АВТОБУС

АВТОБУС [от
автомобиль и омнибус], автомобиль общественного пользования, рассчитанный
на поездку 9 и более пассажиров. Первые А. появились в начале 20 в. Сравнительно
широко распространились уже к началу 1-й мировой войны. В Москве регулярные
линии автобусных перевозок были организованы в 1924.


По назначению
А. подразделяются на городские, пригородные, междугородные (туристские),
местного сообщения и общего назначения. Городские А. имеют пассажирское
помещение с несколькими дверями для входа и выхода, с ограниченным числом
мест для сидения, с широким центральным проходом, с просторными "накопительными"
площадками около дверей. Городские А. характеризуются способностью к интенсивному
разгону, что обеспечивает относительно высокую среднюю скорость при частых
остановках. Пригородные А. имеют пассажирское помещение с уменьшенными
центральным проходом и "накопительными" площадками, а за счёт этого большее
число сидений. У междугородных (туристских) А. в пассажирском помещении
устанавливаются жёсткие или мягкие (спальные) сиденья. А. оборудуются отоплением
и вентиляцией, а некоторые и гардеробом, холодильным шкафом, туалетом.
Под полом пассажирского помещения размещают отсеки для багажа. Конструкция
таких А. должна обеспечивать движение с большой скоростью. А. местного
сообщения применяются для перевозки пассажиров по внутрирайонным и межрайонным
маршрутам, преимущественно в сельских местностях. У таких А. предусматриваются
повышенная прочность кузова и ходовой части, увеличенный дорожный просвет,
а иногда и привод на 2 или 3 оси.


Вместимость
А. зависит в основном от его габаритных размеров (главным образом длины).
В СССР принят следующий типовой ряд габаритных длин А.: 5 м - особо малые;
7,5 м - малые; 8,5 м и 9,5 м - средние; 11 м - большие; 12 м - особо большие
и 16,5 м - сочленённые. При проектировании допускается изменение соответствующей
длины в пределах ± 0,5 м. Сочленённый А. состоит из двух связанных гибким
сочленением частей, имеющих общее пассажирское помещение. В городском транспорте
за рубежом получили некоторое распространение также полутора- и двухэтажные
А. Вместимость городских А. длиной 7,5 м колеблется от 35 до 40 человек,
А. длиной 12 м - от 110 до 120 человек. Сочленённые А. вмещают до 160 человек.
В зависимости от типа А. регламентируется нижний предел максимальной скорости,
которую могут развивать А.: городские - 70 км/ч, пригородные и местного
сообщения - 80 км/ч, междугородные - 100 км/ч. Технико-эксплуатационными
требованиями также предусмотрено, что время разгона А. с места до указанной
максимальной скорости не должно превышать (в зависимости от типа и длины
А.): 40-55 сек для городских, 50-65 сек для пригородных и 70-90 сек для
междугородных А.










































































































































































































Техническая
характеристика некоторых моделей автобусов, эксплуатируемых в СССР


Автобус


Габаритная
длина (.")


Число
мест


Макс,
скорость (км/ч)


Макс,
мощность двигателя


Контрольный
расход топлива (л/100 км)


для
сидения


общее
номинальное (в часы "пик")


кет


л.
с.


РАФ-97


4,9


10




110


55


75


12,0


КАВЗ-651


6,2


20


24


70


52


70


22,0


ПАЗ-652


7,2


23


42


80


66


90


21,0


ПАЗ-672


7,3


23


45


80


85


115


20,5


ЛиАЗ-158В


9,0


32


60


65


80


109


37,0


ЛиАЗ-677


10,5


25


80(110)


70


132


180


45,0


ЛАЗ-695Е


9,2


32


55


75


110


150


36,0


ЛАЗ-698


9,7


26


67(92)


76


132


180


35,0


"Икарус"-180*
(Венгрия)


16,5


35


119(172)


67


147


200


24,4


*
Сочленённый автобус.





Кузова А. изготовляются
капотного и вагонного типа (последние более распространены). Кузов вагонного
типа обычно является несущей конструкцией; к его основанию непосредственно
крепятся двигатель, коробка передач, передние и задние оси.


Двигатель может
быть расположен в передней, средней (под полом пассажирского помещения)
или в задней части А. Привод осуществляется главным образом на заднюю ось;
у некоторых особо малых А. повышенной проходимости ведущими являются как
задние, так и передние колёса.


В городских
и пригородных А. всё более применяются автоматические трансмиссии. При
расположении двигателя в задней или средней части и при механической трансмиссии
применяется дистанционное управление сцеплением и коробкой перемены передач.
В подвеске А. начали использовать резино-тканевые баллоны, заполненные
сжатым воздухом. Помимо повышения плавности хода, это позволяет сохранять
постоянную высоту уровня пола и подножек А. независимо от нагрузки. Рулевое
управление средних и больших А. имеет усилитель, в несколько раз уменьшающий
силу, необходимую для поворота рулевого колеса. Привод рабочего (ножного)
тормоза к тормозным механизмам колёс передней и задней осей на средних
и больших А. - пневматический или пневмогидравлический, как правило, раздельный.
На особо малых А. - гидравлический, а на малых А. - гидравлический с вакуумным
усилителем или пневматический. На некоторых А., особенно междугородных,
применяется тормоз-замедлитель.



Лит.:
Плеханов И. П., Технико-эксплуатационные требования к автобусам, М., 1967;
Краткий автомобильный справочник, М., 1968.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я