АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ

АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ вид спорта, включающий различные соревнования на гоночных, спортивных
и серийных автомобилях. Первые автомоб. соревнования были проведены во
Франции 18 иояб. 1894 по маршруту Париж - Руан - Париж протяжённостью 1200
км. Скорость движения ограничивалась правилами (12,5 км/ч). В
России первые автомоб. гонки были проведены 11 окт. 1898 между Александровской
и Стрельной (около Петербурга) на дистанцию 41,6 км. Наибольшая
скорость, показанная в этих соревнованиях, 25,5 км/ч. В СССР первые
соревнования по А. с. состоялись в 1924 на Серпуховском шоссе (под Москвой).
С февр. 1948 соревнования по А. с. начали проводиться регулярно. Приняты
следующие осн. виды соревнований по А. с.: шоссейно-кольцевые гонки на
замкнутой извилистой трассе с усовершенствованным (гладким твёрдым) покрытием
на гоночных, спортивных и серийных автомобилях с общим стартом с места;
шоссейно-линейные гонки по автомоб. дорогам общего пользования между двумя
пунктами; трековые гонки на автодромах, ипподромах, велодромах, стадионах,
заезды на установление рекордов - спец. соревнования на достижение
абсолютной наивысшей скорости в пределах установленных дистанций (со стартом
с места и с хода) и классов автомобилей; ралли; фигурное
вождение - массовые соревнования на серийных легковых и грузовых автомобилях
на быстроту (для юношей - наименьшее отклонение от заданного норматива
времени) и безошибочное выполнение ряда спец. упражнений в искусственно
ограниченных проездах; экономичное вождение - массовые соревнования на
наименьший расход топлива при соблюдении или превышении заданной скорости
движения; подъём на холм - массовые соревнования, в к-рых места распределяются
в зависимости от скорости движения на крутом подъёме ограниченной длины
с одним или неск. поворотами под углом до 1800; кросс - соревнования
на серийных автомобилях нормальной и повышенной проходимости по бездорожью
и дорогам без искусств, покрытия при наличии естественных препятствий (определяющим
условием для распределения мест являются скорость прохождения дистанции,
а также сохранность автомобиля и груза); картинг, многоборье,
сосгоящее обычно из соревнований по фигурному и экономичному вождению
- двоеборье, традиционная и наиболее распространённая форма; многоборье
может включать и любые др. виды; получает распространение многоборье
с военно-прикладными элементами - стрельба, прицельное метание гранаты.


Международная
классификация автомобилей для А. с. (главный критерий - тип автомобиля
и рабочий объём двигателя) и технич. требования к ним периодически
изменяются.


За рубежом
важнейшими соревнованиями являются чемпионат мира по шоссей-но-кольцевым
гонкам для гоночных автомобилей (рабочий объём цилиндров двигателя - до
3 л, масса - не менее 500 кг) и чемпионат Европы по ралли.


Абс. рекорд
скорости 966,554 км/ч установлен в нояб. 1965 амер. гонщиком Крэгом
Бридлавом на автомобиле с реактивным двигателем.


В СССР развитие
А. с.регламентирует Федерация автомоб. спорта (ФАС) - член Междунар.
автомоб. федерации (ФИА). Организаторские функции выполняет Центр,
автомотоклуб.


Лит.: Автомобильный
спорт. Правила соревнований, М., 1966. Б. Е. Мандрус.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ
ТРАНСПОРТ, вид
транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым
путям. Осн. сферы всё более расширяющегося целесообразного применения А.
т.- развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта, перевозки
пром. и с.-х. грузов на короткие расстояния, внутригородские перевозки,
леревозки грузов для торговли и строительства. На дальние расстояния А.
т. перевозит скоропортящиеся, особо цен-лые, требующие быстрой доставки,
неудобные для перегрузки др. видами транспорта грузы. Ныне без А. т. невозможна
деятельность ни одной отрасли х-ва.


А. т. начал
развиваться с 20 в. по мере роста производства автомобилей и стр-ва автодорог.
В 1900 во всём мире было 11 тыс. автомобилей, 1826 тыс. в 1914, 10922 тыс.
в 1921, 46057 тыс. в 1940, 70 388 тыс. в 1950, 126 955 тыс. в 1960, 177
902 тыс. в 1965. В 1970 будет, предположительно, ок. 230 млн. автомобилей.
В 1968 в мире было произведено св. 15 млн. автомобилей.


Если в 19 в.
ж.-д. транспорт, вытеснив внутр. водный и гужевой транспорт, был наиболее
распространённым видом транспорта, то в 20 в. быстро развивающийся А. т.
стал оттеснять железнодорожный.














































































































































Табл.
1. - Рост мирового грузооборота автомобильного транспорта (без социалистических
стран, млрд. т*км)


1950


1960


1965


Всего


В
т. ч. междугородный


Всего


В
т. ч.


междугородный



Всего


В
т. ч. междугородный


Европа


87


77


210


187


285


255


Азия


10


6


43


30


97


55


Африка


8


4


18


10


29


16


Сев.
Америка


353


264


587


455


752


596


Лат.
Америка


16


13


50


40


78


56


Австралия
и Океания


20


11


38


24


48


34


Всего


494


375


946


746


1289


1012




































































































Табл.
2. -Перевозки грузов и пассажиров, грузооборот и пассажирооборот автомобильного
транспорта СССР




Единица
измерения


1913


1928


1940


1950


1960


1967


Перевозки
грузов


млн.
т


10,0


20,0


858,6


1859,6


8492,7


11947,0


Грузооборот


млрд.
т*км


0,1


0,2


8,9


20,1


98,5


170,2


Перевозки
пассажиров (автобусы)


млн.
чел.






590


1053


11316


22013


Пассажирооборот
(автобусы)


млрд.
пассажиро-километров






3,4


5,2


61,0


153,0





Доля А. т.
с 1913 по 1965 возросла (во внутр. грузообороте) во всём мире с
0,2% до 17,1%, а ж.-д. транспорта соответственно уменьшилась с 72,9% до
50,7%.


Развитие А.
т. в капиталистич. странах происходит в конкурентной борьбе с др. видами
транспорта, особенно с железнодорожным, и осуществляется (несмотря на принятые
нек-рыми гос-вами ограничительные меры) более высокими темпами по
сравнению с др. видами транспорта.


Объём перевозок
грузов А. т. в 1964 во всём мире превысил 53 млрд. т, а грузооборот
- 1370 млрд. т*км, на долю экономически развитых капиталистич. стран
приходилось 77,9% грузооборота.


Перевозки автобусами
пассажиров составили во всём мире (без социалистич. стран) в 1963
82,5 млрд. пассажиров (1950 - 45,1 млрд.), в т. ч. в междугородных
сообщениях 17,8 и в городских 27,3 млрд. пассажиров. На долю Европы и Азии
приходилось по 35% пассажиров, перевозимых автобусами всего мира. Легковые
же автомобили перевезли 282 млрд. пассажиров (1964). Из них на долю
Сев. Америки приходилось 50%, Европы - 38%. Мировой пассажирооборот в 1964
достиг 922 млрд. пассажиро-километров (автобусы) и 3344 млрд. пас-сажиро-километров
(легковые автомобили).


В СССР А. т.
начал развиваться позднее, чем в наиболее развитых капиталистич. странах.
Царская Россия фактически не имела А. т. Накануне 1-й мировой войны в России
было 8,8 тыс. автомобилей, преим. легковых, принадлежавших фабрикантам,
помещикам и чиновникам. Высокими темпами А. т. СССР стал развиваться после
создания отечеств, автомобильной промышленности. Деятельность А.
т. СССР направляется годовыми и перспективными гос. планами, в к-рых учитывается
возможность координации его работы с другими видами транспорта. А. т. развивается
как часть единой транспортной сети СССР.


Перевозки грузов
А. т. выросли с 1940 по 1967 в 14 раз, перевозка пассажиров
(за тот же период)
в междугородном сообщении - в 38 раз, во внутригор. перевозках (только
автобусами) - в 43 раза. В 1967 доля А. т. в перевозках составила
78,5% от общего объёма перевозок. А. т. перевозил почти в 4 раза больше
грузов, чем все остальные виды транспорта. Но поскольку средняя дальность
перевозок А. т. намного меньше, чем всех др. видов транспорта, и составляла
14,2 км (1967) при средней дальности на ж.-д. транспорте
830 км, морском 2013 морских миль (3718 км), речном 493 км,
то его грузооборот (в т*км) составлял лишь 5,3% общего грузооборота
всех видов транспорта СССР. Высока скорость доставки грузов А. т. Если
принять скорость доставки грузов по жел. дорогам в обычных поездах за 100%,
то на А. т. в междугородных перевозках она составит 180-200% . На коротких
расстояниях (10-20 км) скорость доставки грузов А. т. во много раз
выше, чем любым др. видом транспорта. В 1967 А. т. общего пользования (автобусы
и таксомоторы) перевезли в СССР 23 млрд. пассажиров. Постоянно действующие
маршруты междугородных перевозок пассажиров автобусами достигли (1968)
общей протяжённости св. 1,5 млн. км. На А. т. Советского Союза
работает свыше 5 млн. чел. (1967). Сфера действия А. т. расширилась.
Хотя трудоёмкость и ден. затраты на А. т. выше, чем у других видов транспорта
(из-за относительно малой грузоподъёмности и вместимости автомобилей, перевозящих
грузы на сравнительно небольшие расстояния), перевозки А. т. экономически
выгодны, т. к. доставка грузов "от двери до двери" без дополнительных перегрузок
не только уменьшает затраты на погрузочно-разгрузочные работы, но и сокращает
время нахождения груза в пути.


Концентрация
автомобилей в крупных трансп. предприятиях сделала возможным не только
увеличивать долю участия А. т. в перевозках, но и постоянно совершенствовать
трансп. процесс, вводить прогрессивные методы перевозок (централизованные
по системе тяговых "плеч", широкое применение контейнеров, поддонов и т.
п.), улучшать транспортно-экспе-диционное обслуживание, сокращать
нерациональные перевозки, организовывать прямые перевозки грузов от производителя
к потребителю.


Лит.: Афанасьев
Л. Л., Автомобильные перевозки, М., 1965; Таранов А. Т., Перевозка пассажиров
автомобильным транспортом, М., 1963; Карпуненков В. П., Влияние концентрации
грузового парка на развитие автомобильного транспорта, М., 1963; Бронштейн
Л. А., Экономика и планирование автомобильного транспорта, М.. 1968; Великанов
Д. П., Эффективность автомобиля, М., 1969; Прокофьев И. И., Анисимов А.
П., Экономика автомобильного транспорта, М., 1965; Филиппов В. К., Развитие
автомобильного транспорта общего пользования, М., 1965.

А. Т. Таранов.
"АВТОМОБИЛЬНЫЙ
ТРАНСПОРТ", ежемесячный
производственно-технич. журнал, орган Мин-ва автомоб. транспорта и шосс.
дорог РСФСР и ЦК профсоюза рабочих автомоб. транспорта и шосс. дорог. Издаётся
в Москве. Осн. в 1923. Тираж (1969) 180 тыс. экз. Освещает вопросы
экономики автотранспорта и организации перевозок, технич. эксплуатации,
конструкции и ремонта автомобилей, подготовки кадров и организации безопасности
движения, автомобильный транспорт за рубежом.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я