АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА комплекс сооружений для безопасного и удобного движения автомобилей
с расчётными скоростями и нагрузками. Начавшееся в кон. 19 в. развитие
автомоб. транспорта потребовало создания удобных путей для движения автомобилей;
пока скорости их движения были невелики, ограничивались приспособлением
гужевых дорог, проводя мероприятия по борьбе с пылью и предохранению дорожного
покрытия от быстрого разрушения. С ростом интенсивности движения, повышением
скоростей и нагрузок стали производить более капитальные переустройства
гужевых дорог, расширяя проезжие части, устраняя крутые подъёмы и спуски,
увеличивая радиусы закругления, применяя беспыльные и прочные дорожные
покрытия и т. п. После 1-й мировой войны во всех странах стали строить
только А. д., специально рассчитанные и спроектированные для движения автомобилей
(носящие назв. во Франции autoroute, в Англии motorway, в Италии autostrada,
в США highway и т. п.).


В зависимости
от назначения в общей транспортной сети СССР и от расчётной интенсивности
движения (предполагаемое через 20 лет число автомобилей в среднем за год,
к-рые будут проходить за сутки по дороге в обоих направлениях) А.
д. разделяют на 5 технич. категорий. Чем выше расчётная интенсивность движения,
тем выше категория дороги и её технич. характеристики, в первую
очередь расчётная скорость движения (для 1-й категории 150 км/ч, для
5-й категории 30 км/ч). Расчётная скорость - наибольшая по условиям
безопасности движения скорость одиночного легкового автомобиля.

01-PAKET-09-3.jpg




Технич. классификация
А. д. СССР приведена в табл. 1.


Основные элементы,
определяющие поперечный профиль автомобильной дороги (рис. 1): расстояние
а
между
бровками в, условно наз. шириной земляного полотна; проезжая часть
б, обочины г для временной остановки автомобилей; резервы
д,
из к-рых берут грунт для возведения земляного полотна; обрезы
е - части
дорожной полосы для размещения пешеходных и велосипедных дорожек, зелёных
насаждений, линий связи, линейных зданий, транспортных устройств
и т. д. На проезжей части устраивают дорожную одежду. Покрытие ж - верхний
слой дорожной одежды, сооружаемый из наиболее прочных дорожно-строи-тельных
материалов, воспринимает нагрузку от колёс автомобилей. Покрытие должно
быть ровным, с шероховатой поверхностью и обеспечивать хорошее сцепление
с колёсами автомобиля. Основание з - несущий слой дорожной одежды, воспринимающий
расчётную нагрузку автомобилей. Дополнит, слой основания и имеет
различное назначение (дренирующий, морозоустойчивый и т. п.). Для
лучшей видимости границ проезжей части иукрепления краёв покрытия устраивают
краевые полосы к, отличающиеся от покрытия цветом.


В местах прохода
А. д. через водотоки (реки, ручьи и т. п.), ущелья, а также
в местах пересечения с др. путями сообщения устраивают искусств, сооружения
- мосты, трубы, путепроводы, транспортные развязки
и др. (рис. 2).


Бурный рост
автомобильного транспорта вызвал увеличение интенсивности движения по А.
д. как грузовых, так и легковых
автомобилей.












































































































Табл.
1.- Техническая классификация автомобильных дорог СССР


Показатели


Технич.
категории автомобильных дорог


1-я


2-я


3-я


|
4-я


|
5-я


Перспективная
среднесуточная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях


Более
6000


6000-
3000


3000-1000


1000-200


Менее
200


Расчётная
скорость движения, км/ч Ширина проезжей части, м


150
2X7,5 и более


120
7,5


100
7


80
6


60


4,5



Ширина
полосы движения, м


3,75


3,75


3,5


3.0


4,5


Наибольшие
продольные уклоны, %


30


40


50


60


70


Наибольший
допустимый вес, передаваемый колёсами одиночной наиболее нагруженной оси
автомобиля, кн


100


100


60


60


60


тс


10


10


6


6


6





Это потребовало
специальных мероприятий, обеспечивающих повышение безопасности,
регулирование движения и обслуживание проезжающих: вдоль бровок устанавливают
или подвешивают над проезжей частью дорожные знаки и указатели, на крутых
поворотах устраивают виражи (односкатные уклоны проезжей части к центру
кривой), ограждения дороги, производят разметку проезжей части,оборудуют
светильниками и т. д.; для обслуживания пассажиров и водителей сооружают
автовокзалы, автопавильоны, автозаправочные станции, станции технического
обслуживания, мотели, кемпинги и т. п., а для обеспечения грузовых перевозок,
кроме
того,- грузовые автостанции, склады, оборотные гаражи и т. п. Одной
из важнейших транспортно-эксплуатац. характеристик А. д. является её пропускная
способность (ПС), т. е. макс, число автомобилей, к-рое без заторов
может пройти через данный участок А. д. в течение определённого промежутка
времени (напр., за час). Величина ПС в основном зависит от ширины
и количества полос движения, радиусов закруглений и продольных уклонов,
состава транспортного потока, скорости движения, погоды. Макс. ПС двухполосной
А. д. шириной 7-7,5 м при благоприятных дорожных условиях (сухое
покрытие, открытый незастроенный прямолинейный и горизонтальный участок
без пересечений в одном уровне и т. д.) составляет ок. 2 тыс. легковых
автомобилей в час или, примерно, 20 тыс. легковых автомобилей в сутки.
Наличие грузового движения резко снижает ПС и при 70-80% грузовых автомобилей
в транспортном потоке ПС двухполосной А. д. шириной 7-7,5 м
составляет
8-9 тыс. автомобилей в сутки. Если фактич. интенсивность движения на А.
д. превышает величину ПС, образуются заторы и транспортно-эксплуатац. показатели
А. д. резко снижаются.






































































































Табл.
2.- Общая протяжённость автомобильных дорог земного шара (млн. км) на
1965


Общая
протяжённость А. д.


В
т. ч. с твёрдым покрытием


Из
них усовершенствованные


Вся
сеть,


Мир
в целом


18,3


10,9


5,0


100


Капиталистич.
и развивающиеся страны


15,7


9,7


4,6


85,7


в
т. ч. экономически развитые


12,2


8,8


4,3


66,6


экономически
слаборазвитые


3,5


0,9


0,3


19,1


Социалистич.
страны


2,6


1,
1


0,3


14,3


В,т.ч.
СССР


1,4


0,4


0,1




другие
европ. страны


0,7


0,5


0,2







Строительство
А. д. в СССР осуществляют с помощью высокопроизводит. дорожных мащин по
поточному методу с применением комплексной механизации. При возведении
земляного полотна широко используют бульдозеры, скреперы, автогрейдеры
и др. Отд. конструктивные элементы и детали дорожных сооружений изготовляют
на специально оборудованных полигонах и заводах. Асфальте- и цементобетонные
смеси приготовляют на автоматизиров. смесительных установках. Полностью
механизировано устройство усовершенствованных дорожных покрытий и оснований
для них.


При эксплуатации
А. д. бесперебойное движение
поддерживает служба ремонта и
содержания А. д., а регулирование и обеспечение
безопасности осуществляют Госавтоинспекция.


Осн. направления
технич. прогресса в строительстве А. д.: повышение транс-портно-эксплуатац.
качеств дорожных покрытий и их сроков службы, внедрение более совершенной
технологии строительства и уменьшение зависимости выполнения строит, работ
от климатических условий.


Лит.: Строительство
автомобильных дорог, под ред. Н. Н. Иванова, т. 1 - 2, М., 1963-64; Автомобильные
дороги, М., 1964. В. К. Некрасов.


Сеть автомобильных
дорог. Повсеместное строительство А. д. было вызвано быстрым ростом автомобильного
парка. Если в 1913 длина находившихся в эксплуатации дорог общего пользования
составляла не более 25 тыс. км, то сеть А. д. в 1965 насчитывала
св. 18 млн. км (см. табл. 2).


Размещение
А. д. по частям света в 1965 (без СССР и др. социалистич. стран) показано
в таблице 3.


Густота сети
А. д. (1964) составляла в среднем на земном шаре 24 км (на 100 км2
обжитой
территории), в т. ч. в капиталистич. и развивающихся странах - 30
км
(из них в слаборазвитых странах -9,7 км), в социалистич. странах-11,0
км (в т. ч. в СССР - 9,6 км). Тот же показатель на 10 тыс.
жит. выглядит так: мир в целом - 56 км;
капиталистич. и развивающиеся
страны - 72 км, в т. ч. слаборазвитые-23
км; социалистические
страны - 24 км, в т. ч. СССР - 59 км.


Важнейшие А.
д. мира. Зап. Европа: Лондон - Париж - Ницца - Рим-Палермо; Лондон - Лозанна
- Милан - Бриндизи; Лисабон - Париж - Стокгольм; Лисабон - Берн - Копенгаген
- Стокгольм - Хельсинки; Лондон - Вена - Будапешт - Белград - Александру
полис - Стамбул; Рим -Берлин - Осло - Стурдаль; Рим - Вена - Варшава; Лондон
- Гаага - Берлин - Варшава; (Париж) - Прага - Варшава - (СССР); Триест
- Прага -Щецин - Гамбург - Берлин - Прага - Будапешт - Бухарест - Констанца;
Берлин - Вроцлав - Краков - Пшемысль - (СССР).


Азия: Базерган
(граница с Турцией) - Хой - Тегеран - Мешхед - Герат - Кабул - Пешавар
- Исламабад - Дели - Дакка - Кало - Пномпень - Сайгон и Тегеран - Керман
- Лахор - Дели (далее через Непал) - Дакка - Рангун- Бангкок - Куала-Лумпур
-Сингапур - Джакарта - Денпасар (о. Бали).


Африка: Каир
- Александрия - Триполи - Тунис - Алжир - Танжер, Каир - Луксор - Хартум,
Алжир - Нигер, Алжир - Конго, Танжер - Дакар.


Сев. Америка:
Вашингтон - Нью-Йорк - Олбани - Буффало, Чикаго - Омаха - Шайенн -Сан-Франциско,
Чикаго - Сент-Луис - Новый Орлеан (США); Торонто - Монреаль (Канада).


Лат. Америка:
Нуэво-Ларедо - Мехико - Гватемала - Сан-Сальвадор - Манагуа - Сан-Хосе,
Рио-де-Жанейро - Сан-Паулу - Монтевидео - Буэнос-Айрес - Вальпараисо, Каракас
- Богота - Кито - Лима - Ла-Пас - Буэнос-Айрес.


Австралия:
Мельбурн - Сидней - Брисбен, Мельбурн - Аделаида - Порт-Огаста, Джералдтон
- Перт - Олбани.














































































































































Табл.
3. - Протяжённость сети автомобильных дорог по частям света в капиталистических
и развивающихся странах на 1965


Части
света


Общая
протяжённость А. д.


Вт.
ч. с твёрдым покрытием


Из
них усовершенствованных


тыс.
км


%


тыс.
км


%


тыс.
пм


%




3535


22,5


2630


27,1


1570


33
9


Азия


1885


12,0


1015


10,4


225


4,8


Африка


1400


8,9


315


3,2


85


1,8


Сев.
Америка


6730


42,8


5060


52,2


2500


54,0


Лат.
Америка


1150


7,3


260


2,7


90


1,9


Австралия
и Океания


1035


6,5


430


4,4


170


3,6


Итого


15735


100


9710


100


4640


100





А. д. СССР.
Сооружение А. д. в СССР осуществляется с учётом размещения населённых пунктов,
ж. д., водных и возд. путей сообщения и трубопроводов. По нар.-хоз. значению,
характеру обслуживаемых ими населённых пунктов А. д. делятся на: общего
с. значения, обеспечивающие межреспубликанские связи и соединяющие столицы
союзных республик между собой и важнейшими экономич. центрами, а также
обслуживающие междунар. сообщения, аэропорты и курорты общесоюзного значения;
респ. значения - обеспечивающие межобластные связи и соединяющие респ.
и обл. центры между собой и важными экономич. центрами областей, ж.-д.
станциями и портами, а также подъезды к А. д. общегос. значения; областного
значения - обеспечивающие внутриобл. связи и соединяющие центры обл. с
гор. и районными центрами, а также важные пром. и с.-х. пункты с сетью
дорог респ. значения, ж.-д. станциями и портами; местного значения, обеспечивающие
внутрирайонные связи и соединяющие райцентры между собой и с отд. населёнными
пунктами, совхозами и колхозами; ведомственные,< находящиеся в ведении
отд. министерств (лесного х-ва, нефтедобывающей пром-сти, цветной металлургии
и др.).


А. д., соединяющие
относительно удалённые друг от друга важные в экономич. и оборонном отношении
районы и пункты и обеспечивающие массовое скоростное движение, наз. магистральными
(см. Автомобильная магистраль).
































































































Табл.4.
- Густота сети автомобильныхдорог по частям света

(км)



Части
света


На
10 тыс. жит.


На
100 км2


вся
сеть


дороги
с твёрдым покрытием


вся
сеть


дороги
с твёрдым покрытием


Европа


109


82


93


70


Азия


17


9


12


6


Африка


46


10


5


1


Сев.
Америка


319


232


31


23


Лат.
Америка


49


11


5


1


Австралия
и Океания


582


247


12


5






Строительство
А. д. осуществляется за счёт гос. капитальных вложений, отчислений от прибылей
автотрансп. предприятий, а строительство местных А. д.- с привлечением
к участию пром., с.-х. и др. хоз. предприятий и колхозов. Строительство
А. д. широко развернулось в годы предвоенных пятилеток. В этот период была
проведена реконструкция старых шоссе и построен ряд новых А. д. С 1913
по 1940 общее протяжение дорог с твёрдым покрытием увеличилось в 4 раза.
В послевоен. годы проведены большие работы по восстановлению и ремонту
А. д., построено много новых дорог с усовершенствованными покрытиями, а
также крупных транзитных магистральных А. д., по к-рым осуществляется регулярное
грузовое и пассажирское сообщение на дальние расстояния. За период с 1940
по 1966 протяжение А. д. с твёрдым покрытием возросло в 3 раза и составляв!
456 тыс. км (на конец 1968). За это же время протяжение А. д. с
усовершенствованными покрытиями возросло более чем
в 20 раз (достигнув 145 тыс. км). Для большего удобства пользующихся
дорогами и обеспечения безопасности движения важнейшим автомобильным магистралям
присвоены маршрутные номера.


Москва - Ленинград
(719 км; маршрут № 10) - первая в России дорога с твёрдым
покрытием. Построена в 1722-46 (твёрдое покрытие с 1817 по 1834).
Реконструирована в 1953-58. Подъезды к аэровокзалу Шереметьево и Завидовскому
заповеднику. Скоростное движение до аэропорта Шереметьево без пересечений.
Проходит через Клин, Калинин (обход), Валдай, Новгород. Вместе с
А. д. Ленинград - Выборг (200 км) составляет магистральную А. д.


Москва - Минск
- Брест (1054 км; маршрут № 1) - транзитная магистраль, соединяющая
Центр Европ. части СССР, БССР и Польскую Народную Республику. Стр-во началось
в 1936, закончено в 1954. Дорога проходит близ Гжатска, Вязьмы, Смоленска,
Орши, Борисова, Барановичей, Кобрина.


Москва - Харьков
- Симферополь (1395 км; маршрут № 4). Связывает Центр Европ.
части СССР с Украиной, курортами Крыма. Участок Москва - Харьков построен
в 1840-60. Дорога полностью реконструирована в 1946-50. Проходит черев
Серпухов, Тулу, Орёл, Курск, Белгород, Красно-град, Новомосковск, Запорожье,
Мелитополь, Джанкой. От Симферополя А. д. отходят на Евпаторию, Севастополь,
Ялту, Феодосию и Керчь.


Москва - Воронеж
- Рос-тов-на-Дону (1065 км; маршрут № 5). Соединяет Центр,
районы с Сев. Кавказом. В г. Шахты примыкает к А. д. Киев - Харьков - Ростов-на-Дону.
Отд. участки дороги построены во 2-й пол. 19 в.; участок Кашира - Воронеж
реконструирован в 1957-61. Стр-во дороги полностью закончено в 1967. Проходит
через Ступино, Каширу (мост через р. Оку), Ефремов, Елец, Богучар,
Мил-лерово, Каменск-Шахтинский.


Москва - Горький
- Казань (819 км). Соединяет Москву с Поволжьем. Построена в 1839-89.
Участок Москва - Горький реконструирован в годы 2-й и 3-й пятилеток в связи
с постройкой Горьков-ского автозавода. Коренная реконструкция произведена
в 1954-63. А. д. проходит через Ногинск, Владимир, Вязники, Чебоксары.
Подъезды к Володарску, Дзержинску. Со строительством участка Казань - Свердловск
А. д. войдёт в маршрут № 8. От г. Владимира отходит А. д. на г. Суздаль,
Иваново.


Москва - Куйбышев
(1070 км; маршрут № 7). Соединяет Центр со Ср. Поволжьем.
Проходит через Коломну, Рязань, Пензу, Сызрань, Тольятти. Реконструирована
в 1957-65. В ближайшие годы после завершения сооружения А. д. Куйбышев
- Уфа - Челябинск будет обеспечена связь с районом Урала.


Московская
кольцевая А. д. (МКАД, 109 км) -скоростная автомагистраль. Построена
в 1958-62. Обеспечивает распределение движения примыкающих магистральных
дорог. С 1960- граница Москвы.


Ленинград -
Киев - Одес-с а (1744 км; маршрут № 20) - транзитная Балтийско-Черноморская
магистраль. Участок Ленинград - Киев построен в 1838-88, реконструирован
после Великой Отечеств, войны. Участок Киев- Одесса построен в 1955-60.
Проходит через
Лугу, Псков, Витебск, Оршу, Могилёв, Гомель, Чернигов, Белую Церковь, Умань.


Ленинград -
Таллин - Рига - Калининград (1045 км; маршрут № 21) - осн. прибалтийская
А. д. Проходит через Нарву, Пярну, Елгаву, Шяуляй.


Киев - Харьков
- Ростов-на-Дону (950 км; маршрут № 13) - крупнейшая широтная магистраль
УССР. Построена в 1946-52. Проходит через Полтаву, Славянск, Артёмовск,
Шахты,< Новочеркасск.


Ростов-на-Дону
- Новороссийск (415 км; маршрут № 18). Построена в 1954-59. Выход
к Черноморскому побережью Кавказа. Проходит через Краснодар.


Черноморское
шоссе (Новороссийск - Батуми) (750 км; маршрут № 19).
Построено в 1887- 1910. Восстановлено в 1946-50. Продолжаются работы по
спрямлению и расширению участков с большим авто-моб. движением. Подъезды
к Адлеру, Абрау-Дюрсо, ст. Мацеста, оз. Рица, Пицунде и др. В Самтредиа
отходит А. д. на Тбилиси, Ереван, Баку (маршруты №№ 15, 17).


Ростов - Беслан
- Баку (1332 км; маршрут № 14) - основная автомагистраль
Сев. Кавказа. Построена в 1945-55 до Орджоникидзе, на остальном протяжении
в 1956-65. Промежуточные пункты: Тихорецк, Армавир, Минеральные Воды, Пятигорск,
Нальчик, Сумгаит. Подъезды к Краснодару, Орджоникидзе, Грозному, Махачкале.


Беслан - Тбилиси
- Ереван (533км; маршрут № 16). Соединяет кратчайшим путём
Сев. Кавказ и Закавказье. Промежуточные пункты: Орджоникидзе, Ленинакан.
Участок Орджоникидзе - Тбилиси (208 км) наз. Военно-Грузинской дорогой.
Из Тбилиси отходят А. д. на Баку, Ереван, Батуми.


Алма-Ата -
Фрунзе - Ташкент (812 км). Построена в 1957-65. Гл. автомагистраль
Юж. Казахстана. Проходит через Джамбул - Чимкент.


Ташкент - Термез
(708 км) - Большой узбекский тракт им. В. И. Ленина. Построен в
1940. В наст, время (1968) производится коренная реконструкция со
спрямлением и уширением отд. участков. Проходит через Гулистан, Янгиер,
Джизак, Самарканд. Вместе с предыдущей А. д. составляет маршрут № 36.


Фрунзе - Ош
(605 км). Построена в 1956-65. Гл. автомагистраль Кирг. ССР, соединившая
кратчайшим путём сев. и юж. области республики. Проходит через Токтогул,
Таш-Кумыр, Джалал-Абад. Крупнейший в СССР автодорожный тоннель (2,5 км)
на
высоте 3,2 км.


Ош - Хорог
(701 км) - Памирский тракт. Вместе с дорогой Фрунзе - Ош составляет
маршрут 37. Дорога построена в 1931-34. Обеспечивает перевозки
грузов для Горно-Бадахшанской АО. Проходит по терр. Кирг. ССР и Тадж. ССР.
Проложена по высокогорной местности (нек-рые перевалы имеют высоту более
4 км). В зимнее время движение прерывается. Проводится реконструкция.


Бийск - Ташанта
(626 км) - Чуйский тракт. Строился в 1903-13 как гужевой тракт в
Монголию. Реконструирован в 1932-36 и в послевоен. время. Обслуживает связи
Горно-Алтайской АО и внешне-торговые перевозки. Проходит по долине pp.
Катуни и Чуй. Подъезд к Горно-Алтайску. Продолжением Чуйского тракта в
МНР является Зап.-Монгольский тракт. Чуйский тракт является частью А. д.
Новосибирск - Бийск - Ташанта общим протяжением 1040 кл (маршрут
№ 34).


Абакан - Кызыл
(436 км; маршрут № 35) - Усинский тракт (назв. от р. Ус -
притока Енисея). Построен в 1911-17 как гужевой тракт. Пересекает Зап.
Саяны. Обслуживает трансп. связи Тув. АССР. Проходит через Минусинск (ж.-д.
станция). Подъезд к Шушенскому.


В ближайшие
годы будут построены и реконструированы А. д.: Москва - Рига, Москва -
Волгоград, Москва - Брянск- Киев, Куйбышев - Челябинск, Казань- Ижевск
- Свердловск, Челябинск - Караганда, Полтава - Кишинёв, Тольятти - Куйбышев
и др.


В авг. 1968
принято постановление ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР о дальнейшем развитии дорожного
стр-ва в СССР, к-рое предусматривает ежегодное увеличение темпов стр-ва
и реконструкции А. д. на 20%. Объём стр-ва дорог с твёрдым покрытием к
1975 должен составить 40 тыс. км. Г. И. Шейнис.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я