АНТИЧНОСТЬ

АНТИЧНОСТЬ термин,
восходящий к лат. antiquitas - древность, старина; в широком смысле слова
он вполне равнозначен русскому "древность", чаще имеет особое употребление
-в том же значении "древность", но в приложении к Др. Греции (включая эллинизм)
и Др. Риму.


Со времени Возрождения, когда
интерес к греко-рим. древностям был очень велик (собирались и коллекционировались
произведения античного искусства, тексты антич. авторов, изучались история
и лит-pa Др. Греции и Др. Рима), возникли такие понятия, как "античное
искусство", "античная литература", "античная история", "античная философия",
"античная культура".


С возрастанием интереса к
социально-экономич. истории возникают и такие понятия, как "античный город",
"античная система хозяйства", и введённые К. Марксом понятия "античный
способ производства" и "античная форма собственности". Как отмечал К. Маркс,
античная форма собственности выступала всегда в противоречивой, двойственной
форме: как собственность государственная (совместная) и как собственность
частная, причём последняя, как правило, была обусловлена первой. Обладателем
осн. средства производства (земли) мог быть лишь полноправный член гражданской
общины - полиса. Античный мир знал и др. типы гос. образований, но полис
был наиболее специфич. формой.


Важнейшее историч. значение
имело возникновение в античном обществе демократии, в условиях к-рой полноправные
граждане принимали участие в политич. жизни и управлении гос-вом. Составной
частью полисного устройства, без к-рой оно вообще немыслимо, было народное
собрание; однако степень демократизации полисов была различной. Полисная
демократия, несмотря на то, что была демократией лишь привилегированного
меньшинства свободного населения, являлась для своего времени крупным шагом
вперёд. Такие античные общества, как ряд греч. гос-в (Афины, Коринф и др.)
и Рим, в определённый период своего развития характеризовались глубоким
проникновением рабского труда в основные отрасли производства. Рабский
труд стал, таким образом, если не единственной, то одной из главных производительных
сил (см. Рабовладельческий строй).


В античном обществе были
созданы непреходящие, общечеловеческие ценности; высокого развития достигли
философия, лит-pa, изобразительное искусство, архитектура.


Конкретные сведения о социально-экономич.
и культурном развитии античных обществ см. в статьях Греция Древняя, Рим
Древний, Эллинизм, Эллинистическая культура.


Лит.: Маркс К., Формы, предшествующие
капиталистическому производству, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.
46, ч. 1; его же, К критике политической экономии, там же, т. 13; Из рукописного
наследства К. Маркса. Введение, там же, т. 12; Энгельс Ф., Анти-Дюринг,
там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства,
там же, т. 21; Маркс К. и Энгельс Ф., Об античности, Л., 1932; Ковалев
С. И., Учение Маркса и Энгельса об античном способе производства, "Известия
Государственной академии истории материальной культуры", 1932, т. 12, в.
9 - 10; Утченко С. Л., Штаерман Е. М., О некоторых вопросах истории рабства,
"Вестник древней истории", 1960, № 4. С. Л. Утченко.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я