АНТВЕРПЕН

АНТВЕРПЕН франц.
Анвер (флам. Antwerpen, франц. Anvers), город на С. Бельгии, на судоходной
р. Шельде и канале Альберта, в 90 км от берега Северного м. Один из крупнейших
портов мира. Адм. центр пров. Антверпен. Второй по численности населения
(после Брюсселя) город в стране: 239,8 тыс. жит. (1967); в агломерации
- 675,3 тыс. жит.


В экономике
А. большая роль принадлежит внешнеторговым и финанс. связям. Узел междунар.
морских сообщений, порт имеет обширную территорию, включает товарные гавани,
океанские басс., соединённые каналами, свою ж.-д. сеть, причальные линии
дл. 45 км; грузооборот его достигает 60 млн. т в год (1967), причём ок.
1/3 приходится на междунар. транзитные перевозки. Отрасли пром-сти А. связаны
гл. обр. с переработкой привозного сырья и обслуживанием судоходства. В
числе важнейших отраслей - судостроение и др. отрасли машиностроения, цветная
металлургия, нефтепереработка, алмазогранильная, химическая, текст., пищ.
пром-сть.


Город, разделённый
рекой, не имеет мостов. Обе части связаны туннелями, построенными под Шельдой.
К Шельде примыкает живописная старая часть города с позднеготич. постройками
- собором (1352-1616; сев. башня выс. 123 м, 1521-30), замком Стен (перестроен
в 1520-21), церковью Синт-Якобс-керк (1491-1507), "Домом мясников" (1501-03),
жилыми домами; на площади Гроте-маркт - памятники флам. ренессанса - ратуша
(1561-65, арх. К. Флорис) и гильдейские дома 16 в.; памятники барокко -
церковь Синт-Каролус-Борромеускерк (1614-21, арх. П. Хёйсенс), королев.
дворец (1743-45, арх. Я. П. Баурсхейдт). На месте крепостных стен 16 в.-
полукольцо бульваров, за ним - новые районы (жилые, пром., портовые), парки.
В 20 в. построены высотное здание "Торенгебау" (1930-31), аэропорт (1931,
арх. С. Ясински), жилые комплексы Кил (1950-55, арх. Р. Брам, В. Марманс,
Р. Мае), Люхтбал (1955, арх. X. ван Кёйк) и др. В А.- консерватория, коммерческий
ин-т. Среди музеев А.- Королевский музей изящных искусств (осн. в 1810),
дом типографов К. Плантена и Б. Моретуса (построен в 1576-80), дом П. П.
Рубенса (построен ок. 1611-18).


А. возник на
месте рим. поселения. Впервые упоминается в документах 7 в. С 12 в. постепенно
развивался как центр ремесла и торговли, в 1291 получил гор. право. С развитием
в ремесле и торговле капиталистич. отношений (с конца 15 в.) А. оттеснил
на второй план старые эко-номич. центры (Брюгге, Гент) и к сер. 16 в. достиг
наибольшего расцвета, превратившись в первый по значению в Европе центр
торговли и кредита; на Антверпенской бирже (открыта в 1460) была установлена
полная свобода торг. и кредитных сделок. Во время Нидерл. бурж. революции
16 в. А. являлся ареной острой классовой борьбы (Иконоборческое восстание
1566 и др.); в 1576 был разорён исп. войсками. В 1579 А. присоединился
к Утрехтской унии, однако в авг. 1585 после длительной осады был захвачен
испанцами. Сохранение исп. господства и закрытие голландцами в 1609 устья
Шельды для торговли лишили А. былого экономич. значения. В независимой
Бельгии (с 1830), особенно после того, как в 1863 бельг. пр-во выкупило
у Нидерландов право торговли по Шельде, вновь приобрёл важное экономич.
значение, гл. обр. как крупный торг. порт. В период 1-й и 2-й мировых войн
подвергался герм. оккупации.


Лит.: Genard
P., Anvers a travers les ages, у. 1 - 2, Anvers, 1886 - 92; Prims F., Geschiedenis
van Antwerpen, dl [1 - 26], Brux.- Antw., 1927 - 48; Avermaete R., Anvers,
Brux., 1951.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я