АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. Для автомобилей могут быть применены тепловые (внутр. сгорания
и паровые) и электрич. двигатели. Подавляющее большинство А. д.
являются поршневыми двигателями внутр. сгорания (ПДВС). По рабочему
процессу автомоб. ПДВС делятся на четырёх- и двухтактные, а по способу
воспламенения горючего - на двигатели с искровым воспламенением (наз. также
карбюраторными или бензиновыми) и с самовоспламенением в воздухе
высокой темп-ры, сжимаемом в цилиндрах двигателя (дизели). В цилиндры
карбюраторных ПДВС поступает горючая смесь, состоящая из паров бензина
и воздуха, приготовляемая в карбюраторе. Существуют также ПДВС,
к-рые не имеют карбюратора и снабжены устройством для непосредственного
впрыскивания топлива во впускной трубопровод или в цилиндр двигателя.
По
характеру протекания рабочего цикла эти двигатели не отличаются от карбюраторных.
У дизелей топливо с воздухом смешивается внутри цилиндров,
в к-рые
дизельное топливо впрыскивается в распылённом виде через форсунки насосом
высокого давления. А. д. различаются по числу и расположению цилиндров
(рядные, V-образные и др.), расположению клапанов (верхнее и нижнее),
рабочему объёму (литражу) цилиндров, типу охлаждения (жидкостное
и воздушное), по назначению и т. п. Для совр. легковых, а также
малых и ср. грузовых автомобилей применяются преим. четырёхтактные верхнеклапанные
карбюраторные ПДВС с жидкостным охлаждением. Дизели, работающие на более
дешёвом, чем бензин, топливе и превосходящие карбюраторные двигатели по
топливной экономичности и долговечности (но уступающие им по простоте конструкции
и первонач. стоимости, литровой мощности, пусковым качествам, бездымности
работы), используются преим. для тяжёлых грузовых автомобилей и многоместных
автобусов. Однако по таким важным параметрам, как уд. масса (кг/квт иликг/л,
с.), компактность, бесшумность, совр. быстроходные дизели вплотную приблизились
к карбюраторным двигателям. В связи с этим благодаря повышению литровой
мощности, дизели в последнем десятилетии стали применяться также на лёгких
грузовых автомобилях и даже на легковых автомобилях.

01-PAKET-09-4.jpg


Рис. 1. Поперечный
разрез карбюраторного двигателя МЗМА-412: 1 - картер; 2 - коленчатый вал;
3 - шатун; 4 - поршневой палец; 5 - поршень; 6 - блок цилиндра; 7 - клапан;
8 - головка цилиндров; 9 - распределительный вал; 10 - коромысло; 11 -
карбюратор; 12 - стартёр.


















































































































































































































































































































































































Основные
показатели современных отечественных автомобильных двигателей


Показатели


Карбюраторные
двигатели


Дизели


МеМЗ
968


ВАЗ
2101


МЗМА
408


МЗМА
412


ЗМЗ
21А


ЗМЗ
24


ЗМЗ
13


ЗМЗ
53А


ЗИЛ
114


ЗИЛ
130


ЗИЛ
375


ЯМЗ
236


ЯМЗ
238


ЯМЗ
240


Число
цилиндров


4


4


4


4


4


4


8


8


8


8


8


6


8


12


Рабочий
объём цилиндра, л


1,2


1,2


1,36


1,5


2,45


2,45


5,53


4,25


7


6


7


11,15


14,86


22,3


Диаметр
цилиндра, мм


76


76


76


82


92


92


100


92


108


100


108


130


130


130


Ход
поршня, мм


66


66


75


70


92


92


88


80


95


95


95


140


140


140


Степень
сжатия


7


8,8


7


9


6,7


8,8


8,5


6,7


9


6,5


6,5


16,5


16,5


16,5


Макс,
мощность, квт


32


44


37


55


53


72


143


85


220


110


132


132


177/235*


265/385"


Л.
С.


43


60


50


75


72


98


195


115


300


150


180


180


240/320*


360/520"


Макс,
частота вращения коленчатого вала , об/мин


4200


5600


4750


5800


4000


4500


4400


3200


4300


3100


3200


2100


2100


2100


Миним.
удельный расход топлива, г/(квт*ч)


333


286


313


286


313


306


306


324


286


320


320


238


238


238


г/(л.с.*ч)


245


210


230


210


230


225


225


238


210


235


235


175


175


175


*
В
знаменателе мощность при наддуве.





Совр. четырёхтактные
ПДВС (рис. 1,2) состоят из блока цилиндров, выполняемого обычно вместе
с картером, головки цилиндров, поршней с уплотнит, и масло-сбрасывающими
кольцами, шатунов, коленчатого вала, маховика, распределит, (кулачкового)
вала,
впускных и выпускных клапанов с пружинами, деталей привода клапанов (коромысла,
толкатели), передачи, связывающей коленчатый вал с распределит,
валом, запальных свечей или топливных форсунок и др. Они оборудуются радиатором
и вентилятором системы охлаждения, насосами для принудит, циркуляции смазочного
масла и охлаждающей жидкости и для подачи топлива из бака, а также топливными,
масляными и воздушными фильтрами, пусковым стартёром, трубопроводами для
воздуха, газа, топлива, масла и охлаждающей жидкости, автоматами, управляющими
частотой вращения коленчатого вала и темп-рой охлаждающей жидкости и горючей
смеси.


Мощность совр.
(1968) карбюраторных ПДВС легковых автомобилей 15-310 кет (20-425
л. с.), рабочий объём цилиндров от 0,35 до 7,6 л, степень
сжатия 7-11, макс, частота вращения коленчатого вала 4000-6000 об/мин,
литровая мощность 22-50 квт/л (30-70 л. с./л), уд. масса 1,1-4 кг/квт
(0,8-3
кг/л,
с.) и миним. удельный расход топлива до 270 г/(квт*ч)
[200
г/(л. с. *ч)]; срок службы до первого капит. ремонта
соответствует пробегу автомобиля в 75-150 тыс.
км и более; у ПДВС
спортивных и гоночных автомобилей частота вращения коленчатого вала достигает
10000-12000 об/мин, литровая мощность иногда превышает 150 квт/л
(200 л.с./л); у карбюраторных ПДВС, применяемых для грузовых
автомобилей, мощность не превышает 220 кет
(300 л.с.), рабочий
объём цилиндров составляет 1,5-9,5 л, степень сжатия 6,5-8,5, макс,
частота вращения коленчатого вала 2500-4000 об/мин. Дизельные ПДВС
имеют мощность 30-620 квт (40- 850 л. с.), рабочий объём
цилиндров 1,5- 40 л, степень сжатия 15-24, макс, частоту вращения
коленчатого вала 2000-5000 об/мин, литровую мощность 11-23 кет/л
(15-35 л.с./л), уд. массу 3,4-6,8
кг/квт
(2,5-5
кг/л, с.), миним. удельный расход топлива 205- 210 г/(квт-ч)
[150-155
г/(л.с.-ч)]; срок службы до первого капит. ремонта соответствует
пробегу автомобиля в 150- 300 тыс. км.

01-PAKET-09-5.jpg


Рис. 2. Поперечный
разрез четырёхтактного дизеля ЯМЗ-236: позиции 1 - 10 и 12 - такие же,
как на рис. 1; 11 - воздухоочиститель; 13 - толкатель; 14 - штанга; 15
- форсунка; 16 - насос высокого давления.


Дальнейшее
развитие А. д. предусматривает рост мощности, долговечности, уменьшение
габаритов и сокращение содержания вредных компонентов в составе отработавших
газов. Увеличение мощности в осн. достигается повышением частоты вращения
коленчатого вала у карбюраторных двигателей и применением наддува у дизелей.
Кроме того, у бензиновых двигателей увеличивается степень сжатия и частично
возможна замена карбюратора системой принудит, впрыскивания топлива. Перспективна
замена обычных ПДВС на нек-рых легковых автомобилях и лёгких грузовых автомобилях
более лёгкими и компактными роторно-порщневыми двигателями (см. Роторный
двигатель).
В случае решения проблемы топливной экономичности газотурбинных
двигателей
без существенного усложнения их конструкции они могут получить
широкое распространение при мощностях 750 кет (1000 л.с.)
и
более. Создание лёгких и компактных аккумуляторов позволитзаменить ПДВС
на автомобилях, работающих в городах, электродвигателями (см. также Двигатель
внутреннего сгораниям. Автомобиль).



Осн. показатели
совр. отечественных ав-томоб. ПДВС приведены в табл. (стр. 157).


Лит.: Автомобильные
бензиновые V-об-разные двигатели, М., 1958; Справочник инженера автомобильной
промышленности, пер. с англ., т. 1, М., 1962; Анохин В. И., Отечественные
автомобили, 2 изд., М., 1964; Конструкция и расчёт автотракторных двигателей,
2 изд., М., 1964; Xанин Н. С., Чистозвонов С. Б., Автомобильные роторнопорш-невые
двигатели, М., 1964.

С.Б. Чистозвонов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я