый), удревняя
тем самым человеческую родословную. Другие полагают, что появление рода
Homo (собственно человека) относится к более позднему времени (ок. 1 млн.
лет). Эти древнейшие люди имели довольно крупный мозг (ср. объём 1000 см3),
с наличием в коре больших полушарий специфич. полей, развитие к-рых связано
с трудовыми функциями. Изготовлявшиеся ими кам. орудия характеризовались
более или менее определ. формой, что свидетельствует о появлении элементарных
понятий. Таковы представители нач. этапа второй стадии А.- древнейшие люди
(архантропы), скелетные остатки к-рых открыты в Азии (питекантроп, синантроп),
Вост. и Сев. Африке (олдо-вайский человек и атлантроп) и Европе (гейдельбергский
человек, человек из Вертешсёллёш). Сопутствующие им кам. орудия относят
к т. н. шелльской и раннеашельской культурам. На этом этапе А. люди научились
пользоваться огнём. Потомки архантропов - древние люди, палеоантропы (неандертальцы)
- относятся к заключит. этапу второй стадии А. У них больше черт сходства
с совр. человеком, головной мозг по объёму и строению почти не отличается
от мозга совр. людей. Орудия палеоантропов весьма разнообразны по форме
и назначению. Характерно изготовление орудий из пластин, специально отщепляемых
от кам. дисковидного ядрища (нуклеуса). Появляются примитивные искусственные
жилища. Основа хоз. деятельности - коллективная охота преим. на крупных
животных. Эволюц. развитие палеоантропов ещё испытывало влияние природных
факторов и отбора. Нек-рые группы этих древних людей вследствие неблагоприятных
условий среды и низкого уровня материальной культуры и социальной организации
приобретали в процессе эволюции такое морфологич. строение, к-рое могло
задерживать их ист. развитие в направлении к совр. человеку. Однако в общем
процесс А. шёл по пути трансформации палеоантропов в людей совр. вида (неоантропов).
Важнейшим фактором прогрессивного развития людей, причиной перехода к третьей
стадии А. было совершенствование социальной организации и производств.
деятельности. В лучшем положении оказывались коллективы, где накопление
этих качеств и их реализация происходили быстрее, что способствовало более
интенсивному росту численности этих групп и их более широкому расселению.
Огромное значение при этом имело прогрессивное развитие способов общения
людей, в первую очередь речи, посредством к-рой происходила передача поколениям
накапливаемого производств. опыта и сведений из обществ. жизни коллективов
- основы сложения системы социальных институтов. Речь способствовала усвоению
и сохранению человеческими коллективами конкретных знаний, наблюдений и
технич. навыков, приобретённых отд. членами этих коллективов. Упрочение
независимости человека от окружающей природы, создание искусств. среды,
возникновение общества способствовали тому, что естеств. отбор полностью
утратил своё значение как фактор эволюц. трансформации человека, в связи
с чем биологическая, видовая эволюция его прекратилась.


Лит.: Энгельс Ф., Роль труда
в процессе превращения обезьяны в человека, Маркс К., Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 20; Дарвин Ч., Происхождение человека и половой отбор. Соч.,
т. 5, М., 1953; Ископаемые гоминиды и происхождение человека, М., 1966
("Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Новая серия", т. 92); Нестурх М. Ф., Происхождение
человека, М., 1958; его же, Приматология и антропогенез, М., 1960; Рогинский
Я. Я., Левии


М. Г., Антропология, 2 изд.,
М., 1963; У истоков человечества. Сб. ст., М., 1964; Ideas on human evolution.
Selected essays 1949 -1961, Camb., 1962. В. П. Якимов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я