АГИТАЦИЯ

АГИТАЦИЯ
(от лат. agitatio - приведение в движение), одно из средств политич. воздействия
на массы, оружие борьбы классов и их партий; А. выражается в распространении
какой-либо идеи или лозунга, побуждающих массы к активному действию. Политич.
А. всегда носит классовый характер. А. осуществляется путём бесед, докладов,
выступлений на митингах и собраниях, в печати, по радио, телевидению, использованием
средств изобразит, иск-ва (плакаты, карикатуры, диаграммы, картины, скульптуры
и т. д.), кино, театра. КПСС использует А. для коммунистич. воспитания
трудящихся, повышения их политич. сознательности, разъяснения смысла происходящих
событий трудящимся массам, мобилизует и организует их на выполнение задач,
стоящих перед партией, рабочим классом и всем народом.


Действенность
А. определяется правильным взаимоотношением партии, класса и масс, её науч.
основами. В тесной связи с агитацией находится пропаганда. Отличие
их Г. В. Плеханов определял так: ;... пропагандист дает много идей одному
лицу или нескольким лицам, а агитатор дает только одну или только несколько
идей, зато он дает их целой массе ли ц...; (Соч., т. 3, 1928, с. 400).


Идеи, проводимые
коммунистич. партийной А., находят среди масс сочувствие и поддержку потому,
что они выражают кровные интересы народа. Коммунистическая А. отличается
высокой идейностью. ;... Без ясного, продуманного идейного содержания,
- указывал В. И. Ленин,- агитация вырождается в фразерство; (Поли. собр.
соч., 5 изд., т. 47, с. 74). С важнейшим принципом коммунистич. А.- высокой
идейностью тесно связан другой её принцип - правдивость. ;...Мы должны
ставить дело во всей нашей пропаганде и агитации начистоту,- учил Ленин.-
Люди, которые под политикой понимают мелкие приемы, сводящиеся иногда чуть
ли не к обману, должны встречать в нашей среде самое решительное осуждение;
(там же, т. 43, с. 58).


А. предполагает
дифференцированный подход к различным слоям населения, с учётом его классового
состава, культурного уровня, рода занятий. А. строится на учёте настроений
и запросов людей, на терпеливом разъяснении и убеждении. Она должна вестись
доходчиво, конкретно, наглядно, в тесной связи с жизнью, задачами, к-рые
ставит партия. А. целеустремлённа, носит боевой, наступат. характер, разоблачает
тех, кто противится проведению генеральной линии партии, вскрывает и бичует
недостатки в работе, критикует виновников этих недостатков, не избегает
острых вопросов. М. И. Калинин говорил агитаторам: ;...Никогда не увиливайте
от постановки острых вопросов ... Ни в коем случае к этому не прибегайте,
не уклоняйтесь от ответа, не смазывайте поставленных вопросов; (;О политической
агитации;, 1948, с. 8-9).


А. имеет различные
формы. Устная А. не только средство завоевания масс, но также средство
общения с массами, тесного взаимодействия между партиен, рабочим классом
и всеми трудящимися. Важнейшими формами устной А. являются митинги и собрания,
к-рым В. И. Ленин, непревзойдённый агитатор, придавал огромное значение.
Он считал непременным долгом агитатора-коммуниста повседневно вести разъяснительную
работу среди масс, самому улавливать их настроения и одновременно учиться
у масс. ;Личное воздействие и выступление на собраниях в политике страшно
много значит. Без них нет политической деятельности, и даже само писанье
становится менее политическим; (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 47, с. 54).
Многие деятели КПСС были выдающимися агитаторами: М. И. Калинин, С. М.
Киров, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Г. К. Орджоникидзе, Г. И. Петровский,
Я. М. Свердлов и др.


В совр. условиях
огромное агитационное значение наряду с газетами приобрели радио и телевидение,
при помощи к-рых миллионы людей одновременно получают информацию о текущих
событиях. Возрастает и роль кино как одного из сильнейших средств политич.
А. Однако печатная А. имеет свои особенности и нек-рые преимущества по
сравнению с устной. Газета, журнал проникают в самые отдалённые уголки
страны, они представляют возможность читателю черпать информацию в любое
удобное для него время, в любом месте, сосредоточиваться на заинтересовавшем
его материале, сохранить его. В 1969 общий разовый тираж советских газет
и журналов составил более 260 млн. экз., что превышает численность населения
СССР. Оперативной формой печатной А. являются листовки, к-рые выпускаются
быстро и большими тиражами, а также стенные газеты, ;молнии;. Они с успехом
используются для популяризации передовых методов труда, передовиков социа-листич.
соревнования, ценной инициативы рабочих, инженерно-технич. работников,
служащих.


Распространённым
видом наглядной А. является плакат. Язык его должен быть ярким, лаконичным
и убедительным. Текст плаката - краткий, целеустремлённый, запоминающийся.
Большое распространение получил сов. агитац. плакат, особенно в период
Гражданской войны 1918-20, Великой Отечеств, войны 1941-45. Плакаты отличались
политич. остротой, злободневностью, разнообразием художеств, приёмов.


Для проведения
А. партия использует всю сеть культурно-просветит. учреждений: дома и дворцы
культуры, клубы, агитпункты, библиотеки, дома политич. просвещения,
агитпоезда, агнтмашины и др.


Большое внимание
уделил вопросам агитационно-массовой работы 23-й съезд КПСС. В резолюции
съезда указывается: ;Необходимо глубоко и доходчиво разъяснять политику
партии, не уходить от острых проблем, быть чуткими к запросам и духовным
потребностям народных масс, учитывать выросший культурный и образовательный
уровень советских людей. Вся политическая агитация должна строиться на
базе широко и систематически поставленной информации населения о политической,
экономической, культурной жизни страны и международном положении; (Материалы
XXIII съезда КПСС, 1966, с. 199).


В зависимости
от историч. условий коммунисты видоизменяют формы и методы своей А. Коммунистич.
партии, находящиеся в подполье, не могут практиковать многолюдные митинги,
там упор делается на групповую и индивидуальную А. В тех случаях, когда
отсутствуют возможности широко использовать такое мощное средство печатной
А., как газета, партия прибегает к листовкам. В. И. Ленин учил, что коммунисты
должны работать во всех учреждениях и орг-циях, дающих возможность легального
общения с трудящимися, а значит и широкой А. ;... Обязательно работать
там, где есть масс а,- писал Ленин.- Надо уметь приносить всякие жертвы,
преодолевать величайшие препятствия, чтобы систематически, упорно, настойчиво,
терпеливо пропагандировать и агитировать как раз в тех учреждениях, обществах,
союзах, хотя бы самых что ни на есть реакционных, где только есть пролетарская
или полупролетарская масса; (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с.36 - 37).
Когда большевики вышли из подполья, масштабы их агитац. деятельности значительно
расширились, а формы и методы стали более разнообразными. Митинги, собрания,
демонстрации, газеты, листовки и плакаты партия использовала для широкого
охвата масс своей А.


Партия считает,
что агитац. работу обязан вести каждый коммунист. После победы Великой
Окт. революции, когда на первый план вышли созидат. задачи, агитац. и пропагандистское
значение приобрёл пример коммунистов в труде. ;Если в прежнее время, -
говорил Ленин,- мы пропагандировали общими истинами, то теперь мы пропагандируем
работой; (там же, т. 38, с. 198).


В практич.
деятельности КПСС накоплен большой опыт проведения агитац. кампаний, связанных
со знаменательными датами, решением конкретных по-литич. и хоз. задач.
Революц. праздники (годовщины Окт. революции, Сов. Армии, 1-е Мая и др.),
дни печати, радио и т. п., дни работников различных отраслей нар. х-ва
(шахтёров, нефтяников, строителей, рыбаков и др.) служат и агитац. кампаниями,
проводимыми регулярно и приуроченными к определённым датам.


Широко проводились
единовременные агитац. кампании - по выборам в Советы, в нар. суды, по
созданию фонда обороны (в период Великой Отечеств, войны), по призыву молодёжи
на освоение целинных и залежных земель, на крупнейшие новостройки и т.
п., а также кампании, вызванные междунар. событиями, напр, в защиту Вьетнама
от амер. агрессии.


С ростом общеобразоват.
и культурного уровня трудящихся повысились требования к парт. А. Она стала
глубже по содержанию, многообразнее по средствам и формам, шире по охвату
аудитории. Внимание парт, орг-ций сосредоточивается на качественной стороне
А. Партия требует вести А. на такой информационной базе, к-рая активно
способствовала бы коммунистич. воспитанию людей, формированию обществ,
мнения, правильной ориентации сов. людей в вопросах внутр. и внеш. политики
партии и государства, в борьбе против враждебной идеологии. Информац. база
А. должна быть теоретически верной, основана на достоверных источниках,
на данных науки, доказательной, хорошо аргументированной, убедительной,
целеустремлённой, построенной на живых примерах и фактах.


Коммунистич.
А. ведёт борьбу с враждебной, буржуазной А., к-рая выступает в защиту капиталистич.
строя. В А. находит выражение борьба двух идеологий, как проявление борьбы
классов. Реакционные партии, используя современные средства массовой информации,
ведут антинародную, лживую и провокационную А. Коммунистич. А. зовёт на
борьбу против капиталистич. строя, разоблачает клевету и фальсификации
буржуазных идеологов, мобилизует массы на решение революц. задач.


Лит.: Ленин
В. И, О пропаганде и агитации, 2 изд., М., 1962; Крупская Н.К., Ленин как
пропагандист и агитатор, М., 1957; Калинин М. И., О некоторых вопросах
агитации и пропаганды, М., 1958; Вопросы идеологической работы. Сб. важнейших
решений КПСС. (1954 Л 1961 гг.), М., 1961. В. М. Щербак,

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я