АНГАР

АНГАР (франц.
hangar), сооружение для хранения, технич. обслуживания и ремонта самолётов
и вертолётов. В дорево-люц. России существовали деревянные А. простейшей
конструкции с пролётом ок. 25 м. Один из первых стальных А. (с пролётом
20,8 м) был построен в Кенигсберге в 1913. В СССР к концу 20 - нач. 30-х
гг. на постоянных аэродромах сооружались типовые металлич. А. пролётом
36-45 м.


Совр. ангаростроение
характеризуется большим разнообразием планировочных и конструктивных схем
А., их выбор обусловлен типом и количеством обслуживаемых самолётов (вертолётов)
и характером техвологич. оборудования. Наиболее распространены прямоугольные
в плане А. арочной и рамной конструкций; пролёты А. нередко превышают 100
м.


В зависимости
от назначения различают: А.-х ранилища, осн. помещение к-рых используется
для стоянки самолётов (вертолётов), их технич. обслуживания, профилактич.
осмотра, а также хранения съёмных агрегатов и зап. частей;


А.- мастерские
(ангарные корпуса, авиационно-технич. базы - АТБ) для ремонта самолётов,
вертолётов и авиадвигателей, включающие ряд производственных и адм.-бытовых
помещений, обычно располагаемых в пристройках к основному помещению. А.
бывают: стационарные (капитального типа), возводимые на постоянных аэродромах,
базовых аэропортах и вертолётных станциях, с металлич. или железобетонными
несущими конструкциями (рис. 1); временного типа, с ограниченным сроком
службы, обычно деревянные; сборно-разборные, предназнач. для полевых аэродромов
с конструкциями из стали и лёгких сплавов; для А. этого типа эффективно
также применение пнев-мокаркасных конструкций, состоящих из несущего каркаса
(напр., трубчатых металлич. арок) и наружной ограждающей оболочки из ткани
или синтетич. плёнки. А. оснащаются подъёмно-трансп. средствами (передвижные
краны, тележки и др.), средствами связи, сигнализации, автоматич. пожаротушения
и пр. В стационарных А. устраиваются подвижные и неподвижные платформы
и стремянки, обеспечивающие удобство выполнения операций по технич. обслуживанию
и ремонту летательных аппаратов; к ним подводится электроэнергия, сжатый
воздух, кислород (рис. 2). Ангарные ворота обычно выполняются из отд. полотнищ,
автоматически открывающихся в горизонтальном или вертикальном направлениях.
Применяются также ворота гармонико-образного типа. Перед воротами устраиваются
предангарные площадки, соединяющиеся с рулёжными дорожками аэродрома. Конструктивные
и объёмно-про-странств. решения совр. А. нередко достигают высокой архитектурно-художеств.
выразительности (А., построенные П. Л. Нерви в Италии, 1930-50-е гг., и
др.). Ф. Я. Зайцев, Д. А. Могилевский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я