Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > АВИАЦИОННАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА

АВИАЦИОННАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА

АВИАЦИОННАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА один
из осн. агрегатов авиац. газотурбинных двигателей; по сравнению
со стационарными газовыми турбинами, А. г. т. при большой мощности
имеет малые габариты и массу, что достигается конструктивным совершенством,
большими осевыми скоростями газа в проточной части, высокими окружными
скоростями рабочего колеса (до 450 м/сек) и большим (до 250 кдж/кг
или
60 ккал/кг) теплоперепадом. А. г. т. позволяет получать значит,
мощности; напр., одноступенчатая турбина (рис. 1) совр. двигателя
развивает мощность до 55 Мвт (75 тыс. л. с.). Преимуществ,
распространение получили многоступенчатые А. г. т. (рис. 2), в к-рых
мощность одной ступени обычно 30-40 Мвт (40- 50 тыс. л. с.).
Для А. г. т. характерна высокая темп-pa газа (850-12000С)
на
входе в турбину. При этом необходимый ресурс и надёжная работа турбины
обеспечиваются применением спец. сплавов, отличающихся высокими механич.
свойствами при рабочих темп-pax и устойчивостью в отношении ползучести,
а также охлаждением сопловых и рабочих лопаток, корпуса турбины и дисков
ротора.

01-PAKET_04-3.jpg


Рис. 1. Одноступенчатая авиационная
газовая турбина: 1 - диск турбины; 2 - вал турбины; 3 - лопатки рабочего
колеса; 4 - лопатки соплового аппарата.


Распространено возд. охлаждение,
при к-ром воздух, отбираемый из компрессора, пройдя через каналы системы
охлаждения, поступает в проточную часть турбины.

01-PAKET_04-4.jpg


Рис. 2. Трёхступенчатая авиационная
газовая турбина.


А. г. т. служат для привода
компрессора турбореактивного двигателя, компрессора и вентилятора
двухконтур-ного турбореактивного двигателя и для привода компрессора
и винта турбовинтового двигателя. А. г. т. используются также для
привода вспомогат. агрегатов двигателей и летат. аппаратов -пусковых устройств
(стартеров), электрич. генераторов, насосов горючего и окислителя в жидкостном
ракетном двигателе.



Развитие А. г. т. идёт по
пути аэродина-мич. конструктивного и технологич. совершенствования; улучшения
газодинамич. характеристик проточной части для обеспечения высокого кпд
в широком диапазоне изменения режимов работы, характерном для авиац. двигателя;
уменьшения массы турбины (при заданной мощности); дальнейшего повышения
темп-ры газа на входе в турбину; применения новейших высокожаропрочных
материалов, покрытий и эффективного охлаждения лопаток и дисков турбины.
Развитие А. г.'т. характерно также дальнейшим увеличением числа ступеней:
в современных А. г. т. число ступеней доходит до восьми.


Лит.: Теория реактивных
двигателей, Лопаточные машины, М., 1956; Скубачевский Г. С., Авиационные
газотурбинные двигатели, М., 1965; А б иан ц В. X., Теория газовых турбин
реактивных двигателей, 2 изд., М., 1965. С. 3. Копелев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я