Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения





Первые школы на территории
совр. А. возникли в 5 в. В них учились дети знати и духовенства. После завоевания
А. Араб, халифатом (7 в.) при мечетях для распространения ислама были учреждены
мектебы, в к-рых детей обучали чтению Корана и грамоте на араб. яз. С 10-11
вв. при мечетях ряда азерб. городов возникли медресе - школы повышенного типа.
С И в. в мектебах был введён язык фарси. Несмотря на то, что мектебы и медресе
в основном готовили мусульм. духовенство, они сыграли положит, роль в распространении
грамотности; в них получили образование известные поэты и мыслители (Абу-ль-Ала
Ганджеви, Мехсети Ганджеви, Хагани, Ширвани, Низами Ганджеви, Насирэддин Туей
и др.). В 17-18 вв. в крупных городах мектебы и медресе открывались и отдельно
от мечетей. Форма обучения в этих школах была индивидуальной. Наряду с чтением
Корана изучались язык фарси, родная лит-pa. Срок обучения был неопределённым
и нередко доходил в мектебах до 5-6 лет, а в медресе до 15-20. В 19 в. после
присоединения Сев. А. к России стали возникать нач. рус. школы. Передовые люди
А. боролись за создание школ светского типа с преподаванием на родном языке,
за развитие сети рус. школ и увеличение в них числа учащихся-азербайджанцев.




В 1-й пол. 19 в. значит,
роль в развитии нар. образования сыграли азерб. просветители А. Бакиханов и
М.Ф. Ахундов. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. азерб. педагоги Р. И. Эфендиев, Н.
Н. Нариманов, Дж. Мамедкулизаде, С. С. Ахундов, С. М. Ганизаде, Ф. Агазаде и
др. вместе с передовыми рус. педагогами Закавказья А. О. Черняевским, Д. Д.
Семёновым и др. выступали за развитие школьного образования.




В 1865 в Баку была открыта
реальная прогимназия (реорганизованная в 1874 в реальное уч-ще) и учреждена
женская гимназия. В 1875 появились городские, низшие технич. и ремесл. уч-ща.
В 1887 в А. возникли т. н. русско-татарские нач. уч-ща. В отличие от обычных
рус. школ в них обучались только азербайджанцы, и наряду с русским преподавался
азерб. яз. В конце 19 в. увеличилась сеть русских школ. Помимо казённых уч-щ
создавались частные и обществ, школы. В 1914/15 уч. г. было 943 нач. школы (61,2
тыс. уч-ся), 18 высших начальных (4,7 тыс. уч-ся), 15 средних (7,2 тыс. уч-ся);
в школах всех типов обучалось 73 тыс. детей. Но осн. масса детей, особенно азербайджанцев,
не училась. В нач. школах они составляли 36,1% уч-ся, в ср. школе - 11%, гл.
обр. дети имущих слоев. Девочек-азербайджанок в школах было менее 2 тыс. В дореволюц.
А. имелось всего 3 ср. спец. уч. заведения, вузов не было. Грамотность составляла
9,2% .




После Великой Окт. социалистич.
революции в корне изменился культурный облик А. В 1918 Бакинский Совнарком опубликовал
декларацию о введении в республике всеобщего бесплатного обучения на родном
яз. и отделении школы от церкви. Были созданы совет по нар. образованию и комиссия
по составлению программ и учебников. В 1920 был издан ряд декретов по вопросам
просвещения ("О свободе совести", "О мобилизации работников просвещения" и др.),
утверждено положение "О единой трудовой школе Азербайджанской ССР". Развернулась
работа по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения.




Постановлением 3-й сессии
Азерб. ЦИК (май 1928) в А. было введено всеобщее нач. обучение. С 1928/29 уч.
г. школы перешли с арабской на лат. графич. основу письменности. С нач. 30-х
гг. в крупных городах, а с 1935 повсеместно началось осуществление всеобщего
7-летнего обучения. Расширилась школьная сеть. Грамотность (по данным переписи
1939) достигла 82,8%<. В том же году азерб. письменность была переведена
на основу рус. графики.




В 1951 в А. завершился
переход ко всеобщему 7-летнему обучению. По переписи 1959, грамотность составила
среди мужчин 98,8%<, среди женщин 96% (в сел. местности соответственно
98,7% и 96,1%). С 1959 осуществляется всеобщее обязательное 8-летнее обучение.
С 1966 начался переход ко всеобщему среднему образованию, к-рый в основном будет
завершён в 1970. Создана сеть уч. заведений различных типов. В 1968 насчитывалось
1171 дошкольное учреждение (95,1 тыс. детей). В 1968/69 уч. г. в 5643 общеобразоват.
школах всех типов обучалось 1330 тыс. уч-ся. Имеются респ. Дворец пионеров и
школьников в Баку, 84 дома пионеров, 10 станций юных техников, натуралистов
и туристов, 21 спорт, школа.




Значит, развития достигло
проф. образование. В 1968/69 уч. г. в 70 проф.-технич. уч. заведениях обучалось
32 тыс. уч-ся, в 78 ср. спец. уч. заведениях <- 69,2 тыс. уч-ся, в 12
вузах <- 95 тыс. студентов. В числе крупнейших вузов: Азерб. ун-т им.
С. М. Кирова, ин-т нефти и химии им. М. Азизбекова, политех-нич. ин-т, пед.
ин-т им. В. И. Ленина, пед. ин-т языков им. М. Ф. Ахундова,< мед. ин-т
им. Н. Нариманова, Консерватория им. У. Гаджибекова.




В 1913 в А. было лишь 25
массовых библиотек (книжный фонд 18 тыс. тт.). В 1968 в республике работали
2650 массовых библиотек (фонд книг и журналов 21,1 млн. экз.), <в том
числе 197 библиотек (509 тыс. экз.) находились в ведении колхозов. Крупнейшие
библиотеки: Респ. б-ка им. М. Ф. Ахундова, б-ка Азерб. гос. ун-та, Фундаментальная
б-ка АН Азерб. ССР, Центр, б-ка им. В. И. Ленина (все в Баку).
В 1968 имелось 1725 клубных учреждений, 38 музеев, крупнейшие из них: филиал
Музея им. В. И. Ленина, Музей истории А., Музей иск-в им. Р. Мустафаева, Музей
азерб. лит-ры им. Низами, С.-х. музей (все в Баку).


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я