АВТОСЦЕПКА

АВТОСЦЕПКА устройство для автоматич. сцепления ж.-д. подвижного состава, передачи
и смягчения действия продольных усилий, развиваемых при движении и остановке
поезда, а также при маневровой работе. Обеспечивает автоматич. сцепление
подвижного состава при соударении, автоматич. возвращение деталей механизма
в положение готовности к сцеплению после разведения подвижного состава
и возможность работы ;на буфер;, когда при соударении А. их сцепления не
требуется. Расцепление производится вручную (при этом человек не заходит
между вагонами).


На рис. показана
А. и её расположение на вагоне. В корпусе А. 13 размещаются детали
механизма сцепления. Тяговый хомут 6 с помощью клина 8, закреплённого
болтами, упорной плиты 7, переднего 9 и заднего 1 упоров передаёт
через поглощающий аппарат 5 продольные растягивающие и сжимающие
усилия от корпуса А. на раму вагона. Маятниковые подвески 11 и центрирующая
балка возвращают в центральное положение отклонённый корпус А. Расцепной
рычаг 3, удерживаемый кронштейном 2 и державкой 10, и
цепь 14 предназначены для расцепления А. и установки механизма в
выключенное положение при необходимости работы чна буфер;; поддерживающая
планка 4 служит для удержания тягового хомута с поглощающим аппаратом
и упорной плитой. Корпус сцепки имеет два зуба - большой и малый, между
к-рыми образован зев. При сцеплении малый зуб одной сцепки входит в зев
другой, а расположенные в корпусе А. замки нажимают один на другой и входят
в карманы корпусов 13, обеспечивая сцепление. В сцепленном состоянии
замко-держатель препятствует саморасцеплению А. в пути под влиянием ударов
и толчков. Для расцепления А. необходимо поворотом валика подъёмника любой
из сцепок сначала отпереть соответствующий замкодержатель, а затем отвести
замок назад. В положение готовности к новому сцеплению замки приводятся
при выводе малого зуба из зева или без разведения А. (при ошибочном расцеплении)
- поднятием замкодержателя.


Прочность деталей
А. неск. ниже прочности рамы вагона во избежание её разрушения при значит,
продольных усилиях.


Лит.: Вагоны.
Конструкция, теория и расчет, под ред. Л. А. Шадура и И. И. Челнокова,
М., 1965; Коломийченко В. В., Голованов В. Г., Автосцепка подвижного состава,
М., 1967.

В. В. Коломипченко,
А. М. Ножевников.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я