АМПИР

АМПИР (от
франц. empire - империя), стиль в архитектуре и искусстве (гл. обр.
декоративном) трёх первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию
классицизма.
Ориентируясь,
как и классицизм, на образцы антич. иск-ва, А. включил в их круг художеств,
наследие архаич. Греции и имп. Рима, черпая из него мотивы для воплощения
величеств, мощи воинской силы: монументальные формы, массивных портиков
(преим. доричесгого и тосканского ордеров), воен. эмблематику в
архит. деталях и декоре (литорские связки, воинские доспехи, лавровые венки,
орлы и т. п.). А. включили в себя также отд. др.-егип. архит. и
пластич. мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивнь
геом. объёмы, егип. орнамент, стилизованные сфинксы и т. п.). А.
сложился в недрах классицизма, в к-ром поиск изящной простоты форм и декора
постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной
выразительности. Крайним проявлением этой тенденции был проникнутый гражд.
пафосом суровый аскетизм проектов К. Н. Леду и ряда архитекторов эпохи
Великой франц. революции. Выдвинутые ими новые градостроит. и художеств,
идеи стали основой развития А., получая в различных странах истолкование,
продиктованное местными особенностями обществ, и политич. жизни. В период
империи Наполеона I целям прославления успехов гос-ва служила мемориальная
архитектура (триумф, арки, памятные колонны), иногда повторявшая
др.-рим. образцы (арка на пл. Каррузель в Париже, 1806, арх. Ш. Персье
и П. Фонтен,- повторение арки Септимия Севера в Риме). В отделке
нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др.),
перестроенных Персье и Фонтеном для императорского двора и новой знати,
мотивы егип. рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, греч. и рим.
декора, ренессансных фресок и орнаментов созвучны ампирной мебели Ф. О.
Жакоба и бронз, изделиям П. Ф. Томира, стилизованным в духе предметов обстановки
богатого др.-рим. жилого дома. А. получил самобытные нац. черты в Великобритании,
Дании, Италии; в России и в Германии он стал вырази телем идей государств,
независимости, к-рую народы этих стран отстаивали в антинаполеоновских
войнах. Русский А. дал мирового значения образцы градо-строит. решений
(ансамбли Ленинграда, арх. К. И. Росси), обществ, сооружений (Адмиралтейство,
1806-23, арх. А. Д. Захаров, и Горный ин-т, 1806, арх. А. Н. Во-ронихин,-
в Ленинграде), произв. монументальной скульптуры (памятник Минину
и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос)
и прикладного
иск-ва ("Гурьевский сервиз", 1809-18, Императорский фарфоровый з-д в Петербурге).
Черты интимности и лиризма присущи моек, особнякам в стиле А., построенным
арх. А. Г. Григорьевым (дома Селезнёвой, 1814, ныне Музей А. С. Пушкина,
и Станицкой, 1817-22, ныне Музей Л. Н. Толстого), с их удобно располож.
и уютными интерьерами.


А. сменился
различными эклектич. течениями, знаменовавшими собой кризис художеств,
системы классицизма.


Лит.: Некрасов
А. И., Русский ампир, М., 1935; Bourgeois E., Le style Empire, ses origines
et ses caracteres, P., 1930. И. М. Глозман.


Илл. см. на
вклейке, табл. XLVI.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я