АВТОШТУРМАН

АВТОШТУРМАН автономное аэронавигац. устройство, автоматически и непрерывно производящее
прокладку пути (вычисление текущих координат) летат. аппарата. По выполняемым
функциям А. разделяют на автоматич. указатели текущих координат, необходимые
для ориентировки, и программные навигац. автоматы, направляющие полёт по
заданной траектории или к заданной цели. А. (рис.) состоит из датчиков
истинной воздушной скорости и курса, датчиков скорости и направления ветра,
задатчиков угла карты и координат цели, счётно-решающего устройства, указателей
задаваемых и выходных параметров.

01-PAKET_11-30.jpg


Действие А,
сводится к непрерывному интегрированию по времени счётно-решающим устройством
составляющих путевой скорости летат. аппарата, равных геомет-рич. сумме
истинной воздушной скорости и скорости ветра, в результате чего обеспечивается
измерение пройденного расстояния на цель (X) и бокового отклонения от заданного
маршрута (Y) в условной системе координат OXY, повернутой относительно
географич. системы координат на угол карты01-PAKET_11-31.jpg.
Перед вылетом в А. вводятся координаты места вылета - географич. широта
фо и долгота01-PAKET_11-32.jpg.
В полёте А. непрерывно измеряет вектор истинной воздушной скорости V и
истинный курс01-PAKET_11-33.jpg,
а скорость ветра U и его направление (угол 6) определяются периодически
и вводятся в А. либо вручную, либо автоматически.


Т. к. принцип
действия А. осн. на косвенном методе измерения, то у него, помимо инструмент,
ошибок,< существуют также и методич. ошибки. Наличие последних обусловливает
целесообразность комплектования А. с др. бортовыми системами навигации
(инерциальной, радиотехнической и др.). В лит-ре А. получил также названия
- навигац. автомат воздушного счисления пути и навигац. координатор. Первый
А. в СССР предложил В. Ю. Поляк в 1930.


Лит.: Селезнёв
В. П., Навигационные устройства, М., 1961. А.Л.Горелик.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я