АНТИСЕМИТИЗМ

АНТИСЕМИТИЗМ одна
из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном
отношении к евреям. А. принимал в ходе истории различные формы - от религиозного
и психологического предубеждения и сегрегации, проявлявшихся главным образом
в сфере бытовых отношений, до проводимой гос. органами политики насильств.
выселения евреев и даже их физического истребления (геноцида). А. представляет
собой социальное явление, используемое правящими эксплуататорскими классами
в разных целях - политич., экономич., для разжигания националистич. настроений,
для отвлечения трудящихся от борьбы за решение коренных социальных проблем.
В русло А. в течение веков сознательно направлялось социальное недовольство
народных масс, опутанных ре-лиг.-этнич. предрассудками.


Историч. корни
А. уходят в древность, когда евреи в результате диаспоры оказались в новых
странах своего расселения на положении нац.-религ. меньшинства. Их религия
- иудаизм - своими культовыми и бытовыми установками, провозглашением евреев
народом, "избранным богом", и др. резко обособляла их от окружающего населения.
Социально-религ. А. был в течение многих веков наиболее отчётливо выраженным
видом А. Неприязнь к евреям как к иноверцам поддерживалась в христианских
странах всевозможными измышлениями: церковники обвиняли евреев в ритуальном
убийстве Христа,< в убийстве христианских детей и использовании их
крови для изготовления пасхальных хлебцев, в осквернении христианских святынь
и др. Социально-экономические мотивы А. были обусловлены тем, что евреи,сосредоточившие
свою деятельность главным образом на занятиях торговлей, ростовщичеством
и ремеслом, по мере развития товарно-ден. отношений становились серьёзными
конкурентами местного (нееврейского) торг.-ремесл. населения. В древности
одним из наиболее известных проявлений А. было преследование евреев в 1
в. н. э. в Александрии, Антиохии и др. центрах Рим. империи. В ср. века
резкое усиление А. в Зап. Европе наблюдается с кон. 11-12 вв. в связи с
ростом религ. нетерпимости во время крестовых походов (евр. погромы, учинявшиеся
крестоносцами по пути на В.) и особенно с 13-14 вв., в условиях быстрого
развития товарно-ден. отношений. А. выражался не только в сегрегации евреев
(запрещение браков евреев и христиан, ограничение бытового общения между
ними, для чего евреев заставляли носить особую одежду или отличит. знаки
на ней, жить в особых кварталах, получивших позднее назв. гетто), в юридич.
неполноправии их с христианским населением, но и в изгнании (полном или
частичном) евреев из ряда стран Зап. Европы (из Англии в 1290, из Франции
в 1394, из Испании в 1492 и т. д.); гонения на евреев использовались феодалами
и церковью для захвата их богатств.


В результате
бурж. революций 16- 19 вв. ср.-век. правовые ограничения евреев были отменены.
Однако уже в последней трети 19 в. в условиях экономич. кризисов 70-80-х
гг. и массового разорения мелкой буржуазии наблюдается новая волна А.,
к-рый подкреплялся теперь мифом о виновности евреев в экономико-политич.
неустойчивости жизни; в русло А., к-рый сопровождался социальной демагогией,
направлялась мелкобурж. оппозиция крупному капиталу. Особой силы антисемитское
движение достигло в Германии и Австро-Венгрии, где его глашатаями стали
лидеры христианско-социальных партий (А. Штёккер в Германии, К. Люэгер
в Австро-Венгрии). В это время впервые получает распространение и сам термин
"А." (подчёркивал враждебность к евреям, принадлежащим к т. н. семитским
народам). В 1882 в Дрездене состоялся первый междунар. антисемитский конгресс.
Попытки усиления А. встречали противодействие прогрессивных сил (напр.,
во Франции во время дела Дрейфуса, см. Дрейфуса дело). С кон. 19 в. борьба
против А. осложнилась распространением сионизма, становящегося всё более
реакционным. Ныне сионизм - это идеология, разветвлённая система организаций,
пояитич. практика крупной евр. буржуазии, сросшейся с монополистич. кругами
США и др. империалистич. держав; осн. содержанием совр. сионизма, игнорирующего
подлинные интересы евр. народа, является ярый шовинизм и злобный антикоммунизм.
Сионистские лидеры, развивающие идеи об "извечности" А., призывающие к
обособлению самих евреев от других народов, практически усиливали и усиливают
А. и используют его в своих интересах.


В России А.
являлся по существу признанной гос. доктриной; евреи (некрещёные) были
здесь ограничены в месте жительства ("черта оседлости"), им запрещалось
покупать землю и заниматься земледелием, занимать офицерские должности,
состоять на гос. службе, работать на жел. дорогах и почте; существовали
(с 80-х гг. 19 в.) нормы приёма евреев в средние и высшие учебные заведения
и т. д. А. подогревался процессами по обвинению евреев в ритуальных убийствах
(Велижское дело в 20-30-х гг. 19 в., Бейлиса дело 1913 и др.). Наиболее
жестокой формой А. были евр. погромы, первая волна к-рых (нач. 80-х гг.)
была развязана реакц. кругами после убийства Александра II, вторая - в
период Революции 1905-07. Во главе погромщиков стояли черносотенцы из "Союза
русского народа", а за их спиной - царская охранка. Позже, уже в годы Гражд.
войны, причастностью евреев к революц. движению мотивировались массовые
евр. погромы, устраивавшиеся петлюровцами и деникинцами, бандами Махно
и др. "атаманов". Рус. с.-д-тии, как и марксистским партиям других стран,
пришлось вести борьбу как против А.,< так и против евр. национализма
(проявлявшегося, в частности, в деятельности евр. политич. партий типа
Бунд); борьба с А. рассматривалась рус. социал-демократами как составная
часть общей освободит. борьбы и демократич. решения нац. вопроса. В. И.
Ленин, указывая на "...несомненную связь антисемитизма с интересами именно
буржуазных,< а не рабочих слоев населения"(Поли. собр. соч., 5 изд.,
т. 7, с. 121), подчёркивал, что А. раздувается эксплуататорскими классами,
использующими темноту масс, отмечал развращающее влияние А., отравляющего
сознание народа; одновременно Ленин подчёркивал, что борьба самих евреев
с А. не должна принимать форму национализма и нарушать революц. союз евр.
пролетариата с пролетариями др. национальностей. Представители русской
прогрессивной интеллигенции, в их числе М. Горький, В. Г. Короленко, решительно
выступали против А.


Великая Окт.
социалистич. революция заложила базу для разрешения нац. вопроса в СССР
и, в частности, установила полное равноправие евреев во всех областях жизни.
Постановление Совета Народных Комиссаров от 25 июля 1918, подписанное В.
И. Лениным, объявляло А. "гибелью для дела рабочей и крестьянской революции"
и предписывало ставить вне закона погромщиков и ведущих погромную агитацию.


В 30-40-х гг.
20 в. центром А. стала фаш. Германия, где он подкреплялся расистскими теориями
и имел характер официально организуемого геноцида. В это время резко усилили
А. фаш. группы и организации и в ряде других стран. В Германии и оккупированных
ею в ходе 2-й мировой войны странах по спец. разработанным фаш. гос-вом
планам было уничтожено (гл. обр. в построенных для этой цели "лагерях смерти")
ок. 6 млн. евреев. Разгром гитлеровской Германии и междунар. осуждение
преследования нацистским пр-вом евреев (квалифицированного Нюрнбергским
процессом как преступление против человечности) нанесли удар по А. Однако
в капитали-стич. странах он не исчез, хотя стал проявляться в более смягчённой
форме (гл. обр. в бытовой сегрегации и дискриминации евреев) и реже принимает
насильств. формы (местные погромы, как, напр., в Ливерпуле в 1947, поджоги
синагог и т. п.); оживление А. обычно совпадает с усилением политич. реакции
в тех или иных странах.


В качестве
проявления А. империалистич. и сионистская пропаганда пытается представить
борьбу араб. народов против агрессивной политики правящих кругов Израиля.


А. осуждается
всеми прогрессивными силами международной общественности. Международное
совещание коммунистических и рабочих партий 1969 обратилось с призывом
усилить борьбу "... против расовой и национальной дискриминации,< сионизма
и антисемитизма, которые разжигаются капиталистическими реакционными силами
и используются ими для политической дезориентации масс" (Международное
совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, 1969,
с. 323).


Социалистический
строй создаёт основу для полного равноправия людей независимо от их расовой
и национальной принадлежности, а следовательно, и для полного искоренения
А. Согласно ст. 123 Конституции СССР, всякая проповедь расовой или национальной
исключительности (а следовательно, и А.) карается законом.


Лит.: Энгельс
Ф., Об антисемитизме, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22; Ленин
В. И., О погромной травле евреев, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38; его
же, К вопросу о национальной политике, там же, т. 25; его же, Законопроект
о национальном равноправии, там же; Бебель А., Социал-демократия и антисемитизм,
СПБ, 1907; Ларин Ю., Евреи и антисемитизм в СССР, М.- Л., 1929;Лозинский
С. Г., Социальные корни антисемитизма в средние века и в новое время, Л.,
1929; Нюрнбергский процесс, т. 4, М., 1959, с. 655-733, т. 7, М., 1961,
с. 307-541; Кон И. С., Психология предрассудка, "Новый мир", 1966, № 9;
Lazare В., L'antisemitisme, son histoire et ses causes, P., 1894; Levingеr
L. J., The causes of anti-semitism in the United States, Phil., 1929. В.
И, Козлов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я