АНАЛИЗ

АНАЛИЗ (от
греч. analysis - разложение, расчленение), процедура мысленного, а часто
также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета
(предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства,
отношения); процедурой, обратной А., является синтез, с к-рым А. часто
сочетается в практич. или познават. деятельности. Аналитич. методы настолько
распространены в науке, что термин "А." часто служит синонимом исследования
вообще как в естественных, так и в обществ, науках (количественный и качественный
А. в химии, диагностические А. в медицине, разложение сложных движений
на составляющие в механике, функциональный А. в социологии и т. д.). Процедуры
А. входят органической составной частью во всякое науч. исследование и
обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчленённого
описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также
его свойств, признаков. Но и на других ступенях познания А. сохраняет своё
значение, хотя здесь он выступает уже в единстве с др. процедурами исследования.
Аналитич. процедуры являются одними из главных не только в науч. мышлении,
но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познават.
задач. Как познават. процесс л., изучается психологией, рассматривающей
его как психич. процесс, к-рый осуществляется на различных уровнях отражения
действительности в мозгу человека и животных, а также теорией познания
и методологией науки, к-рые рассматривают А. прежде всего как один из приёмов
(методов) получения новых познават. результатов.


А. присутствует
уже на чувств, ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения
и восприятия; в своих более простых формах он присущ животным. Однако аналитико-синтетич.
деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внешние
действия. У человека к чувств.-наглядным формам А. присоединяется высшая
форма А.- мыслительный, или абстрактно-логич., А. Эта форма возникла вместе
с навыками материально-практич. расчленения предметов в процессе труда;
по мере усложнения последнего человек овладевал способностью предварять
материально-практич. А. мыслительным. Развитие производств, деятельности,
мышления и языка, приёмов науч. исследования и доказательства привело к
появлению разных форм мыслительного А., в частности расчленения предметов
на неотделимые от них признаки, свойства, отношения. В отличие от чувств.-наглядного,
мыслительный А. совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в
естественных или искусств, языках (знаковых системах науки). С др. стороны,
и сам А., вместе с др. приёмами, служит средством формирования понятий
о действительности .


Существует
неск. видов А. как приёма науч. мышления. Одним из них является мысленное
(а часто, напр, в эксперименте, и реальное) расчленение целого на части.
Такой А., выявляющий строение (структуру) целого, предполагает не только
фиксацию частей, из к-рых состоит целое, но и установление отношений между
частями. При этом особое значение имеет случай, когда анализируемый предмет
рассматривается как представитель нек-рого класса предметов: здесь А. служит
установлению одинаковой (с точки зрения нек-рых отношений) структуры предметов
класса, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних
предметов, на другие. Др. видом А. является А. общих свойств предметов
и отношений между предметами,
когда свойство или отношение расчленяется на составляющие свойства или
отношения; одни из них подвергаются дальнейшему А., а от других отвлекаются;
на следующем этапе А. может подвергнуться то, от чего ранее отвлеклись,
и т. д. В результате А. общих свойств и отношений понятия о них сводятся
к более общим и простым понятиям. Видом А, является также разделение классов
(множеств) предметов на подклассы - непересекающиеся подмножества данного
множества. Такого рода А. называют классификацией. Все эти и др. виды А.
применяются как при получении нового знания, так и при система-тич. изложении
уже имеющихся науч. результатов. А. широко используют также в педагогич.
процессе.


Описанному
смыслу понятия А. родственно более спец. понятие формально-логического
(логического) А. Логич. А.- это уточнение логич. формы (строения, структуры)
рассуждения, осуществляемое средствами совр. формальной логики. Такое уточнение
может касаться как рассуждений (логич. выводов, доказательств, умозаключений
и т. п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений), так и
отд. областей знания. Наиболее развитой формой логич. А. содержательных
областей знания, содержательных понятий и способов рассуждения является
построение формальных систем, интерпретируемых на этих областях или с помощью
данных понятий,- т. н. формализованных языков. Логич. А.- один из осн.
познавательных приёмов науки, значение к-рого особенно возросло благодаря
развитию матем. логики, кибернетики, семиотики и разработке информационно-логич.
систем (см. Формализация).


В ином смысле
понимается А. в истории математики. Здесь А.- это рассуждение, идущее от
того, что подлежит доказательству (от неустановленного, неизвестного),
к тому, что уже доказано (установлено ранее, известно); под синтезом же
понимается рассуждение, идущее в обратном направлении. А. в этом смысле
является средством выявления идеи доказательства, но в большинстве случаев
сам по себе доказательством ещё не является. Синтез же, опираясь на данные,
найденные в А., показывает, как из ранее установленных утверждений вытекает
доказываемое, даёт доказательство теоремы или решение задачи.


Лит.: Мамардашвили
М. К., Процессы анализа и синтеза, "Вопросы философии", 1958, № 2; Проблемы
мышления в современной науке, М., 1964; Горский Д. П., Проблемы общей методологии
наук и диалектической логики, М., 1966; Петров Ю. А., Гносеологическая
роль формализованных языков, в кн.: Язык и мышление, М, 1967. Б. В. Бирюков.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я