АГРОНОМИЯ

АГРОНОМИЯ (от
агро... и греч. пб-mos - закон), букв, наука о законах полеводства,
в широком смысле - научная основа с.-х. произ-ва, совокупность знаний о
всех отраслях с. х-ва. С развитием теории и практики с.-х. производства
из А. выделились экономика и организация х-ва, зоотехния, учение о с.-х.
машинах, технология переработки с.-х. продуктов и др. Под А. стали понимать
комплекс агрономич. науки и практич. приёмов по возделыванию с.-х. культ5гр
(общее земледелие, агрохимия, агрофизика, растениеводство, селекция,
семеноводство, семеноведение, фитопатология,
с.-х. энтомология,
с.-х.
мелиорация и др.). Научная А. основывается на общей биологии, физиологии
растений, почвоведении, с.-х. метеорологии, генетике, микробиологии,
биохимии, биофизике и др. естеств. науках. В А. пользуются лабораторным
методом (см. Агро-химический анализ) и вегетационным методом,
полевым опытом,
а также результатами экспедиц. обследования почв, растительности
и т. п. Для проверки выводов, полученных вегетационным и полевым методами,
проводятся производств, опыты.


А. возникла
в процессе практич. деятельности человека, развивалась в тесной связи с
ростом производит, сил общества, изменениями социально-эко-номич. отношений
и успехами естествознания. Истоки её уходят в глубокую древность. За тысячи
лет до н. э. люди занимались земледелием. В рабов ла-дельч. эпоху был уже
накоплен большой эмпирический материал в виде агрономич. правил и наставлений
по с. х-ву (Др. Египет, Месопотамия, Др. Греция, Китай, Индия и Рим). Для
феодализма характерны медленное развитие естеств. наук и застой в А. Достигнутый
в античный период уровень А. не был превзойдён. Агрономич. сведения содержались
гл. обр. в ист. и геогр. трактатах, зако-нодат. и адм. актах и др. документах.
Позднее появились спец. трактаты по с. х-ву и домоводству, в к-рых
преимущественно повторялись сведения, имевшиеся в письменных памятниках
античной эпохи. При феодализме в ряде стран Зап. Европы древняя залежная
система земледелия стала заменяться паровой зерновой системой. С открытием
Америки в Старый Свет были завезены новые растения (картофель, кукуруза,
табак и др.), получившие затем широкое распространение. Соответственно
расширялся и круг агрономич. знаний.


С развитием
капитализма и ростом городского населения увеличивался и спрос на продукцию
с. х-ва. Это повлекло за собой повышение товарности с.-х. производства,
введения более интенсивных систем земледелия. Во 2-й пол. 18 в. в Англии
происходила смена паровой системы земледелия плодосменной, активным пропагандистом
которой был А. Юнг. На рубеже 18 и 19 вв. проблема перехода к более интенсивной
системе земледелия встала и перед другими странами. Большая заслуга в решении
этой проблемы принадлежит нем. учёному И. Шубарту, к-рый положил начало
посевам клевера в паровом поле и много сделал для дальнейшего развития
клеве-росеяния. Достижения А. Зап. Европы обобщил А. Тэер (Германия).
Он подразделял все культуры на истощающие и обогащающие почву и тем самым
обосновал необходимости чередования их в плодосменных севооборотах. Тэер
исходил из т. н. гумусовой теории питания растений, ошибочно утверждавшей,
что зелёные растения берут содержащийся в перегное углерод корнями из почвы.
Тем не менее осн. мысли Тэера о значении органич. вещества почвы сыграли
прогрессивную роль в развитии А. В 19 в. начали обосновываться как самостоят,
науки химия и физиология растений. Крупный шаг был сделан в теории питания
растений. В 1840 нем. учёным Ю. Либихом были сформулированы осн. положения
теории минерального питания растений, согласно к-рой лишь неор-ганич. природа
доставляет пищу растениям. За гумусом оставалась косвенная роль воздействия
на минеральную часть почвы при помощи углекислоты, образующейся
при его разложении. Ошибочной в теории Либиха была недооценка азотных удобрений.
Современником Либиха франц. учёным Ж. Буссенго было установлено, что азот,
так же, как и зольные элементы, растения берут из почвы. Буссенго создал
первую в Зап. Европе опытную станцию в Эльзасе (1837). Развитие
А. во многом обязано работам Ротем-стедской опытной станции (Англия).
Большую роль в А. сыграл нем. учёный Г. Гельригель, опытным путём доказавший
симбиоз бобовых культур с клубеньковыми бактериями (1886). В этот
же период значительно продвинулась вперёд та отрасль А., к-рая впоследствии
была названа агрофизикой.


Работами Г.
Менделя (Австрия, 1868), А. Вейсмана (Германия, 1899), Т.
Моргана (США, 1911) была сформулирована теория наследственности.
Существенный вклад в развитие агрономич. знаний внесли труды амер. селекционера
Л. Бербанка по созданию новых форм плодовых, декоративных и др. с.-х. растений.
В США большое внимание уделяют изучению сухого земледелия (возделывание
с.-х. растений в засушливых р-нах без орошения), разработке мер
борьбы с сорняками, болезнями и вредителями с. х-ва, а также способов устранения
эрозии почв. В Зап. Европе и США успешно развивалась химизация земледелия
(применение удобрений, известкование почв и т. д.), селекция и семеноводство
сельскохозяйственных культур.


А. в России,
как и в др. странах, прошла длительный путь развития. В древнерусских лит.
памятниках содержались нек-рые сведения о приёмах ведения с. х-ва. Сохранились
также разрозненные записи по вопросам с. х-ва, имевшие практич. характер.
В 1-й пол. 18 в. в России появились переводные руководства по с. х-ву и
домоводству. Большая роль в становлении отечественной А. принадлежит М.
В. Ломоносову, к-рый в своих трудах развивал прогрессивные агрономич. идеи,
настойчиво добивался развития агрикультуры, постановки опытов, изучения
с. х-ва России. Организованное в 1765 Вольное экономич. общество сыграло
большую роль в развитии отечественной А. Значит, влияние на рус. А. оказали
труды и практич. деятельность А. Т. Болотова и И. М. Комова, к-рые подвергли
критике господствовавшую в то время паровую систему земледелия. Болотов
предлагал вместо трёхпольных севооборотов вводить семипольные, уменьшив
площадь под паром и заняв три поля травами. Комов первым из рус. учёных
обосновал плодосменную систему земледелия с посевом бобовых трав и корнеплодов
и заменой пара пропашными культурами. Будучи хорошо знаком с зарубежным
опытом, он выступал против шаблона, рецептуры и упрощенчества в А., рекомендовал
ставить опыты и повторять их до тех пор, пока не убедишься в достоверности
полученных результатов.


В 1-й пол.
19 в. значит, вклад в рус. А. внёс М. Г. Павлов, в трудах к-рого были заложены
научные основы земледелия (значение почвенных процессов в питании растений,
применение удобрений, переход от зернового трёхполья к интенсивной плодосменной
системе земледелия). Павлов придавал большое значение практике,
считая, что именно она является приведением теории в действие. В работах
А. В. Советова (2-я пол. 19 в.) обобщено всё лучшее, что было к
тому времени в рус. практике и в литературе о системах земледелия, устанавливалась
зависимость форм земледелия от обще-ственно-экономич. условий. Советовым
была дана классификация систем земледелия и история их. Учение о системах
земледелия
в кон. 19 и нач. 20 вв. получило дальнейшее развитие в трудах
А. Н. Шишкина, А. П. Людогов-ского, А. С. Ермолова, И. А. Стебута, В. Р.
Вильямса, Д. Н. Прянишникова и др. учёных. Значительный вклад в А. внёс
В. В. Докучаев, к-рый создал учение о почве как об особом естественно-историч.
теле, развивающемся под воздействием ряда факторов. Вместе с Н. М. Сибирцевым
он разработал научную классификацию почв по их происхождению, а также меры
по восстановлению и повышению плодородия рус. чернозёма. Одновременно П.
А. Костычевым была заложена основа агрономич. почвоведения. Генетич. почвоведение
изучает почву как естественноисторич. тело, агрономическое - рассматривает
её как осн. средство с.-х. произ-ва. Исследованиями Костычева была вскрыта
сущность взаимосвязи между почвой и растениями, показана роль человека
в изменении этих связей. Изучая процессы разложения органич. веществ почвы,
Костычев установил решающую роль в этом процессе различных групп низших
организмов. В кон. 19 - нач. 20 вв. отечественное почвоведение продолжали
развивать К. Д. Глинка, В. Р. Вильяме, Л. И. Прасолов. Используя методы
физ. и коллоидной химии, разрабатывал учение о поглотит, способности почвы
К. К. Гед-ройц, исследования к-рого позволили объяснить мн. процессы почвообразования,
изменения важнейших агрономич. свойств почвы.


Зарождение
отечеств, агрохимии в 60-70-х гг. 19 в. связано с именем Д. И. Менделеева,
исследовавшего вопросы питания растений и повышения урожайности с.-х. культур.
Особое внимание Менделеев уделял применению удобрений я использованию питательных
веществ подпахотных слоев почвы. Большая заслуга в развитии основ рус.
А. принадлежит А. Н. Энгельгардту, к-рый в 70-80-е гг. в своём имении Батищево
(Смоленская губ.) изучал эффективность минеральных и органич. удобрений,
роль извести и люпина. В результате многолетней научной деятельности Д.
Н. Прянишникова были изучены процессы усвоения растениями аммиачного азота,
что позволило организовать пром. произ-во аммиачных удобрений и широко
применять их в земледелии, а проведённые им исследования фосфоритов способствовали
развитию произ-ва фосфорных удобрений. Прянишников установил роль бобовых
культур в азотном балансе, развил учение о плодосменной системе земледелия
и севооборотах.


Крупнейший
вклад в физиологию и теорию питания растений внёс К. А. Тимирязев, к-рый
провёл классич. исследования фотосинтеза, рассматривая его в непрерывной
связи с корневым питанием растений. Положение Тимирязева о том, что изучение
требований растений есть коренная задача научного земледелия, служит до
сего времени ориентиром в развитии агрономич. дисциплин. Успехи с.-х. микробиологии
в России связаны с научной деятельностью С. Н.Виноградского, к-рый в 1889
выделил бактерии, вызывающие процесс нитрификации; он доказал, что окисление
аммиака в почве происходит в две фазы, каждая из к-рых обусловлена деятельностью
разных бактерий. Виноградским изучена биология серобактерий и железобактерий;
выделены микроорганизмы, усваивающие свободный азот воздуха. Пользуясь
его методами, микробиологи продолжают дальнейшие исследования роли почвенных
микроорганизмов. В 1892 Д. И. Ивановским открыт фильтрующийся вирус и тем
самым положено начало новой ветви в биологич. науке - вирусологии, имеющей
большое значение для с. х-ва.


Особую роль
в развитии рус. А. сыграли опытные учреждения и учебные заведения. В 1867
Вольное экономич. об-во приступило к проведению опытов с удобрениями. В
1884 организовано Полтавское опытное поле, затем Херсонское (1889), Одесское,
Донское, Таганрогское и Лохвицкое опытные поля (1894), Вятская, Ивановская
(1895) и Безенчукская (1903) опытные станции. В 1902 создана сеть опытных
станций при сахарных з-дах для разработки приёмов возделывания сах. свёклы,
селекции и сортоиспытания этой культуры. В 1908 было положено начало новому
направлению в организации с.-х. опытного дела в России - размещению с.-х.
научно-исследо-ват. учреждений в соответствии с природными зонами страны;
созданы гос. опытные станции - Запольская (Петербургская губ.), Костычевская
(Самарская губ.), Энгельгардтовская (Смоленская губ.) и Шатиловская (Тульская
губ.). На опытных станциях и полях изучали и разрабатывали приёмы обработки
почвы, севообороты, агротехнику отд. культур и др. вопросы, имеющие важное
значение в земледелии. В 1-й пол. 19 в. открыт Новоалександрийский институт
с. х-ва и лесоводства (ныне Харьковский с.-х. институт им. В. В. Докучаева)
и Горы-Горецкий институт (ныне Белорусская с.-х. академия). В 1865 учреждена
Петровская земледельч. и лесная академия (ныне Моск. с.-х. академия им.
К. А. Тимирязева), ставшая центром развития А. и подготовки агрономич.
кадров. В 1913 открыт один из крупнейших с.-х. вузов в Воронеже. В нач.
20 в. в Москве и Петербурге были организованы Высшие с.-х. курсы для женщин;
в Харькове, Казани, Варшаве и Юрьеве - вет. ин-ты. При всём этом в доре-волюц.
России А. оказывала незначит. влияние на земледелие, т. к. основная масса
крест, х-в, располагая крайне малыми наделами земли, не имея необходимой
техники и средств, не могла пользоваться успехами А.


В СССР неизмеримо
возросли возможности применения достижений А., особенно после осуществления
ленинского кооперативного плана, когда мелкие крест, х-ва объединились
в колхозы и были организованы крупные гос. х-ва - совхозы. Развитию А.
способствовало создание сети новых н.-и. учреждений и уч. заведений, а
также дальнейшая дифференциация отраслей А. В 1929 была учреждена Всесоюзная
академия с.-х. наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) - высший научный центр по
с. х-ву. Расширилась подготовка агрономич. кадров. Большой вклад в познание
законов управления процессами развития растений А. внёс И. В. Мичурин.
Физиология растений обогатилась и овладела методами точной и объективной
оценки устойчивости с.-х. культур к засухе и холоду, основанной на физ.-хим.
свойствах протоплазмы клеток растений. В работах Тимирязева и его учеников
получила дальнейшее развитие теория фотосинтеза. Сов. учёными проведены
исследования по изучению видового, сортового и экологич. разнообразия с.-х.
культур; выявлено много ранее неизвестных в науке видов растений.


Н. И. Вавилов
сформулировал закон гомологич. рядов и наследственной изменчивости (1920),
указывающий селекционерам пути для поисков новых исходных форм при скрещивании
и отборе растений. Взаимообогащение теоретических исследований и практических
опытов дало возможность достигнуть крупных успехов в селекции с.-х. растений.
Под руководством и при непосредственном участии учёных-селекционеров П.
Н. Константинова, П. И. Лисицына, А. П. Шехурдина, П. П. Лукьяненко, В.
Н. Ремесло, Ф. Г. Кириченко, Н. В. Цицина, Л. А. Жданова, В. С. Пу-стовойта,
А. Г. Лорха и мн. др. выведены замечат. сорта с.-х. культур. Проводятся
начатые ещё в 1919 Н. И. Вавиловым исследования иммунитета растений к заболеваниям
и повреждениям насекомыми. Разработана и внедряется система методов защиты
растений - агротехнич., биологич., химич. и физико-механических. Ведутся
научные исследования по применению гербицидов. Осваивая и творчески развивая
труды А. Н. Костякова (1887-1957), Г. Н. Высоцкого (1865-1940), Н. И. Суса
(1880- 1967) и др. сов. учёных, успешно разрабатываются и внедряются в
произ-во эффективные системы мероприятий по улучшению водно-возд. режима
переувлажнённых земель, орошению с.-х. культур в засушливых р-нах, полезащитному
лесоразведению. Успешно развивается почвоведение, особенно в направлении
более глубокого изучения поглощающего комплекса, установления принципов
классификации почв и методов почвенной картографии. Расширились знания
по почвенной микробиологии и агрофизике. Значит, исследования проведены
по изучению эрозии почв, разработаны практич. способы борьбы с эрозией
(С. С. Соболев и др.). Во многих н.-и. учреждениях и с.-х. вузах заложены
длительные стационарные опыты по изучению севооборотов и монокультуры.
Возрастающее с каждым годом количество поступающих в с. х-во минеральных
удобрений и др. средств химизации по-1 требовало создания в
стране единой агрохимической службы. Дальнейшее развитие получили фитопатология,
с.-х. энтомология, вирусология; создана сеть учреждений по защите растений
от вредителей и болезней - служба защиты растений. Организована разветвлённая
сеть гос. семенных инспекций. Разработаны мероприятия по улучшению естеств.
кормовых угодий, способы создания искусств, сенокосов и пастбищ. Изучены
и рекомендованы схемы организации зелёного конвейера, рациональной пастьбы
скота, приёмы повышения урожайности и более целесообразного использования
сеяных кормовых трав, кукурузы и корнеплодов (приготовление травяной муки,
способы силосования, консервирование кормов и т. п.).


В СССР создана
обширная сеть н.-и. и опытных учреждений по с. х-ву. В до-революц. России
(1914) насчитывалось всего ок. 130 опытных станций и полей; в СССР в 1968
имелось 45 всесоюзных и 147 отраслевых и зональных н.-и. ин-тов по с. х-ву,
479 опытных и селекц. станций, 1550 гос. сортоиспытательных участков. Научные
исследования по А. и подготовку специалистов с. х-ва высшей квалификации
ведут 98 с.-х. вузов. Организована широкая геогр. сеть опытов с минеральными
удобрениями (в различных почвенно-климатич. зонах), в к-рых участвует ок.
200н.-и. учреждений. Науч. работу по А. координирует Всесоюзная академия
с.-х. наук им. В. И. Ленина.


Современные
задачи А. вытекают из необходимости удовлетворения возрастающих потребностей
населения в с.-х. продукции. Агрономич. науки призваны разрабатывать мероприятия,
постепенно освобождающие земледелие от воздействия вредных природных факторов,
в особенности от засухи.Важнейшая роль принадлежит механизации, агротехнике,
химизации, мелиорации, селекции и семеноводству. Успешное решение задач,
стоящих перед А., возможно лишь при условии повышения научно-методич. уровня
исследований, дальнейшей организации комплексной разработки наиболее важных
проблем, теснейшей связи с.-х. теории и практики. Необходимо строго соблюдать
и совершенствовать методику постановки полевых опытов, внедрять в исследоват.
работу новые, более точные методы полевых и лабораторных анализов, в частности
приборы, основанные на использовании новейших достижений физики, электроники,
химии, математики.


Об агрономич.
образовании см. в ст. Сельскохозяйственное образование.


Научные и практич.
проблемы А. освещаются во многих периодических изданиях. К ним относятся:
"Международный сельскохозяйственный журнал" (орган стран - членов СЭВ,
София - М., с 1957), советские журналы "Агрохимия", "Земледелие", "Почвоведение",
"Селекция и семеноводство", "Сельскохозяйственная биология" и др. Из зарубежных:
"Journal of Agricultural Science", Англия; "Agronomy Journal" (Агрономический
журнал), США; "Agriculture pratique", Франция; "Landwirtschaftliches Zentralblatt"
(Реферативный журнал мировой литературы по сельскому и лесному хозяйству),
ГДР и др.


См. так;ке
статьи Система земледелия, Сельскохозяйственная наука.


Лит.: Советов
А. В., О системах земледелия, СПБ. 1867; Прянишников Д. Н., Развитие основных
воззрений в агрономии за истекшее столетие (1806 - 1906), М., 1906; Вавилов
Н. И., Шесть лет работы Академии с.-х. наук им. В. И. Ленина, "Бюллетень
ВАСХНИЛ", 1935, N0 6; Тимирязев К. А., Земледелие и физиология
растений, Соч., т. 3, М., 1937; Константинов П. Н., Основы сельскохозяйственного
опытного дела, М., 1952; Вербин А. А., Очерки по развитию отечественной
агрономии, М., 1958; Прянишников Д. Н., Лекции по курсу "Введение в агрономию"...
Избр. соч., т. 3, М., 1965. С. А. Воробьев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я