Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА Зарождение и развитие феодального строя в А. (3-19 вв.).
В первых веках н. э. в А. шёл процесс
интенсивного развития земледелия, скотоводства, разведения винограда, плодовых
и< бахчевых культур. Одновременно значит, успехов достигло ремесло: обработка
металлов, произ-во тканей, гончарной посуды, ювелирное дело, художеств.




Ремёсла (в т. ч. ковроткачество).
В 3 - вв. в А. в основном сложились феод, отношения; сформировались основные
классы феод, общества - феодалы и зависимые крестьяне. Большинство феодалов
не имело собственного х-ва, требовавшего значит, затрат в связи с искусств,
орошением. Поэтому они были заинтересованы не столько непосредственно в земле,
на к-рой сидели зависимые крестьяне, сколько в получении ренты с крестьян, обрабатывавших
землю, что обусловливало преобладание продуктовой ренты. В нач. 4 в. в Албании
в качестве гос. религии было принято христианство, к-рое феодалы использовали
для укрепления своего господства.




А. не раз подвергался нашествию
иноземных завоевателей. К сер. 3 в. частью его овладели Сасаниды, основавшие
сильное гос-во в Иране. В 4 в. терр. А. (так же, как Армения и Грузия) стала
ареной разорит, войн между Римской империей и Ираном. Через Дербентский проход
усилились набеги кочевых тюр-коязычных племён с С.- гуннов, хазар и др. Гнёт
иноземцев вызывал сопротивление нар. масс. Во 2-й пол. 5-6 вв. по Закавказью
прокатилась волна антисасанид-ских восстаний. Борьба против иноземного гнёта
нередко переплеталась с антифеод, выступлениями народа. Крестьяне отказывались
платить подати и выполнять повинности, громили имения феодалов, уходили в горы
и леса. В кон. 5 - нач. 6 вв. в А., как и в соседнем Иране, получило распространение
движение маздакитов, представлявшее в определённой степени протест против феод,
зависимости (см. Маздакитское движение).




В 5-7 вв. в А. происходит
дальнейшее развитие производит, сил, вызвавшее важные перемены в х-ве и культуре
местного населения: шире стали использоваться плодородные земли и естеств. богатства,
внедряться искусств, орошение; улучшилась выплавка металлов, началась добыча
нефти на Апшеронском п-ове. Растут крупные города - Шабран, Шемаха, Кабала,
Щеки, Шамхор, Ганджа (Гянджа), Тебриз, Барда (крупнейший торг.-ремесл. центр)
и др. Ремесленники и торговцы в городах становились уже основной социальной
силой.




Наблюдались сдвиги и в
развитии духовной культуры. В Атропатене распространялась пехлевийская письменность.
В нач. 5 в. в Албании появился уже собственный алфавит из 52 букв. Развивались
лит-pa и наука, с 7 в. началось составление истории Кавказской Албании Мовсесом
Каганкатваци.




В сер. 7 в. А. подвергся
нашествию армии Араб, халифата. В ходе сопротивления прославился видный алб.
военачальник Джеваншир - глава феод, владения Гирдыман, ставший правителем Албании.
Лишь в нач. 8 в., сломив сопротивление нар. масс, Араб, халифат покорил А.,
как и остальное Закавказье, установив здесь тяжёлое иго. Завоеватели насильственно
насаждали ислам. Налоговая политика завоевателей и произвол чиновников вызывали
в народе ненависть к чужеземцам
и крупным местным феодалам, выступавшим в союзе с ними. Наиболее значит, выступлением
нар. масс А. против двойного гнёта явилась крест, война под руководством Бабека
(см. Бабека восстание, Хуррамиты).




Во 2-й пол. 9-1-й пол.
10 вв., когда широкие нар. движения расшатали власть Араб, халифата, в А. образовался
и усилился ряд феод, гос-в, среди к-рых особенно выделялось владение Шир-ваншахов
с центром в Шемахе. Ещё более усилилась феод, зависимость крестьян; значит,
количество лучших зем. угодий оказалось в руках крупных феодалов и их вассалов.




В сер. 11 в. А. подвергся
нашествию тюркоязычных племён (огузов и др.), возглавляемых династией Сельджуков,
что привело к упадку х-ва оседлого населения. И лишь после ослабления власти
Сельджуков и возвышения в 12 в. в А. гос-в Ширваншахов, Кесранидов и Иль-дегизидов
наблюдались новый подъём с. х-ва, ремесла, торговли, оживление городской жизни.
В ряде городов стало в значит, размерах развиваться произ-во шёлковых, шерстяных
и льняных тканей, металлич. изделий, фаянсовой и стеклянной посуды. Расширился
вывоз в соседние и зарубежные страны шёлка, шерсти, нефти, шафрана, медной и
глиняной посуды, сухих фруктов, рыбы и др. Происходили изменения и в социальных
институтах, с течением времени видоизменялись формы феод, земельной собственности.
Наиболее устойчивыми из них были наследств, земельная собственность - мульк,
земли религ. учреждений - вакфы, возникшие ещё во времена араб, владычества.
При арабах, а затем и в правление Сельджуков получила распространение форма
условного земельного пожалования - икта. Земли, принадлежавшие казне, назывались
дивани. Большие угодья - хассэ (удельные), принадлежали членам правящих династий.
В А. существовали 3 формы феод, ренты-продуктовая, денежная и отработочная,
но преобладала продуктовая.




Приход и оседание в А.
на протяжении длит. ист. периода (7-11 вв.) компактных масс тюркоязычных племён
привели к вытеснению древних местных языков тюркским яз., уже к 11-13 вв. ставшим
разговорным языком коренного населения А. Вновь образовавшийся азерб. яз., относящийся
к тюркской языковой семье, сохранил элементы коренных языков и не сразу стал
лит. языком. В делопроизводстве, науке и лит-ре долго ещё сохранялись языки
арабский и фарси. К этому же времени сформировалась азерб. народность.




В течение столетий творческим
гением народа создавались материальные и духовные ценности. В И-12 вв. видные
учёные Макки ибн Ахмед, Бахманяр, поэты-мыслители Хатиб Тебризи, Хага-ни, Низами
Ганджеви, поэтесса Мехсети Гянджеви и др. внесли крупный вклад в развитие азерб.
и мировой культуры. В А. сохранились шедевры зодчества этой эпохи: мавзолеи
Юсуфа, сына Кусейира и Момине-хатун в Нахичевани, башня Кыз-каласы (Девичья
башня) в Баку и др.




В 30-х гг. 13 в. А. был
завоёван монг.-тат. ордами. Они превратили в развалины цветущие торг.-ремесл.
центры (Байлакан, Ганджа, Шемаха, Ардебиль, Барда и др.). На завоёванных землях
А. и в сопредельных странах возникло гос-во Хулагуидов. При их владычестве,
про должавшемся до
60-70-х гг. 14 в., были уничтожены оросит, каналы, а плодородные пашни превращены
в пастбища. С. х-во пришло в упадок. К монг.-тат. военно-кочевой знати перешло
много земель, принадлежавших местным феодалам. Часть земель по-прежнему оставалась
в пользовании крест, общин - джамаатов. В 13-14 вв. происходили антимонг. и
антифеод, выступления в Карабахе, Аране, Ширване и Тебризе. Тяжёлый чужеземный
и феод, гнёт затормозил, но не остановил развития культуры А. В 13-14 вв. в
А. жили и творили выдающиеся поэты Зульфигар Шир-вани, Авхеди Марагаи, Иззеддин
Гасан-оглы, учёные Насирэддин Туей- основатель Марагинской обсерватории, философ
Махмуд Шабустари, историки Фазлул-лах Рашидаддин, Мухаммед Нахичевани и др.




В кон. 14 в. А. подвергался
нашествию войск Тимура. В кон. 14-15 вв. значит, мощь приобрело гос-во Ширваншахов,
в 15 в. возникли новые гос. образования - Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу; последние
занимали значит, часть юж. земель А. Осн. центр по произ-ву шёлка-сырца - Ширван
- играл в это время важную роль в торговле А. с др. странами. Усилились торг.-экономич.
и дипломатич. связи А. с Русью. В Москву посылались посольства Ширваншахов,
Щирван посещали посольства Моск. гос-ва.




Осн. центры азерб. культуры
в кон. 14-15 вв.- Тебриз и Шемаха. В 15 в. были воздвигнуты: дворец Ширваншахов
в Баку - шедевр ср.-век. азерб. зодчества, Голубая мечеть в Тебризе и др.




Важную роль в истории А.
сыграло образование в нач. 16 в. на азерб. землях гос-ва Сефевидов, ставшего
вскоре могуществ. державой, расположенной на обширной терр. от Сырдарьи до Евфрата.
Основателем её был шах Исмаил I (правил 1502-24). К сер. 16 в. почти весь А.
входил в Сефевидское гос-во. Объединение страны способствовало подъёму хоз.
и культурной жизни, облегчило борьбу народа против иноземных, в первую очередь
тур., завоевателей. Первоначально в жизни Сефевидского гос-ва гл. роль играла
азерб. знать. Управление областями и почти все придворные должности находились
в её руках. Армия набиралась гл. обр. из азербайджанцев. При шахском дворе,
в войске, порой и в дипломатич. переписке употреблялся азерб. яз. В 16 в. вновь
стали обрабатываться пахотные земли, обращённые при монголо-татарах в пастбища,
восстанавливается разрушенная ими оросит, сеть; упраздняется тяжёлая подать
- тамга, взимавшаяся в пользу монг.-тат. военно-кочевой знати. Значительно возросла
роль Тебриза, Шемахи, Баку, Ардебиля, Джульфы и др. городов А., в к-рых было
высоко развито ремесл. произ-во. Расширились торг, связи городов А. с соседними
закавк. странами, с Россией, Ираном, Турцией, Индией. Завязалась торговля с
Англией, Францией, Италией. В кон. 16 в. из Щирвана ежегодно вывозились за границу
десятки тысяч пудов шёлка-сырца. Города А. превратились в крупные торг, центры.
Наряду с азерб. купцами в них вели торговлю арм., груз., иран., инд. и зап.-европ.
купцы.




Но оживление в экономике
страны длилось недолго. Изменение направления мировых торг, путей, возобновление
в 70-х гг. 16. в. войн между Сефевидским гос-вом и Турцией, внутр. феод, междоусобицы
вели к общему замедлению темпов юциально-экономич. развития стран Востока, в
т. ч. и А. Гос-во Сефевидов охватили антифеод, выступления ремесленников, гор.
бедноты и крестьян, вызванные ростом налогового бремени. Самым крупным из них
было восстание тебризских ремесленников 1571-73.




При шахе Аббасе 1 (правил
в 1587 - 1629) Сефевидское гос-во переживает своеобразный процесс перерождения
в иранское. На десятом году своего правления Аббас I перенёс столицу из Казвина
в глубь Ирана - в Исфахан, что способствовало усилению влияния иран. знати при
дворе и в гос. аппарате. Опорой шаха всё более становятся иран. феодалы, в их
руки переходят гл. придворные должности и высшие адм. посты. Из армии были удалены
многие азерб. военачальники. А. начал превращаться в одну из окраин иран. гос-ва.
Азерб. народу отныне приходилось бороться не только против эксплуатации местных
феодалов, но и против иран. гнёта. В то же время нар. массы страдали от тяжести
длит, войн между султанской Турцией и шахским Ираном, продолжавшихся с небольшими
перерывами с 1602 по 1639. В эти годы прославилось имя нар. героя Кёр-оглы -
предводителя одного из крест, отрядов, выступавших против иноземных и местных
угнетателей. После мира, заключённого между Ираном и Турцией в 1639, А. опять
оказался под властью Ирана.




В нач. 18 в. вновь усилилась
борьба Ирана и Турции за А. и остальное Закавказье. Завоеват. политика этих
стран представляла большую опасность для народов края, т. к. несла с собой не
только усугубление его собственной со-циально-экономич. отсталости, экономич.
и политич. раздробленности и установление наиболее жестоких форм феод, гнёта,
но и угрозу прямого истребления значит, части населения. В 1715-31 в Закавказье
происходили выступления против Турции и Ирана.




Экономич. и политич. интересы,
связывающие А., как и остальные страны Закавказья, с Россией, необходимость
искать защиты от ирано-тур. поработителей усиливали среди части населения А.,
особенно горожан, тяготение к России. Это совпадало с интересами царской России,
стремившейся к расширению и укреплению своего влияния на Востоке. Пр-во России
хотело закрепиться на берегах Каспия, придавая особенное значение занятию Баку
- лучшего порта на Каспии. Летом 1723 в Баку высадился десант рус. войск и после
преодоления непродолжит. сопротивления местного гарнизона занял его. Вслед за
Баку к России были присоединены прикаспийские области вплоть до Решта и Астраба-да.
Зап.-европ. державы - Англия и Франция, стремясь расширить свои колон, владения
на В., всячески противодействовали усилению рус. влияния на Кавказе. Подстрекаемая
европ. гос-вами Турция начала готовиться к войне с Россией. Летом 1723 султанские
войска вторглись в Грузию, а в кон. 1723 - нач. 1724 ими уже были захвачены
мн. области Закавказья. Россия, только что вышедшая из войны со Швецией, не
могла вступить в новую войну с Турцией. По договору между Россией и Турцией,
подписанному 12 (23) июня 1724 в Константинополе, за Россией были закреп
лены прикаспийские области
А. с Баку,< Сальянами и Ленкоранью. Остальная терр. А. оставалась в руках
Турции и Ирана. Такое положение существовало вплоть до 1735, когда России во
избежание новой войны с Ираном и Турцией пришлось уступить Ирану прикаспийские
области А. В марте 1735 между Ираном и Россией был подписан Ганджинский договор,
согласно к-рому рус. войска ушли из Баку и Дербента; прикаспийские области опять
оказались под властью Ирана. Пр-во Надир-шаха установило там невыносимый гнёт.
В кон. 30 - нач. 40-х гг. Ширван, Шеки и др. области А. были охвачены крупными
антииран. восстаниями.




Во 2-й пол. 18 в. на терр.
А. сложилось ок. 15 гос. образований - ханств, наиболее крупными из к-рых были
Шекин-ское, Карабахское и Кубинское. Существовали и более мелкие феод, владения
- султанства и меликства. Господствующим в А. всё ещё продолжало оставаться
натуральное х-во. Домашнее ремесло было соединено с земледелием. А. не достиг
ещё мануфактурной стадии произ-ва. В ремесл. мастерских изготовлялись орудия
труда, оружие, ткани, кож. изделия и др. предметы домашнего обихода. В разных
ханствах были распространены различные виды ремесла. Шемаха была центром шёлкоткачества,
в Ширванском ханстве развилось произ-во медной утвари и оружия, в Кубинском
- ковроткачество и т. д.




Города А. во 2-й пол. 18
- нач. 19 вв. представляли гл. обр. адм. центры ханств. Значит, часть гор. населения
не порвала связи с с. х-вом. Вся земля в А. формально считалась собственностью
ханов, но фактически большая её часть находилась на правах условной (тиуль)
или наследственной (мульк) собственности в руках светских феодалов - беков и
агаларов; часть земель была в руках религ. учреждений (вакф). К крупным землевладельцам
принадлежала также и знать кочевых племён, захватившая часть земель, населённых
полуоседлыми и оседлыми крестьянами. Осн. массу крестьян составляли прикреплённые
к земле райяты. При переходе земельного владения от одного хозяина к другому
вместе с ним к новому владельцу переходили и райяты. Их положение было очень
тяжёлым. Помимо большого количества податей, вносимых ими землевладельцу-феодалу
натурой и деньгами, они отбывали также в его пользу отработочные повинности.
Кроме того, они платили налоги и отбывали разные повинности и в пользу хана.
Другую, менее многочисленную, группу крестьян составляли ранджбары - лично-зависимые
крестьяне, не имеющие своего х-ва. Их положение было ещё более тяжёлым. К крест,
населению относились также и эляты - кочевники-скотоводы. Они входили в состав
кочевых племён и были зависимы от племенной знати.




Засилье феодалов сохранялось
и в городах А. Нередко они сосредоточивали в своих руках значит, количество
торг, заведений, ремесл. мастерских, применяя тяжёлые формы феод, эксплуатации.
Феодалы оказывали влияние и на ход торговли, особенно внешней. Существование
таможенных перегородок между ханствами, высокие пошлины, наличие различных ден.
систем и мер веса - всё это препятствовало развитию и росту торговли внутри
страны.




Ист. условия 17-18 вв.
нашли своё выражение и в культуре А. Выдающимся памятником нар. творчества является
героич. эпос "Кёр-оглы" (17 в.). Усилились патриотич. мотивы в лит-ре (азерб.
поэты Вагиф, Видади и др.). В А. сохранился ряд архитектурных памятников 17-18
вв. (крепости Баят, Шахбулаг и Шуша в Карабахе и др.).


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я