АНИМИЗМ

АНИМИЗМ (от
лат. anima, animus - душа, дух), вера в существование душ и духов, т. е.
фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, к-рые в религ.
сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами,<
управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая
и человека. Если душа представляется связанной с каким-либо отд. существом
или предметом, то духу приписывается самостоят. существование, широкая
сфера деятельности и способность влиять на различные предметы. Души и духи
представляются то аморфными, то фитоморфными, то зооморфными, то антропоморфными
существами; однако они всегда наделяются сознанием, волей и др. человеческими
свойствами.


Впервые термин
"А." ввёл нем. учёный Г. Шталь, назвавший (в соч. "Theoria medica", 1708)
А. своё учение о безличном жизненном начале - душе, лежащей будто бы в
основе всех жизненных процессов и являющейся "ваятельницей тела". В 19
в. в совершенно ином смысле был применён этот термин Э. Тайлором, Г. Спенсером
и др. представителями т. н. эволюц. школы в истории культуры и этнографии.
Тайлор придавал термину "А." ("Первобытная культура", 1871) двоякое значение:
1) вера в души и духов; 2) теория происхождения религии. Тайлор усматривал
в А. "минимум религии", т. е. зародыш, из к-рого развились все религии,
вплоть до самых сложных и утончённых, равно как и все воззрения на душу
не только в религии, но и в идеалистич. философии.


Как теория
происхождения религии А. не выдержал испытания науч. критики и ныне отвергается
подавляющим числом исследователей. Во-первых, никакая религия,< от
самой грубой до самой утончённой, не исчерпывается только верой в души
и духов и не может быть полностью отождествлена с душеверием и духове-рием.
Во-вторых, огромный фактич. материал, накопленный наукой уже после Тайлора,
свидетельствует о том, что процесс дуализирования (удвоения) мира, т. е.
его разделения на естественное и сверхъестественное, свяшенное и повседневное,
запрещённое (см. Табу) и дозволенное, начался вовсе не с одухотворения
или одушевления природы и протекал гораздо сложнее, чем это представлялось
Тайлору. Эти факты породили ряд направлений,< объединяемых названием
преанимизма, или доанимизма, согласно к-рым А. предшествовал век магии
(Дж. Фрейзер и др.),< аниматизм, т. е. оживотворение всей природы
(Р. Ма-ретт, Л. Я. Штернберг и др.), первобытный дологич. мистицизм (Л.
Леви-Брюль и др.). Если преанимизм оказался столь же бессильным вскрыть
истоки религии, как и А., то он всё же выявил в примитивных представлениях
о духах и душах их материальное, вещное происхождение. Души и духи в религии
австралийцев, огнеземельцев и др. отсталых народностей - это двойники реальных
существ и чувственных предметов, как бы их призраки, но они ещё достаточно
вещественны, чтобы видно было их происхождение от предметов и явлений материального
мира. Все они обладают плотью,< все они рождаются, едят, охотятся,даже
умирают, подобно окружающим дикаря реальным существам. Мифы и обряды убедительно
доказывают, что до того как воображение дикаря населило сверхъестеств.
мир душами и духами, оно наделяло сверхъестеств. свойствами сами вещи и
явления, двойниками к-рых стали эти души и духи. Напр., до того как дикарь
дошёл до умилостивления или отпугивания духа покойника, он долгое время
стремился обезвредить или задобрить самого покойника, т. е. его труп. Процесс
спиритуализации, т. е. разделения природы и человека на живую, но нематериальную
душу и материальную, но мёртвую плоть, был длительным и прошёл много этапов,
а само представление о душе как о нематериальном существе - явление очень
позднее. Каким бы утончённым ни становилось одушевление или одухотворение
природы и человека, оно всегда сохраняет следы своего материального происхождения
и в языке, и в ритуале. Т. о., А., вопреки Тайлору, ни генетически, ни
хронологически не может быть признан минимумом пли зародышем религии.


А. не только
не объясняет происхождения религии, но и сам нуждается в объяснении. Тайлор
усматривал в А. "естественную религию", "детскую философию" человечества,
возникшую самопроизвольно в силу свойств первобытного сознания, к-рое измыслило
души и духов и поверило в их существование в результате психологической
иллюзии и наивной логической аберрации, связанных с явлениями сновидений,
галлюцинаций, эха и т. п. Духи, по Тайлору,- это лишь "олицетворённые причины"
указанных выше явлений. Совр. науч. исследование показало, что корни ани-мистич.
представлений, как и всех первобытных религ. верований, надо искать не
в отд. заблуждениях дикаря-одиночки, а в бессилии дикаря перед природой
и обусловленном этим бессилием невежестве. Самый же главный порок ани-мистич.
теории состоит в том, что она рассматривает религию как явление индивидуальной
психологии, упуская из виду, что религия есть факт обществ. сознания.


Если как теория
происхождения религии А. оказался несостоятельным и представляет лишь историч.
интерес, то как обозначение веры в души и духов, являющейся неотъемлемым
и существ. составным элементом всех религий, известных истории и этнографии,
он признаётся совр. наукой.


Нек-рые идеалистически
и фидеистически (см. Фидеизм) настроенные бурж. учёные, так же как и богословы,
стремятся отмежевать совр. идеализм и фидеизм от А. Одни из них стараются
доказать, что между теизмом в виде "мировых религий" и идеализмом, с одной
стороны, и А.- с другой, нет ничего общего. Другие, т. н. прамонотеисты,
главой к-рых был патер В. Шмидт, пытаются, наоборот, обнаружить в верованиях
самых отсталых народов наряду с А. представления о едином божестве, чтобы
доказать, что и эти религии богооткровенны, но лишь "загрязнены" верой
в духов и колдовство. Разумеется, А. подвергался и подвергается разнообразным
модификациям в зависимости от степени его развития. Однако и в догматике
и в ритуале самых подновлённых совр. религий, в учениях теософов (см. Теософия)
об астральных существах, идеалистов об абсолютной идее, мировой душе, жизненном
порыве и т. п., в столоверчении и "фотографировании" духов у спиритов лежит
в основе А., как и в представлениях о потустороннем мире самых отсталых
обществ.


Термин "А."
получил распространение ещё в одном значении. В зарубежной статистике коренные
обитатели Африки,< Юж. Америки, Океании - приверженцы местных традиционных
религий - зачисляются в общую рубрику "анимистов". Это обозначение происходит
от тайлоровского понимания А. как самой ранней "дикарской" религии. Но
ведь народы эти в большинстве своём создали свою древнюю культуру,< и
религии у них разные, иногда весьма развитые; они анимисты в той же мере,
как и христиане,< мусульмане, иудаисты, буддисты. Поэтому подобное
применение термина "А." в науч. отношении неправомерно. Лит.: Энгельс Ф.,
Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии Маркс К., Энгельс
Ф., Соч., 2 изд. т. 21; Лафарг П., Происхождение и развитие понятия души,
пер. с нем., М., 1923 Плеханов Г. В., О религии н церкви [Сб. статей],
М., 1957; Тэйлор Э. Первобытная культура, пер. с англ., М. 1939; Эншлен
Ш., Происхождение религии, пер. с франц., М., 1954; Крывелев И. А., К критике
анимистической теории, "Вопросы философии", 1956, № 2; Францев Ю. П., У
истоков религии и свободомыслия, М.- Л., 1959; Токарев С. А,, Ранние формы
религии и их развитие, М., 1964; Левада Ю. А., Социальная природа религии,
М., 1965.


Б. И. Шаревская.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я