АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР изображение животных в живописи, скульптуре и графике. А. ж.
сочетает естественнонауч. и художеств. начала и развивает наблюдательность
и любовь к природе. Художник-анималист уделяет осн. внимание художеств.-образной
характеристике животного, его повадок, среды его обитания (напр., в станковой
живописи и скульптуре, в эстампе): декоративная выразительность фигуры,
силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой
пластике; часто (особенно в иллюстрациях к сказкам, басням, в аллегорич.
и сати-рич. изображениях) животное "очеловечивается", наделяется присущими
людям чертами, поступками и переживаниями. Нередко гл. задачей анималиста
становится точность изображения животного (напр., в иллюстрациях к научной
и научно-популярной лит-ре). Об острой наблюдательности художников-охотников
свидетельствуют изображения зверей и птиц в первобытном искусстве; ярко
жизненны стилизованные фигуры животных в памятниках звериного стиля (в
т.
ч. у скифов), в иск-ве Др. Востока, Африки, Океании, древней Америки, в
нар. творчестве мн. стран. Изображения животных часто встречаются в антич.cкульптуре,
вазописи, мозаиках; в ср. века в Европе были распространены аллегорич.
и фольклорные, сказочные образы птиц и зверей. В эпоху Возрождения художники
начали рисовать животных с натуры (Пизанелло, А. Дюрер), но собств. А.
ж. (связанный во многом с пейзажем, натюрмортом, бытовым жанром) и художники-анималисты
появились в Китае в периоды Тан (Хань Хуан, 8 в.) и Сун (Му-ци, 13 в.),
а в Европе - в 17 в. в Нидерландах (П. Поттер,< А. Кёйп) и Фландрии
(Ф. Снейдерс, Я. Фейт), в 18 в. во Франции (Ж. Б. Удри), России (И. Ф.
Гроот) и др. В 19 - нач. 20 вв. наряду с романтич. восхищением силой и
ловкостью зверя (А. Л. Бари во Франции) определяется стремление к точному
изучению животных (Дж. Одюбон в США, К. Труайон во Франции, скульпторы
П. К. Клодт, Е. А. Лансере в России, А. Гауль в Германии, К. Томсен в Дании),
часто в естеств. обстановке их жизни (Б. Лильефорс в Швеции, А. С. Степанов
в России), или к их яркой пластич. характеристике (скульптор Ф. Помпон
во Франции, В. А. Серов в России). Творчество ведущих сов. анималистов
(живопись, скульптура, эстамп, иллюстрации к научным и детским книгам и
т. д.) отмечено тонким знанием животного мира (воспринятого в тесной связи
с жизнью природы и человека), сочетанием познават. задач с остротой характеристики
и декоративной выразительностью образов (В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, Е.
И. Чарушин, И. Г. Фрих-Хар,< Д. В. Горлов, Е. М. Рачёв, Г. Е. Никольский,
В. И. Курдов, А. М. Лаптев, Б. Я. Воробьёв, А. Старкопф и др.).


Лит.:< Ватагин
В. А.,< Изображение животного, М., 1967; Piper R., Das< Tier
in< der Kunst, Munch., 1922. А. М. Комаров.


Илл. см. на
вклейке, табл. VI.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я